Метод проектов как вариант личностно-ориентированного подхода на занятиях с детьми с особенностями в развитии.

6 мая 2011 в 10:47 - Ирина Мозжелина

Метод проектов как вариант личностно-ориентированного подхода на занятиях с детьми с особенностями в развитии.

Я считаю важным предоставлять детям с особенностями в развитии, возможность творческого мышления на занятиях оригами. Фантазировать, решать какие - либо проблемы, которые порождают креатив, пробовать (не бояться). На этапе творческого применения различного материала я обращаюсь к варианту организации личностно – ориентированного подхода – методу проектов, как еще один вариант личностно – ориентированного подхода на занятиях оригами. Метод проектов помогает учащимся применять получаемые теоретические знания при решении практических задач.

Прежде чем приступить к разработке проекта я выбираю тему. Например: «Осенние посиделки», «Кузьминки – по осени поминки», «Святки. Колядование», «Сороки – встреча весны».

Учащиеся предложили следующие вопросы по заданным темам:

  1. Что будет являться основным мотивом выполнения работ по заданной теме?
  2. Какой материал (природный, бумага и т.д.) можно использовать для выполнения поделок к теме?
  3. Что будет вспомогательным материалом для выполнения работ?

На занятиях решаются вопросы по теме; учащиеся подбирают необходимый материал; подбирают аксессуары, элементы; продумывают историю, миф, легенду, сказку. На подготовительном этапе учащимся предлагается информация. Далее продумывают элементы выполнения той или иной работы, советуются со взрослыми, друг с другом. На основе полученных данных, они составляют план выполнения работы.

После основного этапа – выполнения поделок, продумывается форма отчетности о работе. Я выбираю единую форму (это может быть: обзор, презентация результатов исследования). После презентации обсуждаются с учащимися итоги работы, определяются в какой степени была выполнена работа, насколько она соответствует теме и легенде (сказке, мифу) выделенному в начале занятия или серии занятий; отмечаются положительные результаты; вскрываются имевшие место недоработки. Так же обсуждаются результаты совместной групповой деятельности, вклад каждого в успех всей группы. Используются рейтинговые виды оценки, предусматриваются и элементы самооценивания.

Какими умениями овладевают учащиеся в ходе проекта? Безусловно, учащимся требуется как умение понимать общую идею, так и владение объемом разнообразных предметных элементов (навыков приобретенных ранее), необходимых и достаточных для выполнения серии поделок по заданной теме. Кроме того, ребята учатся анализировать, делать обобщения, выводы у них развивается внимание, воображение. Развивается творчество каждого ребенка с особенностями в развитии.

На своих занятиях я пытаюсь формировать у детей потребность в самосовершенствовании через развитие мотивации достижения успеха. Этот мотив учебной деятельности связан с навыками целеполагания, возможностью сделать собственный выбор.

Глубокой потребностью каждого ребенка и дети с особенностью в развитии не являются исключением, является потребность быть признанным, выделиться среди других. И в реализации этой потребности велика роль педагога умеющего вносить в свою педагогическую деятельность личностно-ориентированный подход. Моя задача увидеть и раскрыть уникальность, заложенную в ребенке с особенностями в развитии, сделать общение с ним развивающим, помочь ему поверить в собственные силы. Для этого я создаю условия, которые помогают детям самостоятельно развивать свои способности.

Среди условий я выделяю следующие:

  • Эмоциональный контакт с учащимися путем особой организации начального этапа занятия, когда формируется мотивация ребенка с особенностями в развитии на творческую деятельность. (Использую такие приемы как художественное слово, выразительная речь, видеоматериалы, рассказы о жизни и творчестве, экскурсы в историю края и страны, демонстрация поделок детей старших по возрасту, и т.д.);
  • Предоставление ученикам с особенностями в развитии, возможности продемонстрировать сформированные навыки трудовой деятельности в присутствии одноклассников и взрослых. (С этой целью каждое занятие я заканчиваю выставкой работ ребят. Лучшие работы демонстрируются на выставке работ нашего Центра, их фото помещаются в альбоме лучших работ, демонстрация работ обязательное начало родительских собраний);
  • Создание на занятии атмосферы непредсказуемости конечного результата, с тем, чтобы ребенок с особенностями в развитии, формировал навыки выбирать направление собственного творческого поиска. (Тогда деятельность начинает привлекать ученика своим содержанием, мотивирует его на самовыражение);
  • Создание ситуации затруднения на занятии, что также способствует развитию творческого потенциала ребенка с особенностями в развитии. Затруднение выступает как несоответствие между личным опытом ученика и новыми навыками (Например, смешивание красок или соотношение материалов);
  • Наполнение творческой деятельности глубоким личностным смыслом. (Так, например, тема «Рождество» предваряется длительным подготовительным этапом. Проводится исторический экскурс, дети знакомятся с народным творчеством, связанным с этим великим праздником, изучают материалы по истории костюмов, примет, гаданий. Однако каждый ребенок вкладывает с поделки свой личностный смысл);
  • Использование эффекта взаимодействия чувств и ощущений, когда воздействие с помощью сенсорных раздражителей: цвета, музыки, запаха и т.д., приводит к возникновению у ребенка новых образов и ассоциаций. (Например, на урок по теме «Новогодняя поделка» приносим живые еловые ветки, используем музыку П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», а изготовление пасхального яйца, дополняет запах ванильного кулича);
  • Вынесение занятий из помещения на улицу: выполнение поделок с натуры деревьев, зданий. Один из любимых уроков детей нашего Центра;
  • Построение оценочной деятельности в соответствии с принципом отсутствия позиции контролера, передача ученикам ответственности за получаемые им отметки.

Для реализации этих условий я использую систему дидактических и методических приемов, включенных в общую систему личностно-ориентированного обучения детей.

Личностно- ориентированный подход на занятиях с детьми с особенностями в развитии, позволяет нам создать у учеников систему взглядов и убеждений, позволяющих им различать действительно эстетически ценное и уродливое, безобразное и низменное.

Компенсирующее обучение действенно, если оно приводит детей с особенностями в развитии к успехам, нравственным победам – в общении, взаимодействии, умении представить свой ученический труд.

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.