МААМ-картинки

Народная сказка как средство развития мышления старших дошкольников

1 ноября 2012 в 22:31 - А Ольга Петрова

 Рассказывая детям сказку, взрослые всегда стараются подвести итог длительному повествованию, показать смысл произведения, найти поучение, которое народ передает ненавязчиво от поколения к поколению. Поэтому полезно старшим дошкольникам не только рассказывать сказки, которые они еще не слышали, но и перечитывать те, которые уже знают с раннего детства. В них легче находить смысл, т.к. не требуется погружаться в события, а можно взглянуть на эту историю со стороны.

Удобнее всего сделать это при помощи пословиц, через которые выражается кратко поучительная мысль. Анализ смысла пословицы в сочетании с какой-либо сказкой является эффективным способом развития мышления детей, т.к. дошкольники начинают не только осмысливать содержание, но и обобщать материал, сравнивать с поучениями в других сказках.

Эта работа может быть включена в разделы различных образовательных областей. При обучении детей трудовой деятельности, педагог акцентирует внимание детей на пользе труда, совместной деятельности, усердия и терпения. К моменту обсуждения сказок, подбирает пословицы о труде, которые наиболее точно отражают смысл произведения: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» – к сказке «Жихарка» или «Кто трудится, тому мороз не страшен» – к сказке «Мороз, солнце и ветер». Можно предложить детям самим из нескольких пословиц найти ту, которая больше всего подходит к сказкам «Репка», «Зимовье зверей» или «Морозко». Пословицы о труде могут использоваться педагогом в различных реальных ситуациях труда детей, что закрепляет и знание текста, и лучше помогает понять смысл пословицы.

При освоении образовательной области социально-личностного развития ребенка, педагог обращает внимание на развитие нравственных качеств персонажей сказки: на хитрость и хвастовство, на дружбу и верность. По каждой теме подбираются пословицы. Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают обращать внимание на личностные особенности сверстников – кто-то жадничает, а кто-то всегда готов поделиться игрушками, угощениями; кто-то больше о себе заботится, а кто-то о других думает, прежде всего. Педагог помогает понять разные характеры, показывает ценность дружбы, взаимопонимания и поддержки на примере сказок, пословиц.

Пословицы могут быть собраны по теме здоровья, безопасности, труда и семейных отношений. Темы могут повторяться в течение года, становясь все более содержательными, закрепляя и обогащая познание ребенка. Дети учатся анализировать, выстраивать логические цепочки, делать выводы и концентрированно выражать свою мысль в виде краткого изречения – пословицы.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД