Получи документы

Дополнительные образовательные услуги в дошкольных учреждениях России и за рубежом

27 ноября 2011 в 00:11 - Татьяна Смирнова

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И ЗА  РУБЕЖОМ

 

Дошкольные учреждения в Китае довольно большие, в среднем 270 детей, в группах по 39 человек. Каждый день работают по две воспитательницы и одна няня. Начинается день с 7. 00 и заканчивается в 17.00 часов. С 8.30 до 10.00 проходят занятия: математика, китайский язык, английский язык, художественное творчество, музыка, танцы.

После окончания рабочего дня в детском саду некоторые родители приходят за детьми  и забирают их домой. Но большая часть детишек остается на дополнительные занятия, «кружки», которые организуются за отдельную плату. Среди этих занятий – рисование, китайская гимнастика, катание на роликовых коньках, бальные танцы. Оплата за эти занятия составляет 60 до 300 юаней КНР в месяц (примерно от 240 до 1200 рублей). Ежемесячная же плата за содержание ребенка в государственном дошкольном учреждении составляет 730 юаней в месяц (приблизительно 3000 рублей).


 Дошкольным образованием в Латвии охвачено 52 % детей дошкольного возраста. С 1 сентября 2002 года вступили в силу закон об обязательной двухлетней подготовке к школе детей, достигших 5-ти лет. Программа дошкольного образования состоит из двух частей: блока развивающих задач и блока обучающих задач. Она включает 15 учебных предметов: ознакомление с природой, литература, развитие речи, музыка, математика, лепка, аппликация, сенсорика, физкультура,  ручной труд и др.

В дошкольных учреждениях для национальных меньшинств проводятся занятия по латышскому языку. Во многих садах по выбору родителей организованы дополнительные образовательные услуги – занятия в различных кружках: аэробики, танцев, драмкружке, изостудия и т.д.


Главное впечатление от образования в Финляндии – это свобода и спокойствие. Свободное и при этом спокойное поведение детей и взрослых на занятиях, свобода воспитателей в выборе программ и методик, спокойное и доброжелательное общение с детьми. Потому что главная цель системы финского образования – воспитание свободной и уверенной в своих силах личности.

Один из детских садов г. Хельсинки, представленный делегации заведующих ДОУ Центрального округа столицы и научных сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, представили как детский сад с художественно-эстетическим направлением. Но ожидаемых по российской привычке изостудии, картинной галереи делегаты не увидели. В финских детских садах нет музыкального руководителя и тем более педагогов дополнительно образования. Всё делают воспитатели, нянечек здесь нет. На одного воспитателя приходится 7 детей. Данный детский сад работает по теме «Свет и цвет» - каждому месяцу «присваивается» свой цвет, и в соответствии с этим строятся все занятия. Занятия проходят в первую половину дня, дети делятся на подгруппы по 5-6 человек. Занятия на неделю: математика, музыка, путешествия по планетам, развитие речи, поход в игровой центр. Воспитатель в Финляндии не только преподаватели, прежде всего спутники детей. Все занятия основываются на игре. Два раза в неделю в детский сад приходит логопед. Есть в садах и группа «интеграции», в которую входят 5 «особых» (инвалиды) детей и 7 типично развивающихся. У некоторых «особых» детей свой, личный воспитатель. Во многих финских садах есть дети-эмигранты, для них воспитатели сами подбирают занятия  для более успешной адаптации к языку и культуре страны.


 Своими впечатлениями о работе в детском саду г. Копенгагена, делится актриса Татьяна Дербенёва (7). Её удивило, что в детских садах Дании нет строгого разделения детей на возрастные группы, нет обязательного фиксированного времени для тихого часа, отсутствует организация питания – дети приносят еду с собой. Зал для музыкальных занятий отсутствует. Удивил  и тот факт, что детей не учат «что такое хорошо и что такое плохо». Показателем качества работы воспитателя является настроение и самочувствие ребенка, умение решать его проблемы.

Интересно, что многие дошкольные учреждения предоставляют услуги по вывозу детей за город, прогулки. Есть фирма, которая обслуживает конкретный детский сад, предоставляя ему транспорт – автобус. У некоторых детских садов есть загородные резиденции – дачи. Существуют так называемые лесные группы детей, которых утром автобус из детского сада отвозит на такую дачу.

Что касается образовательной стороны работы детского сада в Дании – в садах не проводят привычных для нас занятий с детьми. А значит и не организованны дополнительные образовательные услуги. Весь день дошкольники проводят в играх. В школу дети приходят, в основном, не умея писать и читать.


В России дополнительным образовательным услугам в дошкольных учреждениях уделяется гораздо больше внимания, чем за рубежом.


Детский сад – центр дополнительного образования № 50 г. Златоуста.

Детский сад расположен рядом с прекрасным лесом, здесь зеленая и красиво оформленная территория (огород, фитоогород, экологическая тропинка, альпийская горка). Не заняться экологическим воспитание было просто невозможно. Так возник необычный центр «детский сад – учреждение дополнительного образования». Были созданы разнообразные творческие лаборатории, студии, выставочный зал, исследовательская лаборатория, зимний сад. Организовано сотрудничество с Городским экологическим фондом, ООО «Экологическим исследовательско-внедренческим центром», городским комитетом по охране окружающей среды, национальным парком «Таганай» и городской организацией «Союз художников России», с клубом верховой езды, Центральной библиотекой, школой-интернатом. Были введены ставки педагогов дополнительного образования: эколог, конструктор-дизайнер, педагог по изобразительной деятельности.

В каникулы детский сад превращается в летний оздровительно-экологический лагерь дневного пребывания для детей дошкольного и школьного возраста, где каждый ребенок имеет возможность выбрать себе занятие по душе – наблюдения, уход за цветами или животными. Оказалось, что дошкольникам очень важно работать вместе со школьниками.


Центр развития ребенка детский сад № 77  «Золотая рыбка» г. Златоуста.

Рассказывая о своем дошкольном учреждении, заведующая Наталья Зайцева делится опытом об организации дополнительных образовательных услуг. Предметная система введена с 1992 года. Все занятия ведут педагоги-предметники, которые являются специалистами по дошкольному воспитанию: по обучению грамоте, математике, конструированию, компьютерной программе, изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, преподаватель «шахматной школы», педагоги по физической культуре, плаванию, эколог, логопед. «Уроки общения» ведет дошкольный психолог. Все занятия проводятся в специально оборудованных помещениях и кабинетах: кабинете математики «шахматной школы», лаборатории естественных наук, зимнем саду, видеотеке, в методическом центре, в компьютерно-игровом комплексе, кабинете психолога, логопеда, ИЗОстудии, кинозале, библиотеке, бассейне, кабинете физиотерапии и фитобаре.

Каждый из педагогов дополнительно образования закреплен за какой-то группой. Он работает и как воспитатель, и «ведет» свое направление. Также работают кружки иностранных языков: немецкий и английский язык. Педагоги сотрудничают с коллегами из Германии и с английским центром, откуда приходит педагог для ведения кружка английского языка.

В детском саду все дополнительные образовательные услуги бесплатные, но повышенная родительская плата, что позволяет повышать заработную плату и премировать и воспитателей и педагогов дополнительного образования.


Центр развития ребенка – детский сад № 68 «Айболит» г. Орла.

Дошкольное учреждение работает над задачей: определение алгоритма взаимодействия персонала образовательного учреждения по созданию здровьесберегающей среды для всех участников педагогического процесса в рамках авторской комплексной программы «Подари здоровье детям!» (руководитель – ассистент кафедры здоровья ОГУ, аспирант МПГУ О. В. Добророднова). Поэтому особое место в укреплении здоровья дошкольников в Центре отведено дополнительным занятиям, которые проводят педагоги дополнительного образования: логопед, валеолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Сохранить здоровье помогает и арттерапия (музыка, театр, изобразительная деятельность и др.). Все дополнительные образовательные услуги в ЦРР детский сад № 68 – бесплатные.


Центр развития ребенка – детский сад № 44 «Незабудка»  Южно-Сахалинска.

Вся деятельность Центра направлена  на всестороннее развитие современного ребенка. Приоритетным направлением является интеллектуальное развитие детей, поэтому весь коллектив работает по программе «Развитие», также используя технологии инновационных программ «Любознайка», «Юный эколог», «Народная культура», «Старт», «Мы открываем мир», «Здоровый дошкольник».

В штатное расписание введены три дополнительных специалиста – по математике, по обучению грамоте и развитию речи и по изобразительной деятельности. Созданы кружки: «Юный эколог», спортивная команда «Незабудки», «Народный фольклор», «Золотая кисточка» и др. Все дополнительные образовательные услуги в ЦРР № 44 – бесплатные.

 

Дошкольное образовательное учреждение  № 94  г. Великого Новгорода.

Это дошкольное учреждение расположено на границе городской черты, полей, маленькой извилистой речушки Варяжки и недалекой перспективы Григоровского леса. Так в деятельности детского появилась идея туризма.

Туристические походы проводятся в разные сезоны: летом – пешком, зимой – на лыжах. Все туристические вылазки разные не только по направлениям движения, но и по задачам: познавательные экскурсии, спортивные походы, выходы за «природным материалом», на простор – для народных, подвижных игр. А в конце года «большой выход», настоящий спортивный поход с палатками, костром, песнями.

Во время походов дети получают хорошую двигательную разрядку, положительно настроены к наблюдениям, беседам, логическим рассуждениям, обмену мнениями, зарисовкам. Для развития идеи туризма в штат детского сада был введен инструктор по туризму.


Дошкольное образовательное учреждение № 184  «Жигулёнок» г. Тольятти.

Коллектив  детского сада работает над созданием «Английского городка» - игровые городки и культурные центры: довольно большие участки со специальными постройками и оборудованием. «Английский городок появился в связи с тем, что «Жигуленок» является методическим центром по изучению английского языка в детских дошкольных учреждениях города.

Образ английского провинциального поселения воссоздан благодаря особой планировке (центральная площадь, тесная цепочка домов вокруг неё, небольшие палисадники) и отдельным деталям (конструктивные особенности домиков и вывески, типичные для маленького городка – «Паб», «Скотленд-Ярд», тележка зеленщика, цветники с характерным набором растений). В городках присутствуют персонажи английских сказок: Шалтай-Болтай, Винни-Пух, Чеширский кот и др. Дети не только изучают английский язык, но и знакомятся с обычаями, традициями и географией Великобритании. В создании городка участвовали не только сотрудники детского сада, но и жители близлежащих домов, школьники, подростки.

В штат сотрудников детского сада введены педагоги дополнительного образования: ландшафтный архитектор, педагог английского языка, педагог по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель. Все дополнительные образовательные услуги в детском саду № 184 «Жигулёнок» - бесплатные.


  1. Дербенева Т. «И в Дании тоже наши». Обруч № 4, 2004. М.: Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с. 38-40.
  2. Ворошилова Е. «Знакомьтесь: детские сады Прибалтики». Обруч № 4, 2004. М.: Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с. 34-37.
  3. Бочарова Н. «Знакомьтесь: детские сады Орла». Обруч № 3, 2007. М.: Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с. 31-32.
  4. Безгина Е. «Английский городок». Обруч № 6, 2007. М.: Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с. 34-35. 
  5. Ермолина И. « Не пора ли нам в Китай?» Обруч № 3, 2007. М.: Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с. 26-28.
  6. Куликова Е. «Знакомьтесь: детские сады Южно-Сахалинска». Обруч 3 2, 2005. М.: Учредитель: «»ЛИНКА-ПРЕСС», с. 31.
  7. Куликова Е. «Знакомьтесь детские сады Великого Новгорода». Обруч № 3, 2003. М.: Учредитель: «ЛИНКА-ПРЕСС», с. 37.
  8. Рыжова Н. «Финляндия: свобода и спокойствие». Обруч № 3, 2008. М.: Учредитель: ООО «ЛИНКА-ПРЕСС», с. 34-36.
Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД