СДВГ – ребенок с «моторчиком»

1 декабря 2012 в 19:17 - А. Ольга Петрова

Все чаще и чаще можно услышать о проблеме гиперактивности современных детей, о таком диагнозе как СДВГ. Но далеко не все знают, что это такое, каковы вероятные причины возникновения данного состояния и тем более не каждый родитель понимает, как с этим справиться.

В дошкольном возрасте гиперактивность может стать характерной чертой, так как нервная система ребенка еще не сформирована окончательно, она не устойчива и поэтому малыш излишне восприимчив к окружающему, раним. Но повод к обращению к специалистам появляется, как правило, в школе, когда возникают проблемы с обучением. Интересен и тот факт, что мальчики в несколько раз чаще страдают от гиперактивности, чем девочки, а некоторые исследователи указывают, что этому более подвержены мальчики со светлыми волосами и глазами.

Так что же это такое - СДВГ обозначает синдром (совокупность симптомов) дефицита внимания, который проявляется в том, что ребенок не в состоянии длительно сохранять его на чем-либо, концентрироваться на предмете или действии. А также импульсивности и гиперактивности – повышенной психической и моторной активности, расторможенности малыша, связанной с тем, что ему очень трудно предварительно продумывать и контролировать свои действия и побуждения.


Дошкольник находится в постоянном движении, практически не может сидеть на одном месте, хватается то за одну игрушку или дело, то за другое, не доводя начатое до конца, очень говорлив, часто неповоротлив (при своей чрезмерной подвижности постоянно что-то задевает или роняет), как правило, он является провокатором конфликтов, обидчив, но быстро отходит. Своим поведением малыш мешает не только окружающим его взрослым и детям, но в первую очередь, от этого страдает он сам. А со временем это может привести к большим проблемам с успеваемостью в школе, с общением со сверстниками.

И все это происходит не потому, что ребенок не хочет соблюдать установленные правила, делает назло взрослому, а потому, что его физиологические возможности препятствуют этому, поскольку в основе данного синдрома лежит минимальная мозговая дисфункция – ММД. Всю жизнедеятельность человека регулирует головной мозг, а при СДВГ происходит нарушение в работе лобных долей, которые и ответственны за контроль поведения и планомерность, целесообразность осуществляемых действий.


Неужели вина за такое поведение ложится полностью на плечи родителей в связи с неправильным воспитанием? На самом деле существует множество причин возникновения данного синдрома. Основными являются:

  • Предрасположенность, передаваемая по наследству;

  • Проблемы, возникающие еще до рождения малыша, во внутриутробном развитии, а также во время родов;

  • Социально-психологические (обстановка в семье, перекосы в воспитании, условия проживания и даже уровень материального благополучия, питания ребенка).


Что же делать родителям и воспитателям, как реагировать на такое поведение дошкольника?

  • Надо помнить, что мозг ребенка формируется до достижении возраста 12 лет и поэтому необходимо оберегать психическое и физическое здоровье детей, защищать от возможных стрессов, дабы предотвратить возможные необратимые изменения в мозгу ребенка.

  • Дети с данным синдром требуют повышенного внимания, похвалы при каждом малейшем успехе, при этом стоит отказаться от постоянных одергиваний, порицаний и наставлений «на путь истинный».

  • Требуется четко установленный и строго соблюдаемый режим дня.

  • К старшему дошкольному возрасту у детей достаточно развита мелкая моторика рук. Поэтому стоит уделить больше внимания занятиям рисованием, лепкой, конструированию. Замечательный эффект дают занятия направленные не только на работу мелких мышц пальчиков, концентрацию внимания, но и приносящие видимый продукт действий, при этом дети учатся доводить начатое дело к своему логическому завершению. Такие возможности дает фурнитура для бижутерии используемая на занятии. Дети при помощи стеклянных бусин, кабошонов и ниток создают украшения своими руками, затем по желанию дарят их своим родителям – получая не только жизненно необходимую им похвалу, но и подтверждение того, что они успешны.

  • Физическую активность необходимо направить в позитивное русло – рекомендуются занятия спортом, музыкой. Ни в коем случае не сдерживать подвижность ребенка, а наоборот дать возможность выплеска скопившейся энергии.

  • Оберегать от чрезмерных эмоций и переутомления.

  • На занятиях нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка, задания должны быть рассчитаны на недлительное выполнение, при этом, не упрощая их.


Как правило, прогноз достаточно благоприятный. По мере развития и роста симптомы могут ослабевать, но при этом не стоит думать, что все пройдет волшебным образом само собой, или же страшась последствий, сразу же пичкать малыша лекарствами. Главное – внимательное отношение к ребенку, а также консультация специалиста, которая поможет выработать индивидуальные пути взаимодействия с дошкольником.

Грицкан Ольга Ивановна

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.