Дополнительные образовательные услуги в дошкольном образовании

26 ноября 2011 в 23:55 - Татьяна Смирнова

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Понятие дополнительная образовательная услуга строится на основе общего понятия услуги как некоторой деятельности, удовлетворяющей спрос.

А также:

- это важнейшая составляющая муниципального образовательного процесса, в котором пересекаются интересы родителей, самих ребят;

- она обеспечивает свободный выбор видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, потребности, способности;

- формирует умение анализировать ситуацию, ставить цель.


Образовательные услуги имеют вариативный характер. Если мы говорим о дополнительных образовательных услугах, значит, есть и основная услуга. Основная образовательная услуга находит свое отражение в основной деятельности дошкольного учреждения, осуществляющейся в рамках государственного функционирования и направленной на реализацию стандарта минимума. Стандарты – как нормы деятельности, которые эту деятельность упорядочивают и технологизируют.

Главными целями образования являются: гумманитаризация, поликультурность, опережающий характер образования, гумманизация, социализация.


Что такое дополнительное образование в детском саду? Какие у него задачи, проблемы и перспективы? Для чего детскому саду дополнительное образование? Зацепина Мария, канд. пед. наук, доцент кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М. А. Шолохова (11) считает, что, во-первых, для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях, что не менее важно, в новом коллективе. Во-вторых, это создание условий для боле интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают дошкольное образовательное учреждение и семья.


Дополнительное образование рассматривается как процесс реализации дополнительных образовательных программ, оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах личности, общества, призвано создавать условия для творческой самореализации ребенка. Дополнительная же образовательная услуга рассматривается как сфера предпринимательской деятельности, оказываемая помимо государственного заказа.


Необходимые составляющие образовательной услуги: потребитель; исполнитель;  устав;  лицензия; государственный образовательный стандарт; качество; нормативно-правовая база (договор на оказание платных образовательных услуг, платные образовательные услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями, права потребителей образовательных услуг).


Отношения, возникающие при оказании образовательных услуг, регулируются следующими нормативно-правовыми документами: Гражданским кодексом РФ (ГК РФ); Законом РФ "Об образовании"; Законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; Законом РФ "О защите прав потребителей"; иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними.


Закон РФ "О защите прав потребителей применяется к отношениям при оказании платных образовательных услуг в части, не противоречащей ГК РФ и законодательству РФ об образовании.

Самым важным документом, регулирующим отношения потребителя и образовательного учреждения, является договор. Сторонами договора являются лица, у которых возникают в соответствии с условиями договора взаимные права, обязанности и ответственность.

Сторонами договора на обучение выступают:

- Заказчик образовательных услуг (студент, слушатель, обучающийся и т.п.) - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

- Исполнитель - организация, осуществляющая образовательный процесс и оказывающая потребителям образовательные услуги по возмездному договору.


А теперь обратим внимание на развитие дополнительных образовательных услуг в сфере дошкольного образования.

Рынок открыл новые возможности для развития образовательных учреждений, в том числе дошкольных. Однако свобода обернулась ответственностью за судьбу своей организации и необходимостью внесения изменений в привычный, традиционный ритм функционирования государственных дошкольных образовательных учреждений (ГДОУ).

Для того чтобы соответствовать требованиям динамично развивающегося рынка, многие образовательные учреждения стали организовывать дополнительные образовательные услуги.


Как утверждает кандидат юридических наук Шкатулла В. (32), оказывая образовательные услуги, дошкольное учреждение ставит следующие цели:

1) создание рынка образовательных услуг;

2) получение дополнительных доходов;

3) повышение педагогического мастерства воспитателей;

4) насыщение рынка образовательными услугами;

5) повышение качества жизни;

6) более полное удовлетворение потребностей семьи в дошкольном образовании.


Дополнительные образовательные услуги являются товаром, наиболее полно отвечающим требованиям, запросам потребителей и основным целям образовательной организации. При этом, будучи платными, они, несомненно, являются дополнительным источником финансирования деятельности дошкольного образовательного учреждения.


Не все дошкольные учреждения равно успешны в образовательном бизнесе. Причины неудач могут быть следующие:

  • отсутствие комплексного видения руководителями некоторых образовательных учреждений специфики дополнительных образовательных услуг, вытекающей из действующего законодательства;
  • желание многих заведующих решать новые (рыночные) задачи по старому, исходя из имеющегося у них опыта, что может быть губительным  в условиях рынка.


Лужецкая И.Г. (21) отмечает, что употребление термина «бизнес» применительно к деятельности дошкольных учреждений по предоставлению населению дополнительных образовательных услуг, мы ни в коей мере не должны забывать о той ответственности, которая возлагается на образовательные учреждения государством и обществом в целом. Ни в коем случае коммерческие интересы образовательной организации не должны преобладать над общественными. В сфере образования, обучения, воспитания бизнес может и должен быть этичным и социально ответственным. Каждый участник оказания образовательных услуг должен осознавать, что его предпринимательская активность обусловливает, прежде всего, развитие и образование ребенка, а также развитие образовательного процесса. 


