Получи документы

Технология М. Монтессори

18 июня 2011 в 14:31 - Аурика Ковалык

Цель: Познакомить родителей с технологией М. Монтессори. Раскрыть значение «впитывающего» мышления и сензитивных периодов в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отметить особенности создания культурно – развивающей среды в Монтессори – педагогике

 

Работа с родителями:

1. « Технология М. Монтессори»

2. Презентация материала.

3. Фото и видео материал.

4. Работа родителей с материалом.

5. Памятки: « Познавательное развитие», «Развитие речи»,

 

«Наши правила».

Наш сад в своей педагогической работе использует технологию М. Монтессори. М. Монтессори первая итальянская женщина – врач, педагог и опытный психолог посвятила свою жизнь работе с детьми.

М. Монтессори родилась в 1870г. в Италии. После окончания гимназии, получила диплом учителя, а через некоторое время презрев условности, не позволяющие женщине изучать человеческое тело, поступила на медицинский факультет Римского университета и стала первой женщиной врачом.

В 1907 г. Монтессори открывает в бедном квартале Рима «Дом ребёнка». С этого времени и до конца своей жизни она занималась проблемами воспитания и образования детей. На базе дома ребёнка организуются курсы подготовки педагогов. Педагоги со всего мира приезжали на эти курсы. Дом ребёнка в 1910 г. посетила Сухотина – Толстая, дочь Льва Толстого, которая увидела в Монтессори – школе воплощение идей своего отца. В России первые Монтессори – детские сады возникли в 1910 г. Просуществовали они до конца 20 –х годов и были закрыты в связи с изменившейся политической ситуацией в стране. Но вплоть до 1942 г. идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду педагога Юлии Фаусек.

С 1991 г. происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько сотен Монтессори – детских садов.

 

Монтессори - уникальный метод воспитания и развития детей. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.

 

Основным отличием метода Монтессори от традиционных учреждений дошкольного образования, является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.

 

По мнению М. Монтессори ребёнок обладает такими особенностями психического развития, как впитывающее мышление и возрастная сензитивность.

 

Мышление ребёнка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же как губка впитывает любую воду и чистую, и грязную, так и детский разум воспринимает образы внешнего мира, не подразделяя их на хорошие и плохие, полезные и бесполезные. Благодаря этому ребёнку удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

Поэтому задача взрослых создать для ребёнка такую среду, в которой он мог бы найти всё самое полезное и необходимое для своего развития, получить богатые сенсорные впечатления, впитывать правильную речь, образы позитивно – социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

 

Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности. Они универсальны, т. е. возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национального и социального происхождения.

 

Сензитивные периоды индивидуальны, т. к. время возникновения, длительность, динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Тем не менее, имеются примерные среднестатистические границы различных сензитивных периодов.

 

- 0-6 лет - период развития речи. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы. 2,5 – 3 года – наивысшая точка: ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. Часто говорит сам с собой, чувствует, что нуждается в языке. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. Позже ребенок интересуется письмом и чтением.

 

- 0-5,5 - лет период сенсорного развития, утончения восприятия, органов чувств. Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив ребёнку, возможность с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума.

« Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» – говорит Монтессори.

 

- 1-4,5 - лет период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведёт к задержке психического развития. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека. На втором году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Действия становятся целенаправленными, движения совершенствуются, координируются, выстраиваются в алгоритмы. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку.

 

- 1,5-3 лет - период восприятия порядка. 2-2,5 года – наивысшая точка. Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, с которыми общался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально, выполняет различные действия, для него важна последовательность событий и стабильность в его отношениях с другими людьми. (Так проявляется потребность в безопасности)

 

- 1,8-3,5 лет - период интереса к мелким предметам. Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Он познает дробность мира, проживает механизмы анализа и синтеза.

 

- 2-6 лет - период социальной адаптации. В этом возрасте ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения с взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры.

 

 

Свою педагогическую систему Монтессори называла системой саморазвития ребёнка в специально – подготовленной культурно – развивающей среде. Среда должна быть подготовлена таким образом, чтобы ребёнок мог впитывать её неосознанно, свободно проявляя себя в разнообразной деятельности.

 

Рассмотрим среду нашей группы, которая создана по правилам создания культурно – развивающей среды в Монтессори – педагогике.

Помещение поделено на зоны в соответствии с задачами развития и воспитания детей раннего возраста: зона для упражнений в практической повседневной жизни; сенсорная зона; зона для развития речи, зона творческой деятельности.

Весь дидактический материал находится на открытых полках и доступен детям, материал привлекателен, прост в применении, соответствует возрастным особенностям ребёнка, материал расположен по порядку слева на право по мере увеличения сложности. И разработан так, что позволяет ребёнку самостоятельно контролировать свои ошибки.

Каждый материал находится в единственном экземпляре, детям, одновременно захотевшим один и тот же материал, приходится договариваться, а значит вступать в социальный контакт.

Ценность дидактического материала заключается в том, что кроме своего прямого назначения он позволяет косвенно готовить ребёнка к дальнейшему усвоению материалов, подготавливает руку ребёнка к письму, к усвоению абстрактных понятий.

Сенсорный материал объединяет предметы, сгруппированные по ряду признаков (цвет, форма, величина и т. д.). Во время работы с сенсорным материалом дети усваивают абстрактные понятия, классифицируют собственные ощущения (розовая башня, коричневая лестница, блоки цилиндров, цветные цилиндры и т. д.). Работа с сенсорным материалом развивает речь детей, приучает к порядку, подготавливает к письму и математике.

