Моя педагогическая философия.

9 мая 2011 в 12:44 - Ирина Мозжелина

Моя педагогическая философия.

Я отношусь к числу педагогов дополнительного образования. Но и в школьном образовании и в образовании дополнительном, которое играет отнюдь не последнюю роль в развитии и совершенствовании ребенка, огромное значение имеет личность педагога. Какими же личностными качествами должны обладать мы, педагоги?

 

Остановлюсь на тех, которые описал в своей книге «В школу – с шести лет» автор Ш. Амонашвили 1 и которые мне представляются главными:

 

Во-первых, мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть.

Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. И еще надо, чтобы нашу доброту души мы делили поровну между своими воспитанниками в тех формах, которые будут необходимы в каждом конкретном случае. Доброта и любовь к детям должны быть не только внутренне переживаемым состоянием, но и главным мотивом, стимулом нашей педагогической деятельности, общения с ребенком или группой детей.

Доброта и любовь к детям не позволят нам грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, кричать на них, не замечать огорчений и не радоваться успехам каждого из них, не приходить к ним на помощь без замедления, проявлять недоверие. Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребенка, чаще улыбается, реже хмурится, он живет настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает свое профессиональное счастье.

 

Во-вторых, мы должны уметь понимать детей.

Ребенок маленький, но дела и заботы у него большие. Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьезностью думать о своем будущем. Понимать детей значит встать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьезные (они и есть такие) и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение, заинтересованное, деловое отношение.

Понимать детей значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления и входя в жизнь детей как свой, близкий человек, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

Понимать детей значит овладеть высочайшим мастерством воспитания маленького человека.

 

В-третьих, приобщает детей к материальным и духовным ценностям прошлых и современных поколений.

Но как это приобщение происходит? Педагог - посредник между ребенком и этими ценностями, лишь через него дети познают действительность, познают людей. И это «через» означает, что разные ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты педагога, его оценки, отношения, его мировоззрение.

 

В-четвертых, профессия педагога не терпит шаблона, отставания от требований времени.

Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Педагог в нашем обществе это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем, научить их утверждать в настоящем идеалы будущего. Методы, приемы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому эффективными. Нельзя говорить об эффективных методах воспитания и обучения, если неизвестно главное: каков педагог, какая у него душа и какое сердце.

 

Взращивая, как хрупкие всходы, маленьких человечков, настоящий педагог опирается на слова А. С. Макаренко: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Среди детей есть такие, для которых уверенность в «завтрашней радости» особенно необходима. Это дети-инвалиды. Говоря о них, мы вспоминаем слово «сострадание».

 

Я хочу привести слова Стефана Цвейга из романа «Нетерпение сердца» 2 : «Сострадание - хорошо. Но есть два рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание - истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их ... »

 

Я работаю с детьми с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП). Для работы с больными детьми требуются не только особая любовь, чуткость, бережность, внимательность к ребенку, терпимость и терпеливость, но и веселый нрав, душевная щедрость, оптимизм. При этом не менее нужны твердость и требовательность, доверие к ребенку, тактическая помощь в развитии его самостоятельности и самосознания, в переключении его неуемной энергии на добрые дела. Все это обязывает взрослого к постоянному душевному труду, тщательному продумыванию своих действий и взаимоотношений с ребятами, поиску оптимальной методики работы с ними. К этому готов далеко не каждый.

 

Всмотритесь в детские лица. В подавляющем большинстве они радостные (если дети здоровы). Это потому, что дети умеют жить сегодняшним днем. Самоанализ, рефлексия чужды детству. Что будет в ближайшем, а тем более в отдаленном будущем, детей интересует вовсе не так, как взрослых, они редко об этом задумываются. Иное дело - больные дети. Чувство полноты жизни отягощается болезненным состоянием. Больной ребенок, как правило, сосредоточен на своей болезни, он становится мнительным, обидчивым, легкоранимым, необщительным, одновременно тяжело переживая свое отстранение от сверстников. А завтрашняя радость для наших детей - это, прежде всего здоровье.

 

Детство и отрочество - важнейшие периоды жизни человека, когда происходит формирование его характера, становления самосознания. Для того чтобы понять состояние больного ребенка, надо знать основные особенности психологии здорового, так сказать норму. Лучшие движения человеческой души заложены в ребенке: непосредственность, любознательность, скромность, отвага и храбрость, сочувствие и сопереживание, жажда справедливости. Помочь ребенку осознать их ценность, развить и укрепить - задача педагога.

 


Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. "В школу — с шести лет". - М., 1986
  2. Стефан Цвейг. "Нетерпение сердца". Киев, "Томирис", 1992.
Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.