Государственные (муниципальные) образовательные учреждения в первую очередь предназначены для организации бесплатного общего образования, гарантированного гражданам России Конституцией РФ (ст.43) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 50). И только сверх основных образовательных программ, определяющих их статус, они вправе реализовывать дополнительные образовательные программы и услуги в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства (ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Данные услуги они вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям на платной основе, но за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ст. 35 Закона РФ «Об образовании»).


Таким образом, критерии, отграничивающие платное образование от бесплатного, предоставляемого Г(М)ОУ, являются: государственный стандарт (в пределах его или за его рамками), программы, определяющие статус образовательного учреждения, источник финансирования (бюджет или нет).


 Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения (в том числе и на дошкольные), на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.


Любое дошкольное образовательное учреждение, как государственное, муниципальное, так и негосударственное, должно иметь устав, в котором в обязательном порядке указываются:

- наименование образовательного учреждения, его место нахождения (юридический, фактический адрес), статус (тип, вид и категория образовательного учреждения);

- цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

- порядок приема, а также порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

- права и обязанности участников образовательного процесса;

- принятая в учреждении система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

- сроки освоения той или иной образовательной программы;

- наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

- порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

- перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.


Устав - это основной документ, с которым должны познакомиться родители при выборе образовательного учреждения. Отказать в ознакомлении с Уставом образовательное учреждение не имеет права.

В соответствии со ст. 33 Закона РФ "Об образовании" образовательные учреждения должны иметь лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Только после получения лицензии образовательное учреждение вправе начинать свою деятельность.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с действующим законодательством договор между потребителем и образовательным учреждением должен быть совершен в простой письменной форме.


А что же необходимо для организации платных дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях?

Платные дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (ребенка). Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть использованы взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.


Оказание платных образовательных услуг осуществляется на договорной основе и базируется на иных правовых принципах, нежели предоставление бесплатного образования. Гражданско-правовой договор, заключаемый на оказание платных образовательных услуг между гражданином и образовательным учреждением, должен соответствовать положениям Конституции РФ, гражданского кодекса РФ о возмездных договорах на оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), федеральному законодательству об образовании и Закону РФ « О защите прав потребителей». При этом Законом РФ « О защите прав потребителей» гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав.


Для договора об оказании платных образовательных услуг существенными (иначе говоря, обязательными) являются следующие условия:

- предмет договора, в нашем случае - это конкретный перечень образовательных услуг, которые обязуется предоставить исполнитель;

- сроки оказания услуг;

- все иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Поэтому при заключении договора Вы вправе требовать внесения в текст договора любых условий, имеющих для Вас значение.


Помните, что в соответствии с принципом свободы договора, закрепленным гражданским законодательством, условия договора формируются по усмотрению сторон. Если Вас не устраивают какие-либо положения стандартного договора, предлагаемого образовательным учреждением для заключения, Вы вправе

Облепцова В.Н. (22), считает, что необходимость развития платных образовательных услуг диктует выполнение следующих условий:

  • ассортимент образовательных услуг, должен быть достаточно широк, и интенсивно обновляться с учетом требований клиентов, общества, научно-технического прогресса, потенциала ДОУ;
  • процессы и технологии оказания образовательных услуг должны быть гибкими, легко переналаживаемыми;
  • ценовая политика учреждения должна выступать в комплексе с величинами прогнозируемого эффекта и дополнительных затрат потребителя на использование, потребление образовательных услуг, включая процессы их освоения;
  • продвижение и продажа образовательных услуг должны быть децентрализованы, как включение в предпринимательскую деятельность.


Роговский Ю.М. (25) из Инструктивного письма Министерства образования РФ № 52 от 21.07.95 г. Для организации платных дополнительных образовательных услуг в ГДОУ необходимо:

1. Изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент;

2. Создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья детей;

3. Указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления;

4. Получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде ПДО услуг с учетом запросов родителей детей, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;

5. Заключить договор с заказчиком на оказание ПДО услуг, предусмотрев в нём: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые ПДО услуги должна производиться только через учреждения банков;

6. На основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение ПДО услуг, учебные планы и штаты;

7. Заключить трудовые соглашения со специалистами на выполнение платных образовательных услуг. 


Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон. При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную стоимость и спецналога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.


Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.

Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 3 ноября 1993 года № 122.

Облагаемая прибыль от платной или иной образовательной деятельности при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы. Они направлены государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса, (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.


В соответствии со ст. 41 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых норм вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных услуг, предусмотренных уставом учреждения.

В своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных фондов, имущества, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций  и ценных бумаг и получение доходов по ним) дошкольные образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.


Красовская Л. В. – юрист, много лет проработавшая в образовательных учреждениях и городском органе управления г. Волгограда предлагает (14): алгоритм организации ПДО услуг населению в образовательном учреждении и перечень документов по платным дополнительным образовательным услугам.


Алгоритм организации ПДО услуг населению в образовательном учреждении

1. Организация работы Совета, разработка локальных актов об органах самоуправления, принятия решений (общего собрания, приказ по саду).

2. Анализ устава, внесение при необходимости дополнений и изменений.

3. Анализ лицензии, внесение при необходимости дополнений и изменений.

4. Проведение маркетинговых исследований по изучению запросов населения в сфере ПДО услуг.

5. Работа Совета по результатам маркетинга, решение Совета об утверждении Положения о ПДО услугах и Перечня ПДО услуг в МОУ на текущий учебный год.

6. Подготовка проекта организационного приказа по ПДО услугам и документов, утверждаемых данным приказом.

7. Подготовка заявления и направление в РОУО проекта организационного приказа на согласование.

8. Разработка проекта приказа РОУО (для ускорения процесса открытия ПДО услуг), одновременно решение вопроса по ведению бухгалтерского учета в МОУ.

9. Оформление информационного стенда «Уголок потребителя».

10. Сбор заявлений родителей, предварительное комплектование групп и подбор кадров.

11. Подготовка проекта приказа о комплектовании групп и оформление сопутствующих документов.

12. Заключение договоров с родителями и трудовых договоров.

13. Оформление деятельности внебюджетного структурного подразделения:

13.1. Разработка и утверждение положений о структурных подразделениях (Положение о Центре ПДО услуг, Положение о бухгалтерии).

13.2. Разработка локальных актов по внебюджетной деятельности (о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования).

14. Организация делопроизводства в структурном подразделении по ПДО услугам.

15. Разработка смет по ПДО услугам.

16. Разработка сметы по расходованию внебюджетных средств.

17. Сверка документов по ПДО услугам с другими локальными актами МОУ.


Перечень документов по платным дополнительным  образовательным услугам.

1. Учредительные и другие правоустанавливающие документы.

Устав МОУ с перечнем разрешенных ПДО услуг.

1.2. Лицензия с приложением перечня разрешенных к реализации дополнительных образовательных программ, по которым оказываются ПДО услуги.

1.3. Копия приказа РОУО, регламентирующего ведение ПДО услуг в МОУ через ЦБ РОУО, или о выделении из ЦБ РОУО МОУ, имеющих самостоятельный расчетный счет (с расторжением договора о бухгалтерском обслуживании с ЦБ).

2. Основные локальные нормативные акты.

Положение о платных дополнительных образовательных услугах.

Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

Положение о Совете МОУ.

Положение о Попечительском совете МОУ,

2.5.Решение Совета МОУ: об открытии ПДО услуг, об утверждении смет расходов по ПДО услугам, об утверждении локальных нормативных актов по ПДО услугам, изменение и дополнение к ним и т.д.

2.6. Трудовой договор с работником.

2.7. Протоколы общего собрания трудового коллектива (представительного органа) по вопросу отчета руководителя о расходовании внебюджетных средств.

2.8. Протоколы родительских собраний по вопросу отчета руководителя и Попечительского совета о расходовании целевых внебюджетных средств.

2.9. Книга учета претензий и предложений по оказанию ПДО услуг.

3. Организационно-распорядительные документы.

3.1. Приказ об организации в МОУ ПДО услуг (с утверждением или введением в действие локальных актов и распределение обязанностей по организации ПДО услуг).

3.2. Штатное расписание (дополнительное).

3.3. Структура и штатная численность (дополнительные).

3.4. Перечень ПДО услуг на текущий учебный год.

3.5. Приказ о комплектовании и организации работы платных групп.

3.6. Тарификационный список педагогических работников (дополнительные).

3.7. Должностные инструкции работников.

3.8. Сметы затрат по каждой ПДО услуге.

3.9. Договор о материальной ответственности с лицом, занимающемся приемом денежных средств с помощью контрольно-кассовой техники.

3.10. Документы об оплате за ПДО услуги через органы казначейства.

3.11. Положение о внебюджетном фонде и порядке расходования внебюджетных средств.

3.12. Смета доходов и расходов.

3.13. Положение о структурных подразделениях.

4. Иные локальные акты.

4.12. Программы и учебный план.

4.13. Календарные тематические планы по учебным дисциплинам.

4.14. Расписание (сетка) занятий.

4.15. Программа методического обеспечения.

5. Информационный блок.

5.12. Вывеска с наименованием МОУ и его местонахождением (юридическим адресом).

5.13. Вывеска с режимом работы МОУ.

5.14. Вывеска с информацией о предоставляемых ПДО услугах.


Литература:

  1. Лужецкая И.Г. «Дополнительные образовательные услуги в сфере дошкольного образования». Дошкольная педагогика № 5(9) /ноябрь декабрь/
  2.  Красовская Л.В. Локальные Нормативные акты. Как организовать платные дополнительные образовательные услуги. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. – 128 с.
  3.  Облепцова В.Н. «Продвижение и продажа образовательных услуг как фактор развития образовательного процесса». Дошкольная педагогика № 7 (48) /октябрь/ 2008. Санкт-Петербург: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с.52-54.
  4.  Роговский М.Ю. «Об организации платных дополнительных образовательных услуг». Обруч № 6, 1996. М.: Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с. 32-33.
  5.  Зацепина М. Дополнительному образованию в ДОУ – 10 лет!» Обруч № 3, 2096. М.: Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с. 3-7.
  6.  Шкатулла В. «Как улучшить финансовое положение дошкольного учреждения». Обруч № 6, 1996. М.: Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с.30-31.
Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.