Работа с материалом в зоне развития речи пополняет и совершенствует активную речь ребёнка, даёт возможность делать элементарные обобщения (игрушки, посуда, фрукты и т.д.), способствует формированию связной речи.

Все сложные понятия дети усваивают легко благодаря свободе выбора материала, места для занятий и т. д.

Понятие «свобода» и дисциплина занимают важное место в системе М. Монтессори. У Монтессори «свобода» не вседозволенность, а возможность выбрать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правилами игры или труда. Дисциплина в группе это умение владеть собой и подчинение определённым жизненным правилам. В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной это важный момент в нравственном воспитании детей.

Для детей раннего возраста это очень важно, именно в этом возрасте закладываются основы положительного общения с взрослыми и сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки (умение благодарить, чистить зубки, мыть руки перед едой, соответствующее поведение за столом, в раздевалке и т. д.); овладевают предметной и игровой деятельностью (бережное отношение к вещам, игрушкам, у каждой вещи есть свое место; поработал, убери материал на своё место).

Развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.

Основной девиз метода звучит так: "Помоги мне сделать это самому!"

 

Показатели развития ребенка к 1 году 6 месяцам Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Ориентируется в двух формах (кубик- кирпичик, шар- куб),

находит по просьбе взрослого.

Подбирает предмет такой же формы, как на образце.

Начинает подбирать геометрический предмет к

соответствующему по форме отверстию на грани пособия

(прикладывая).

Ориентируется в двух величинах (большой и маленький),

находит после показа.

Собирает пирамидку из двух контрастных колец по

величине, после показа.

Ориентируется в двух-трех цветах. Находит такого же цвета

игрушку, как показывает взрослый.

Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые

линии карандашом, фломастером.

Показатели развития ребенка к 2 годам. Познавательное развитие.

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической

фигуры с плоскостным изображением; накладывает на

образец.

Ориентируется в трех и более контрастных величинах

(собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после

показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из 4- х колец

контрастных величин (после показа).

Ориентируется в трех - четырех цветах, некоторые

называет, подбирает по образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру

предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный,

теплый).

В рамках листа проводит короткие, длинные,

вертикальные, горизонтальные и округлые линии. Называет

то, что рисует.

Показатели развития ребенка к 2 годам 6 месяцев. Познавательное развитие.

Отличие предметов по форме, цвету, величине.

Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной

формы.

Ориентируется в 4 - х цветах, и оттенках;

подбирает:

по образцу,

по просьбе взрослого. Может назвать правильно 1-2 цвета. Ориентируется в 4 - х геометрических формах. Подбирает, прикладывая, плоские геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям. Ориентируется в различных по величине формах. Собирает пирамидку из 4 - 6 колец, по убывающей (по показу).

Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, формочки, колпачки - из 3 - 4 составляющих (по показу). Ставит 6 и более кубиков один на другой (по образцу) Держит карандаш. Чертит кривую, закругленную линию, пытается повторить за взрослым. Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы. Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Показатели развития ребенка к 3 годам. Познавательное развитие.

Отличие предметов по признакам. Называет 4 основных цвета.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, формочки, колпачки из 4 - 6 составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, квадрат).

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры. Собирает пирамидку из 6 - 8 колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме, и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний - между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый). Составляет картинку из 2 - х частей. Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре). Рисует кружочки, овалы, проводит линии, подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.). Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части. Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску).

Показатели речевого развития ребенка

к 2 годам.

Понимание речи:

Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том что делал на

прогулке).

Отвечает на вопросы об этих событиях.

Выполняет до трех поручений взрослого (возьми, отнеси, положи).

«Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого.

Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки,

ноги, спина).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):

Использует предложения до двух-трех слов при обращении со взрослыми и детьми, при

констатации, в просьбах.

Фразы не оформлены.

Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги и наречия.

Может называть себя в третьем лице.

Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.

В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент.

Задает вопросы.

Называет предмет по картинке:

-по просьбе взрослого,

-самостоятельно (комментирует). Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Показатели речевого развития ребенка

к 2 годам 6 месяцам.

Обозначает себя: «Я», «Я сам».

Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.

Использует предложения из нескольких слов (трех или более).

Задает вопросы: «Где?», «Куда?» и другие.

Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?»,

«Что делает?». Подсказывает движениями, как делает персонаж.

Легко подражает незнакомым словам.

Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.

Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.

Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).

Отвечает на вопрос:«Как тебя зовут:» (полностью или упрощенно).

Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.

Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям.

Понимает рассказ взрослого.

Показатели речевого развития ребенка

к 3 годам.

(до 1500 произносимых слов).

Произносит сложные предложения при общении.

Пользуется словами*, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью.

Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам.

Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.

Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова фразы.

Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.

Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.

Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми.

Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке.

Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду,

технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.

Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.

Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу (мальчик, дядя, дедушка,

девочка, тетя, бабушка), по возрасту.

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает название частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает значение частей тела (отвечает на вопросы: «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает название одинаковых частей тела у человека и животного: глаза у всех, ноги - у человека,

лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение ( по хоботу - слона, по брюкам - мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам - (кто, что) летает, (кто, что) плавает?).

Переходит от названия себя в третьем лице к местоимению «Я».

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым.

 

НАШИ ПРАВИЛА

 

У нас не говорят плохие слова

Не мешай другому.

Не бери чужое.

У каждой вещи есть своё место.

Говори один — другой слушает.

Тихо! Идет работа!

Доведи работу до конца!

Вместе работали, вместе убираем.

Делом занимайтесь, и не отвлекайтесь.

Если коврик на пути, коврик надо обойти.

Материал не забываем, за собою убираем.

Мы друг другу не мешаем, если просят – помогаем.

Помоги младшему!

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД