МААМ-картинки

Заикание у детей и нарушения произвольного внимания - часты проблемы дошкольного возраста.

13 октября 2012 в 19:24 - А Ольга Петрова

Среди всех прочих нарушений в развитии речи заикание у детей прочно занимает одну из лидирующих позиций. Речь заикающегося ребенка прерывиста, в ней наблюдается многократное повторение слогов и сбивчивость повествования. Иногда эти нарушения носят постоянный характер, а иногда проявляются только в определенных ситуациях - при стрессе, переутомлении или гневе.

В целом, можно определить три категории причин, вызывающих заикание у детей.

1. Физиологические. Причинами нарушения речи могут быть родовые травмы, заболевания нервной системы и прочие физиологические факторы. Если именно они лежат в основе проблемы, то заикание может сопровождаться и другими расстройствам координации движений и реакций. В частности, наблюдается отстающее от нормы произвольное внимание у детей, а также замедление реакций на внешние раздражители.

2. Психологические. Очень часто проблемы с плавностью речи возникают после перенесенных психологических травм. Детская психика в силу своего несовершенства, не способна справляться с эмоциональными перегрузками и реагирует на стрессы частичным блокированием речевых центров. Именно поэтому при отсутствии раздражителя или стрессовой ситуации ребенок может говорить вполне обычно, а при малейшем нервном напряжении опять начинать заикаться.

3. Социальные. Эти причины развития дефектов произношения выведены в отдельную категорию не случайно. Очень часто в стремлении как можно раньше развить произвольное внимание у детей родители не знают меры в объеме обучающего материала и интенсивности его подачи ребенку. В результате, нервные центры головного мозга перегружаются информацией и утрачивают способность корректно руководить речью. Это приводит к тому, что даже хорошо говорящий ребенок может начать забывать произношение звуков и затрудняться в подборе слов.


При нарушениях плавности речи детям рекомендовано снижение психологических и эмоциональных нагрузок, полноценное питание и достаточный для восстановления нервной энергии отдых. Хорошего результата позволяет добиваться переключение внимания с обучающих занятий на игровые и развлекательные мероприятия - все, что может снять нервное напряжение и блокирующие свободную речь комплексы. При грамотном и своевременном реагировании со стороны специалистов большинство речевых проблем решается еще в дошкольном возрасте.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД