Лучший педагог года

Организация работы группы адаптации в ДОУ

27 сентября 2011 в 19:04 - Татьяна Лунева

Развитие вариативных форм дошкольного образования, интеграция их с основной формой образовательного процесса на примере организации работы группы адаптации младших дошкольников дают возможность, с одной стороны, охватить дошкольным образованием большее количество семей, в силу различных причин не имеющих возможности посещать детский сад, а с другой – подготовить детей к посещению дошкольного учреждения. Результаты работы группы адаптации показали ее эффективность в решении вопроса преодоления трудностей адаптационного периода для малышей и их родителей.

 

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа), приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

 

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах, труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

 

Разработка методических рекомендаций «Организация работы группы адаптации в дошкольном образовательном учреждении» обусловлена актуальностью проблемы выработки принципиально новых решений вопроса о вариативных формах дошкольного воспитания и восстановления системы воспитания детей раннего возраста. Кроме того, опыт работы группы адаптации в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка» г. Мичуринска показал эффективность внедрения данной формы взаимодействия семьи и детского сада, способствующей сохранению психофизического благополучия ребенка и взрослого.

 

В опыте работы представлены практические рекомендации по организации в дошкольном образовательном учреждении группы кратковременного пребывания – группы адаптации детей младшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад, к условиям пребывания в детском саду, их нормативно-правовое и методическое обеспечение.

 

Принципы реализации методических разработок

Принцип дифференцированного подхода

Все задания и упражнения подобраны специалистами с учетом возрастных особенностей детей.

Принцип занимательности Занятия в группе адаптации построены таким образом, чтобы максимально заинтересовать малышей и взрослых, вызвать у них положительный эмоциональный отклик.

Принцип развития

В процессе проведения занятий происходит постепенное развитие умственных способностей, сенсомоторных навыков, музыкальных и творческих способностей детей.

 

Структура методических рекомендаций

 

Методические рекомендации представляют собой систематизированный материал занятий и консультаций для родителей в группе адаптации и состоят из следующих разделов:

  • Планирование
  • Конспекты занятий · Консультации специалистов
  • Диагностика
  • Приложение

Планирование представлено перспективно-тематическим планом 16 занятий и 8 консультаций. План рассчитан на 2 месяца – апрель и май. Каждую неделю проводится 2 занятия и 1 консультация.

 

Конспекты занятий содержат необходимый практический материал по следующим разделам Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой: «Физическое воспитание», «Музыкальное воспитание» «Развитие речи», «Изобразительная деятельность», «Сенсорное воспитание».

 

Консультации специалистов представляют собой теоретический материал для обучения и просвещения родителей.

Диагностика представлена диаграммами, отражающими эмоциональное состояние детей до и после эксперимента, а также степень заинтересованности и удовлетворенности родителей работой группы адаптации.

В приложении представлены фотоматериалы, отражающие рабочие моменты группы адаптации, а также материалы семинара для воспитателей, посвященные проблеме адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

 

Функционирование группы адаптации

Группа адаптации детей младшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад, к условиям пребывания в детском саду – это одна из форм функционирования группы кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Настоящие методические рекомендации разработаны на основе опыта работы группы адаптации в 2010 году, проведенной в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Работа группы адаптации рассчитана на 2 месяца. Занятия в группе проводят специалисты детского сада: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог. План-сетка предусматривает 2 занятия и 1 консультацию в неделю. Таким образом, дети с родителями посещают детский сад 3 раза в неделю. Форма занятий - групповая, проводятся совместно с родителями. Кроме занятий, разработана система консультаций для родителей, которые организуют медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед. Специалисты дают родителям ценные рекомендации по вопросам адаптации детей к условиям пребывания в дошкольном учреждении, развитию мелкой моторики, речевому развитию, развитию высших психических функций.

 

Результативность

Развитие вариативных форм дошкольного образования, интеграция их с основной формой образовательного процесса на примере организации работы группы адаптации младших дошкольников дают возможность, с одной стороны, охватить дошкольным образованием большее количество семей, в силу различных причин не имеющих возможности посещать детский сад, а с другой – подготовить детей к посещению дошкольного учреждения. Результаты работы группы адаптации показали ее эффективность в решении вопроса преодоления трудностей адаптационного периода для малышей и их родителей. Примечательно, что 10 семей, посещающих занятия и консультации в группе адаптации, показали достаточно высокий уровень адаптационных возможностей, а дети, в свою очередь, гораздо легче прошли период адаптации по сравнению с теми детьми, которые не посещали группу адаптации.

 

Организация работы группы адаптации вызвала огромный интерес у родителей. В наступившем учебном году было принято решение об открытии группы адаптации на более длительный период: от 3 до 6 месяцев.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД