День матери в детском саду.

25 ноября 2011 в 16:23 - Юлия Ожегова

ДЕНЬ МАТЕРИ

День матери это международный праздник, посвященный всем мамам мира. В отличие от 8 Мар­та, Международного женского дня, когда поздравле­ния принимают все представительницы прекрасного пола, в этот день принято поздравлять матерей и бе­ременных женщин. Цель этого прекрасного празд­ника- поддержать традиции бережного отношения к женщине, особо отметить значение в нашей жизни самого главного человека - матери.

Это еще и семейный праздник. Дети обязатель­но должны понимать,кем является для них мама и какого почтения она заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим ма­мам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее мате­ринской любви. Как солнце посылает свои лучи, со­гревая все живое на земле, так и любовь матери все­гда согревает ребенка.


История празднования Дня матери насчитывает несколько столетий. 

В Англии с XVII по XIX век отмечалось "Мате­ринское воскресенье"(Mothering Sunday) - четвер­тое воскресенье Великого поста, посвященное чест­вованию матерей по всей стране.

В США День матери впервые был публично под­держан известной американской пацифисткой Джули­ей Уорд Хоув в 1872г. День матери, по ее версии, - день единства матерей в борьбе за мир во всем мире, т. е. своеобразный Деньмира. Идеи Джулии Уорд не на­шли широкой поддержки ни в США,ни в других странах. Только в 1907г. американка Анна Джарвис из Филадельфии выступила с инициативой чествова­ния матерей. Анна написала письма в государствен­ные учреждения, законодательные органы и выдаю­щимся лицам с предложением один день в году по­святить матери. В 1910г.штат Вирджиния первым признал День матери официальным праздником.В 1914г. Президент США Вудро Вильсон объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей.


Вслед за США второе воскресенье мая объяви­ли праздником 23 страны. В другие дни этот праздник отмечают еще более 30 стран. 

 У мальтийцев День матери существовал с незапа­мятных времен. Историки считают, что сама традиция берет начало еще в женских мистериях древнего Рима, в которых особенное внимание уделяется почитанию Великой Матери - богини, матери всех богов. 

В Греции День матери отмечается 9 мая. История праздника ведется с античных времен, когда греки праздновали весной день матери всех богов - Геи.

В Финляндии День матери стали отмечать офи­циально с 1927г. во второе воскресенье мая. В этот день, вывешивают флаги,дети готовят подарки для мам, а папы стараются в этот день на кухне, каждый в меру своих способностей. 

В России праздник введен Указом Президента РФ от 30.01.98N 120 "О Дне матери". Он  отмечается в последнее воскресенье ноября. Инициатива уч­реждения Дня матери принадлежит Комитету Госу­дарственной Думы по делам женщин, семьи и моло­дежи.


По официальным данным, сегодня матерями в нашей стране являются более 50 млн.женщин, из них более 1 млн. 700 тыс. - многодетные.


День матери - прекрасная возможность уде­лить внимание своим матерям, бабушкам, согреть их теплом,в котором они так 

нуждаются. А для дошкольного учреждения этот день - еще один повод устро­ить для детей и их мам добрый праздник.

Существует мнение, что ребенок изна­чально любит свою мать, и нет необходи­мости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретет в первые го­ды своей жизни опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным. Не­даром народная мудрость гласит: "Сердце матери - в детях, а сердце ребенка ­в игрушках и камешках".

В современном обществе остро сто­ит вопрос связи поколений, поэтому в дошкольных учреждениях стало необ­ходимо "обучать" взаимопониманию ро­дителей и детей. 

В дошкольном учреждении работа по воспитанию любви к мате­ри должна проводиться с детьми всех возрастных групп,но особое внимание необходимо уделять старшему дошкольному возрасту - имен­но в этом возрасте дети начинают активно осваивать нормы морали,у них формиру­ются нравственные основы.


Старший дошкольный возраст в жиз­ни ребенка является наиболее ответ­ственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становле­нии личности дошкольника в целом. Он связан как с большими изменениями в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивацион­ной сфере, общении с взрослыми и сверстниками,так и с достигнутым уровнем нравственной воспитанности. Это возраст осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям, и в первую очередь к мате­ри. Он считается наиболее сензитивным периодом для нравственно­го развития и воспитания ребенка. Формирование чувств ребенка, в т.ч. сопереживания, сочувствия, сорадования, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. И то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от окружаю­щих, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обо­гащают.


 ЧТО ОРГАНИЗОВАТЬ С ДЕТЬМИ

 Игра «Интервью у мамы»

Дети "становятся журналистами" и берут интервью усвоих мам. Вопросы, задаваемые мамам, и символы, их обозначающие(мнемокартинки), ребята могут придумать сами. Все интервью можно записать на диктофон, что дополнительно привлечет интерес детей и даст возможность еще и еще раз прослушать записи разгово­ра ребенка с мамой.


Беседа «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Ее цели – создание  образа матери - хранительницы семейного очага, создающей теплую атмосферу, уют, ощущение родного дома, а также формирование представления о том, что мама выполняет множество социальных ролей: дома - она любящая мать,на работе - умелая труженица (врач, учительница, парикмахер), в свободное время­ спортсменка, читательница, флорист.


Портрет мамы

Предложите детям сделать портрет своей мамы или всей семьи с помощью разных материалов и техник (рисование, лепка, апплика­ция). Дети с большой радостью и желанием займутся этой работой, постараются передать всю свою любовь к маме в портрете.


Экскурсии на работу к мамам

Совместно с некоторыми родителями в течение года можно орга­низовать экскурсии на работу к мамам: в школу и библиотеку. 

Дети обогатят свои знания и представления о труде учительни­цы и библиотекаря, а также испытают чувство гордости за то, что их мамы заняты необходимой для других людей работой. Они увидят значимость маминого труда и уважение этого труда окружающими. Экскурсии помогут подвести детей к разговору о трудолюбии, необ­ходимости помощи маме и близким людям.


Фотовыставка «Мама работает»

Если нет возможности организовать экскурсию, то можно оформить совместно с детьми выставку фотографий с рассказами детей о профессии мамы.


Беседа о трудолюбии

Можно обсудить с  детьми вопрос, что можно считать помощью маме - это любая работа, которую могут выполнить ребята: помыть по­суду, подмести или пропылесосить пол, обслужить себя самостоятель­но,быть опрятным и чистым, помочь одеться младшим братьям и сестрам, поиграть с ними. Все это будет большой помощью маме, ко­торая в освободившееся время сможет заняться чем-то другим или отдохнуть.


Анализ бытовых ситуаций

Можно использовать бытовые ситуации и любую возможность обсуждения тем: "Почему мама расстраивается, огорчается", "Как сказать маме о плохом по­ступке", "Чем я порадовал маму".


Игра «Ласковые фанты»

Для пополнения словарного запаса детей нежными, ласковыми словами о маме, помимо чтения сказок, бесед, знакомства с пословицами и поговорками о ней, можно провести модифицированную игру "Ласковые фанты". 

Все играющие садятся в круг. Водящий начинает цепочку из лас­ковых слов: мамочка, следующий продолжает - родная, третий - ле­бедушка, четвертый - нежная, пятый - ласковая и т. д. Когда цепочка закончится, тот, на ком она прервалась, кладет фант в корзинку и игра снова возобновляется. Важное условие - не повторяться! В конце игры разыгрываются фанты. 

 В ходе такой работы дети отчетливее поймут связь своего поведения и настроения мамы и близких людей, возникнет желание проявить волевое усилие и сдержать свои капризы, желание помочь маме и близким, сделать что­-то приятное для мамы. Некоторые воспитанники могут попробовать сочинить стихи и сказки, главным героем которых будут дети, защищающие свою маму. Дети станут терпеливее и внимательней к маме, друг к дру­гу и ко всем окружающим людям.


Пословицы о маме

Маменька родимая - свеча неугасимая. 

Без матушки родной и цветы не цветно растут. 

Всякой матери свое дитя мило. 

Сыр калача белее, а мать всех друзей милее. 

Сердце матери лучше солнца греет. 

Материнская рука на ласку, что пух, мягка.

Материнская забота на дне моря спасет.

У дитя заболит пальчик, а у матери ­сердце.

Кто матери не послушает, тот в беду попадет.

Береги отца и мать - других не сыщешь.

Нет милее  дружка, чем родима матушка.

При солнышке тепло, при матушке добро. 

Все купишь, а отца и матери не купишь.


Анкета для родителей

1. Хотели бы вы, чтобы с вашим ребенком про­водилась специальная работа по воспитанию любви к матери?

2. Считаете ли вы, что в детском саду должна проводиться такая работа?

З. Готовы ли вы сотрудничать по этому вопросу с педагогами детского сада?  В чем вы видите это сотрудничество?

 

 

 Вопросник для воспитателей 

1.Что значит воспитывать у детей любовь к ма­тери?

2.Как часто вы обращаетесь в работе к этой теме?

З. В чем заключается эта работа?

4. Привлекаются ли родители к этой работе?  Каким образом?



Тематический день «Мамочка любимая моя»

 

Основные задачи:

воспитать заботливое, внимательное отношение к маме; уточнить и расширить знания о понятии «семья»; сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества. 

Оборудование:

фотокомпозиция «Наши мамы и мы», выстав­ка совместных работ детей и матерей, выставка детских рисун­ков «Портрет моей мамы», коллаж  «Что говорят дети о своих матерях», цветик-многоцветик с пожеланиями мамам на отдельных лепестках, праздничное оформление группы. 

 

УТРО

Беседа с детьми 

Цели: привлечь внимание детей, настроить на дальнейшую деятельность; сделать все возможное, чтобы порадовать мам, поднять им настроение. 

Оборудование: грамзапись песни «Мамин праздник» (музыка  Тиличеевой). 

Педагог напоминает детям, что они целую неделю готовились к особому дню, посвященному мамам, которых дети любят больше всех на свете. Предлагает детям украсить группу цветами, шариками, своими работами. Обращает внимание на эстетику оформления, подчеркивая, что дети должны порадовать и удивить своих мам. 

 

Чтение стихов

(Е. Благинина. «Посидим в тишине», Г. Виеру. «Мамин день», Я. Аким. «Мама», Е. Благинина. «Вот какая мама»и др.) 

Цели: закрепить знание содержания стихотворений; активизировать память; сформировать ответственность за порученное дело; развить мимическую и речевую выразительность. 

 

ДЕНЬ

Комплексное занятие

«Моя мама самая любимая и красивая»

Цели: закрепить знания детей об отличительных особеннос­тях своих мам, их профессии, увлечениях; сформировать инте­рес к особенностям личности мамы; воспитывать уважение,за­ботливое отношение к маме; развить диалогическую речь. 

Педагог предлагает детям познакомить друг друга со своими мамами до их прихода и рассказать о них так, чтобы все сразу узнали, чья мама пришла в гости. 

1. Беседа с детьми об особенностях внешнего вида, имени, интересах, профессии каждой мамы с рассматриванием фото­графии и фотокомпозиции.

2. Дорисовывание портрета мамы (рисунок выполнялся в те­чение1-2 недель), оформление композиции. 

З. Изготовление из готового теста печенья с помощью фор­мочек с последующей выпечкой на кухне или изготовление пирожных из готовых печений с украшением сливками, конфетами и т.п. 

4. Заполнение обратных сторон цветика-многоцветика пожеланиями каждой маме.


Труд на природе (на прогулке)

Цели:  научить детей совершать поступки для того, чтобы сделать  маме приятное, порадовать ее; сформировать волю через получение отсроченного результата; развить активный словарь. 

Дети сажают цветы для мам (зимой - семена зелени, луковицы тюльпанов и т.п.). 

Педагог говорит детям, что в сем женщинам нравятся цветы. 

 И их дети могут вырастить своими руками. Но,чтобы они вы­росли,за цветами нужно долго ухаживать. «Тем приятнее пода­рок будет для мамы». 

 

Сюжетноолевая игра «Семья»

Цели: на правах равного игрового партнера уточнить функции матери в семье, ее роль, значимость; развить игровой монолог, ролевое взаимодействие, умение вести сюжет, используя личный опыт и опыт товарищей. 

В Россию приехала девочка-иностранка, ее надо принять в семье, познакомить со всеми, организовать досуг и т.п. 

 

Рассказывание стихотворения «Мамины помощницы» с движениями

(Если стихотворение для детей новое, то они повторяют дви­жения и договаривают запомнившиеся слова, фразы; если зна­комое- синхронно читают стихотворение и сопровождают слова движениями.) 

 

Решили маме мы помочь

И воду в таз налили,

Изображают пальцами откру­чивание крана.

Насыпали вниз порошка,

Делают мелкие движения ще­поткой пальцев.

Белье все замочили.

Ставят руки перед собой, кис­ти вниз, изображают погруже­ние белья в таз.

Стирали долго мы его,

Потирают кулаком о кулак.

О доску даже терли.

Потирают кулаком о ладонь.

Не разорвали ничего,

Делают отрицательное движе­ние указательным пальцем.

А полоскали сколько!

Туда-сюда, туда-сюда,

Наклоняются, опускают руки, расслабляют, болтают ими из стороны в сторону.

Вода в тазу вскипела.

Складывают ладони перед со­бой, резко сжимают и разжи­мают пальцы.

Но только, братцы, вот беда:

Прижимают руки к щекам, по­качивая головой.

На пол упала пена!

Опускают руки вниз, трясут легко кистями.

Давай ее мы собирать

И отжимать в ведерко.

Приседают, имитируя сбор пены обеими руками

Чтобы как мама наша стать,

Трудиться надо столько!

Показывают указательным пальцем вверх.


ВЕЧЕР

Рассматривание журналов мод

Цели: развить умение выделять фасоны одежды, цвет, отличительные особенности, в прическе - цвет, форму, оригинальность, подбирать фасон сообразно предпочтениям, особенностям внешнего вида мам; сформировать желание видеть маму красивой, гордиться ею. 

Открытие модельного агентства, где каждый может выбрать для своей мамы платье, прическу, обувь, украшения.

 

Изодеятельность «Платье  для мамы»

Цель: развить творческое начало, изобразительные умения. Используя шаблоны,дети раскрашивают платье для мамы. 

 

Ручной труд «Салфетки для праздничного стола»

Цели: развить эстетический вкус, умения что-то делать рука­ми; вызвать желание сделать для мамы приятное. 

Педагог просит подгруппу детей вырезать красивые салфет­ки на столы для мам, по-разному оформив края.

 

Вечер развлечений для мам

(стихи, песни, совместныетанцы, соревнования, эстафеты и т.п.).

Презентация поделок.

 


Литература.

1.Бородинова Т.А. Воспитание у детей любви к матери./Т.А.Бородинова. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –2007,  № 4. – с.34-39.

2.День матери. /Подготовила А.В.Герасимов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007,  № 4. – с.33.

3.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – с. 33. –(Серия «Вместе с детьми»).

4.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты.  /Е.А.Алябьева.– М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.125-128. – (Программа развития).

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 5. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад


Сертификаты, свидетельства, дипломыБесплатные шаблоны для оформленияГрафик конкурсов