МААМ-картинки

Методология программных требований курса конструирование ручной труд по программе М.А. Васильевой

29 ноября 2011 в 19:42 - Ольга Кудинова

Термин  «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под  детским конструированием  принято понимать  разнообразные  постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.  Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.


Проанализировав «Программу воспитания и обучения в детском саду», я поняла, что она отводит конструированию  значительное  место в работе с детьми всех возрастных групп, т. к. оно обладает широкими возможностями  для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованной деятельности дети учатся не только сооружать отдельные предметы из строительного материала (здания, мосты и т.д.) или делать из бумаги поделки (елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и приобретают обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их, видеть в них общее и различное,  находить части из которых оно состоит, делать выводы и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, т. е. дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.  Однако в «Программе» о творческом подходе говорится и отводится внимания очень мало.


Конструктивная деятельность также способствует познанию свойств геометрических тел на практике;  речь  детей  обогащается новыми понятиями  (брусок, куб, пирамида;  высокий - низкий, узкий – широкий, большой – маленький). Конструктивная деятельность является средством нравственного воспитания дошкольников; т.к. в процессе этой деятельности формируются такие качества, как самостоятельность, трудолюбие, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.  Изготовление детьми поделок для подарков маме, папе, бабушке, сестре, другу воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное. Коллективные постройки и поделки играют большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения договариваться и работать дружно, не мешая друг другу. Наконец, конструктивная деятельность  имеет большое значение и для эстетических чувств. При  знакомстве детей с современными зданиями развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей особое отношение окружающему их миру – дети начинают видеть и чувствовать красоту ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту их сочетаний.


Таким образом, многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных  на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.


Специфика работы с детьми разного возраста.

Первая младшая группа.

В этом возрасте конструирование, по сути, сливается с сюжетно-отобразительной игрой, мотивом для создания построек является сюжет игры; инициатором игр выступает взрослый.  Ребенок, играя с деталями конструкторов, многократно сравнивает их, примеряет, ошибается и исправляет ошибки. Активно развивается практическое экспериментирование: малыш ставит кубик на кубик до тех пор, пока башенка не упадет. Эти действия он может совершать многократно. Не надо прерывать их: таким образом, он осваивает свойства разных форм, т.е. приобретает опыт, необходимый для возведения постройки.


Основной прием обучения детей третьего года жизни – рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец) и показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать игровые приемы.


Формированию конструктивных навыков и умений способствуют игры «Построй такой же» и «Угадай, что я сейчас построю». Например, занятие «Диваны для матрешек». Рассматривание и оценка  детских  работ  проводятся  в игровой форме. Следует формировать у детей  умение играть с постройками, подсказывая возможные действия. От занятия к занятию задания следует усложнять, чтобы  дети постепенно приобретали новые конструктивные навыки.


Вторая младшая группа.

Конструктивная деятельность детей этого возраста, как и ранее, тесно  связана с игрой и основывается на непосредственном  восприятии  формы,  строения, величины предметов. Методы и приемы работы несколько изменяются. Словесные инструкции становятся более краткими:  Возьми и поставь около себя красный  кубик, а  теперь возьми  еще один красный кубик и приставь к первому». Нужно формировать у  детей умение соотносить свои постройки с размерами кукол, игрушек.


С этого возраста можно начинать обучение конструированию по условиям. На всех занятиях необходимо побуждать  детей рассказывать, как они будут строить (по образцу, без показа приемов), помогая вопросами и советами. Обращать внимание на наиболее удачные работы, поощрять их стремление конструировать  по-своему. Педагог должен поддерживать замысел ребенка, развивать его и помогать советами, проявлять заинтересованность, радуясь вместе с ребенком его успехам. Необходимо формировать у детей умение аккуратно разбирать постройки, раскладывать детали  по виду и цвету, убирать на место.


Средняя группа.

На пятом году у детей возникает интерес к качеству своего труда; они проявляют желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняться в конструировании, планировать свою работу. В середине года дети начинают конструировать из бумаги, а к концу года – из природного материала. Знания и умения, приобретенные на занятиях, закрепляются в игровой деятельности. В распоряжении детей средней группы должно быть больше, чем ранее, мелких и крупных, плоских и объемных игрушек. В играх поощрять стремление детей объединять свои конструкции единым сюжетом.


Летом следует постепенно приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. Обращая внимание на необычные по форме шишки, листья, веточки, корешки, следует спрашивать , на что они похожи, и в присутствии детей мастерить интересные поделки, привлекая их к участию  в конструировании.


Старшая группа.

У детей  этого  возраста следует  углублять  интерес  к  конструкторской  деятельности,  для  чего

необходимо  проводить наблюдения: на участке детского сада рассмотреть веранду, обращать их внимание  на жилые дома, детские сады, школы. При их рассматривании можно предложить, глядя на то или иное здание, обвести его по контору в воздухе рукой, назвать форму здания, сосчитать этажи.  Можно предложить детям вместе сконструировать из строительного материала улицу города, сохранить ее на несколько дней, чтобы дети могли рассматривать ее, обсуждать, что еще можно с ней сделать. Затем сконструировать разные виды транспорта. В следующий раз можно создать сказочное царство. Необходимо  учить детей  выделять  форму,  величину, пропорции  строений и  их  частей, определять  конструктивные  возможности  деталей  строительного  материала.


На занятиях ручным трудом  дети из бумаги и других материалах могут создавать необходимые для игры предметы, так они овладевают обобщенными способами создания предметов. Из природного материала – шишек, желудей, веток, ягод – дети учатся создавать несложных по строению животных (еж, птица, бабочка) и предметы (ваза с красивыми ветками, ягодами, цветами и др.) 


При обучении конструированию предмета не следует постоянно прибегать к показу способов конструирования – необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать, задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответит правильно. Такая методика способствует развитию детского творчества. Следует использовать разные формы организации занятий по созданию индивидуальных и коллективных изображений. Созданная общими усилиями композиция производит на них более глубокое впечатление, способствует дальнейшему развитию инициативы и творчества.


Подготовительная к школе группа.

В этой группе занятия по конструированию и ручному  труду проводятся поочередно один раз в неделю. Для развития у детей образного мышления, конструктивных способностей необходимо формировать умение создавать постройки на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений за окружающей жизнью. Конструирование по-прежнему тесно связано с игрой, ведь использование созданных детьми предметов и объектов в игре становится личностно значимым для ребенка, т.к. в игре он выражает впечатления от окружающей жизни. На занятиях и в свободной деятельности необходимо закреплять знания детей о деталях строительного конструктора, знакомить с новыми деталями, называя возможности использования при создании разнообразных построек (здания, машины, автобусы и др.)


В подготовительной группе усложняется ручной труд. Детей продолжают обучать работе с разными материалами: бумагой, тканью, природным материалом. Учатся самостоятельно создавать предметы. В результате чего формируется ручная умелость, развиваются творчество, способность к преобразованию материалов. На занятиях по ручному труду важно познакомить детей со свойствами различных материалов: бумагу можно складывать  в любом направлении, свертывать трубочки (цилиндры). Овладев техникой изготовления цилиндра, дети получают возможность создавать самые разные предметы (например, бумажных кукол для театрализованного представления). Также на занятиях дети учатся пришивать пуговицы, шить мешочки, пришивать карман к фартуку и т.д. С этой целью их обучают вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, шить  швом  вперед  иголку.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД