Применение личностно-ориентированного подхода на занятиях оригами.

6 мая 2011 в 13:50 - Ирина Мозжелина

«Применение личностно-ориетированного подхода на занятиях объединения «Оригами»

Объединение ЖУРАВЛИК «Оригами» существует на базе МОУДОД «Подросток» уже 13 лет. Работаю я по одноименной образовательной программе, которую разработала на основании требований к образовательным программам дополнительного образования.


Цели и задачи образовательной программы:

Развитие творческой самостоятельности детей, их фантазии, умение использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности через обучение по программе «Оригами».

Занятия оригами - это мощное педагогическое средство, применяемое в системе образования многих стран мира, так как оно способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. В процессе занятий развиваются пространственное воображение, глазомер, способность сконцентрировать внимание, запоминать. Начинает работать фантазия. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.

В программе особое внимание уделяется образовательной среде, которая во всех своих проявлениях оказывает значительное влияние на человека.

В работе я использую личностно-ориентированный, деятельностный подход. Для того чтобы личностно-ориентированный подход был результативным, я учитываю личностные особенности детей и по возможности узловые события жизни ребенка.

Проводя диагностику, воспитанности я узнаю, а в дальнейшем корректирую определенные личностные качества ребенка посредством, как образовательной программы, так и воспитательных мероприятий, проводимых в объединении.

Личностно - ориентированный подход

Личностно - ориентированный подход к младшим школьникам становится наиболее результативным при реализации следующих условий: гармоничное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с младшими школьниками и осуществление опоры на:

  • эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть,
  • совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего обучения и траектории индивидуального развития,
  • вовлечение ученика в педагогические и жизненные события,
  • раскрепощение ученика для диалога,
  •  творчества,
  •  саморазвития и самосовершенствования.

Основные направления работы

Основными направлениями работы на занятиях объединения будут следующие:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
  2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
  3. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.
  4. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  5. Развитие речи во время выполнения творческих работ и их описания, овладение техникой речи в процессе защиты своей работы.
  6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, посредством выполнения заданий .

Применение средств личностно-ориентированного обучения на занятиях объединения «Оригами» имеет свои отличительные особенности, ведущими среди них я считаю следующие:

Направленность на гармоничное формирование общепознавательных, общетрудовых и специальных – проектно-технологических – знаний и умений младших школьников, развитие их творческих способностей, становление системы нравственных качеств (трудолюбия, ответственности, усердия, целенаправленности и т.д.).

Охват содержанием (на пропедевтическом уровне) всех сфер жизнедеятельности современного человека: «человек – природа», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек- знаковая система», «человек – человек».

Основные виды взаимодействия

В своей практике я использую основные виды взаимодействия в образовательной среде:

Педагог - обучающийся:

Необходимы партнерские взаимоотношения между педагогом и обучающимся, основанные на обоюдном доверии. Только при таком подходе ребенок сможет поверить и дополнить ценности, формируемые в среде сверстников, направить их на взаимное обогащение и развитие своей творческой индивидуальности;

Педагог-педагог:

Велика роль личного примера педагога в воспитании подростков. Необходимо учитывать, что дети внимательно наблюдают, как педагоги общаются между собой. При этом дети усваивают и переносят в среду своих сверстников приемы общения взрослых;

Обучающийся-обучающийся:

В коллективе необходимо всячески поддерживать доброжелательную атмосферу. Неуклонно соблюдение двух основных правил: во-первых, твои права не должны ущемлять прав других людей; во-вторых, осуществление твоих прав должно зависеть не от других людей, а от самого себя. Педагогу нужно строить так учебный процесс, чтобы у старших обучающихся возникло естественное желание помогать младшим обучающимся;

 

Педагог- родители:

Образовательная среда должна создавать предпосылки и целевые установки, направленные на удовлетворение потребностей детей и их родителей в:

  • стремление выбрать вид деятельности соответственно интересам;
  • трудовой активности и творческом самовыражении;
  • социальном контакте с людьми;
  • соревновательности и положительных эмоций;
  • самосовершенствовании;
  • технике безопасности поведения.

Таким образом, положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности на занятиях оригами, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на развитие личности ребёнка.

Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.