- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Логоневроз или нарушение плавности речи у дошколят.
Мало кто будет спорить, что начало посещения дошкольного (школьного) учреждения для любого ребенка – это определенный стресс и для его преодоления необходима адаптация к изменившимся условиям жизни малыша.
Это время сопряжено с частыми простудными заболеваниями, повышенной утомляемостью или, наоборот, с расторможенностью, повышенной возбудимостью ребенка. Конечно, все дети, так или иначе, справляются с этими трудностями, но в некоторых случаях, адаптация проходит достаточно тяжело. И на этом фоне у ребенка может возникнуть нарушение плавности речи, ее темпа-ритма, знакомое всем под названием «заикание», выражаясь же языком медицины, логоневроз.
Казалось бы, заикание затрагивает только речь ребенка, но это не верно, оно связано с нарушением деятельности всей нервной системы в целом.
Причин возникновения логоневроза много. Данное нарушение может быть обусловлено и наследственностью, и возрастом, и полом, и местом проживания и даже климатическими условиями.
-
Так, ряд исследователей утверждает, что весной и осенью происходит усиление заикания.
-
Дети, живущие в городе, заикаются чаще, чем дети, проживающие в сельской местности.
-
Поскольку на возраст от 2 до 5 лет приходится пик интенсивного развития речи, а также формируется личность ребенка в целом, происходит поступление огромного потока информации, которую мозг ребенка не успевает перерабатывать - то и заикание чаще всего возникает в данный возрастной период. Следующий кризисный период связан с поступлением в школу. Вследствие того, что повышаются требования к ребенку, игровая деятельность сменяется новой -учебной, которая и становится теперь ведущей, затем рецидив может произойти в период полового созревания ребенка.
Конечно, как и любое заболевание, заикание легче предупредить, чем справиться с его последствиями, поскольку у ребенка происходит закрепление неправильного навыка произношения, фиксация на дефекте, а это в свой черед порождает чувство неполноценности, ущербности, ребенок будет стремиться избегать общения.
Что же делать, если в один, казалось бы, прекрасный день стало ясно, что ребенок заикается? Главное не паниковать. Прогноз на его преодоление зависит от множества факторов. Наиболее значимы из них – механизм возникновения, возраст ребенка и сроки начала коррекционного воздействия. Только комплексный подход в работе логопеда и родителей может дать положительный результат, в некоторых случаях также необходимо медикаментозное лечение у невропатолога.
При этом родители должны совершенно четко понимать, что лечение заикания – не одноразовая компания, требуется время и терпение, чтобы заболевание не дало о себе знать вновь. Для этого рекомендуется обеспечить ребенку спокойную обстановку, уменьшить количество дополнительных занятий с ребенком, ограничить просмотр телевизора (даже мультфильмов!) и чтение книг, снизить эмоциональный фон.
Помимо этого необходимо понимать и учитывать, что любые праздники сегодня принесут ребенку больше вреда, чем пользы, поскольку они способны вызывать бурю эмоций, пусть и положительных. В данный момент, любое возбуждение нервной системы противопоказано. В борьбе с заиканием необходимо руководствоваться словами любимого героя многих малышей – Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!»
Важным является ограничение речевого общения с ребенком, организация щадящего режима. Нельзя фиксировать внимание ребенка на неправильной речи, ругать и наказывать за это. Этот период у каждого ребенка индивидуален, в среднем он длится полторы недели с начала коррекционного воздействия на ребенка. Хороший результат дает и общение шепотной речью, совместное пение с ребенком, обучение дыхательным упражнениям (например, дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой).
При первых признаках нарушения речи необходимо обратиться за консультацией к специалисту, после общения с заикающимся ребенком он выберет индивидуальную, адекватную, дифференцированную методику для конкретного ребенка и наметит пути совместной коррекционной работы.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста