Чистый дом – учим ребенка соблюдать порядок

12 декабря 2012 в 17:44 - А. Ольга Петрова

Нередко родители дошколят жалуются на то, что каждый день им приходится в буквальном смысле слова «вступать в сражение» за чистоту и порядок в доме. А если ребенок в семье к тому же не один!

Обычно, после активной игровой деятельности малыша, до этого уютное жилище превращается в нечто больше похожее на свалку – «выходная» и домашняя одежда разбросана, куда ни ступишь – повсюду игрушки или уже их отдельные детали.

Конечно, малыша нужно приучать к порядку (привычке развешивать вещи на свои места или аккуратно складывать их, по окончании игры убирать за собой игрушки, после еды относить посуду в раковину) с самого раннего возраста. Тем не менее, несмотря на то, что практически все взрослые это понимаю – проблем с поддержанием чистоты меньше не становится.

Как научить малыша соблюдать чистоту в жилище:

  • Главное - пример родителей. Как известно – чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Малыши внимательно следят за близкими взрослыми и во всем пытаются им подражать. Нелепо требовать от малыша убирать за собой игрушки, если он изо дня в день видит, как папа разбрасывает свои вещи по квартире, придя с работы. Его совершенно не заботит, что он бросает их в зале, прихожей, даже ванной, но почему то при этом его жутко раздражает игрушка, так ни кстати оказавшаяся под ногой.

  • Не упустите момент. Примерно в возрасте трех лет наступает период «я сам». Малыш с неподдельным интересом и желанием включается во всевозможные занятия, особенно ранее ему недоступные, которые позволяют почувствовать себя взрослым. Конечно, мелкая моторика пальчиков еще недостаточно развита, движения неуклюжи и медленны. И тут у многих родителей просто не хватает терпения, и они сами вешают одежду на стульчик, складывают игрушки и т.д. Так малыш устраняется от выполнения подобных дел, значит, потом его и ругать то не за что. Сами не дали, не научили, не поддержали инициативу.

  • Используйте правильные вербальные конструкции предложений в своих указаниях: «Когда...тогда…». Например: «Когда уберешь игрушки – мы посмотрим мультик». При этом обратите внимание, что указание построенное подобным образом, носит обязательный характер, в отличие от аналогичного – «Если…то…». «Если ты уберешь игрушки – мы посмотрим мультик». Второе указание носит уже необязательный характер и дает ребенку право выбора – выполнять его или нет, при этом сам мультик выступает уже в качестве поощрения, бонуса, психологической «взятки».

  • Игра во всем. Помните, что для дошкольника игра – основной вид деятельности и поэтому любое обучение, в том числе и обучение навыкам соблюдения порядка и чистоты в доме, необходимо проводить в игровой форме. Например, если устроить соревнование «Кто быстрее и чище уберет комнату (сложит игрушки)» - эффект будет намного лучше, чем после долгих назиданий и принуждений.


Учите малыша соблюдению чистоты и порядка как можно раньше, тогда эти навыки войдут в привычку, и он будет выполнять их не задумываясь. А требовать от подростка учиться этим навыкам, поверьте, неблагодарное дело, которое приведет только к лишним нервам, слезам и обидам с обеих сторон. Не опоздайте научить малыша порядку. Порядок в доме – в будущем порядок в мыслях.


Грицкан Ольга Ивановна

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.