- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Народная сказка как средство развития мышления старших дошкольников
Рассказывая детям сказку, взрослые всегда стараются подвести итог длительному повествованию, показать смысл произведения, найти поучение, которое народ передает ненавязчиво от поколения к поколению. Поэтому полезно старшим дошкольникам не только рассказывать сказки, которые они еще не слышали, но и перечитывать те, которые уже знают с раннего детства. В них легче находить смысл, т.к. не требуется погружаться в события, а можно взглянуть на эту историю со стороны.
Удобнее всего сделать это при помощи пословиц, через которые выражается кратко поучительная мысль. Анализ смысла пословицы в сочетании с какой-либо сказкой является эффективным способом развития мышления детей, т.к. дошкольники начинают не только осмысливать содержание, но и обобщать материал, сравнивать с поучениями в других сказках.
Эта работа может быть включена в разделы различных образовательных областей. При обучении детей трудовой деятельности, педагог акцентирует внимание детей на пользе труда, совместной деятельности, усердия и терпения. К моменту обсуждения сказок, подбирает пословицы о труде, которые наиболее точно отражают смысл произведения: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» – к сказке «Жихарка» или «Кто трудится, тому мороз не страшен» – к сказке «Мороз, солнце и ветер». Можно предложить детям самим из нескольких пословиц найти ту, которая больше всего подходит к сказкам «Репка», «Зимовье зверей» или «Морозко». Пословицы о труде могут использоваться педагогом в различных реальных ситуациях труда детей, что закрепляет и знание текста, и лучше помогает понять смысл пословицы.
При освоении образовательной области социально-личностного развития ребенка, педагог обращает внимание на развитие нравственных качеств персонажей сказки: на хитрость и хвастовство, на дружбу и верность. По каждой теме подбираются пословицы. Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают обращать внимание на личностные особенности сверстников – кто-то жадничает, а кто-то всегда готов поделиться игрушками, угощениями; кто-то больше о себе заботится, а кто-то о других думает, прежде всего. Педагог помогает понять разные характеры, показывает ценность дружбы, взаимопонимания и поддержки на примере сказок, пословиц.
Пословицы могут быть собраны по теме здоровья, безопасности, труда и семейных отношений. Темы могут повторяться в течение года, становясь все более содержательными, закрепляя и обогащая познание ребенка. Дети учатся анализировать, выстраивать логические цепочки, делать выводы и концентрированно выражать свою мысль в виде краткого изречения – пословицы.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста