Формирование правового сознания у старших дошкольников.

21 августа 2011 в 14:21 - Светлана Логинова
article1163.jpg

Начинать знакомить детей с правами надо уже с детского сада. Учитывая, что в первую очередь семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, необходимо проводить работу по ознакомлению с правами не только с детьми, но с родителями воспитанников.

 

Задачи:

  • Вести правовое просвещение родителей, содействовать защите прав и достоинств детей.
  • Ознакомление детей и родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Ознакомление старших дошкольников с правами ребенка проходит на занятиях, которые проводятся один раз в месяц. Продолжительность занятия 25-30 минут. Большое значение имеет подготовительная работа (сотворчество детей и родителей, поисково-исследовательская деятельность и др.). Обязательным элементом занятий является рабочая тетрадь «Я и моя семья».

Для того, чтобы у детей сформировались необходимые представления о своих правах, закрепить знания, этот материал может быть включен в другие занятия (ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, изодеятельность, ручной труд, конструирование). Предусматривается проведение бесед, чтение детской литературы, использование ИКТ, ТСО, помогающих расширить и уточнить представления детей о правах. Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх, попытаться использовать знание прав в общении с другими детьми, в праздника, развлечениях.

 

Прогнозируемый результат:

В процессе работы важно, чтобы дошкольники усвоили ключевые понятия: семья, благополучная семья, забота, сочувствие, чувство защищенности, проявлять почтение,, уважение, второе и третье поколение.

 

Предложенная работа поможет дошкольникам:

Сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать.
Научит слушать и слышать другого человека, уважать его мнение.

Родителям же важно понять, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

 

Сентябрь.

  • Совместное творчество детей и родителей - рисунок «Школа».
  • Родительское собрание: «Ваш ребенок скоро пойдет в школу». (С выступлением учителя начальных классов) .
  • Анкетирование родителей - входное «Знаете ли вы права ребенка?» (приложение).

 

Октябрь.

  • Занятие: «Наши права».
  • Интервью детей «Это я!» (приложение).
  • Создание фотоальбома «Это мы!» (Фото и рассказы детей о себе).
  • Занятие: «Я самый-самый!».
  • Информационный стенд для родителей «Я ребенок и я имею право!».
  • Праздник Осени с чаепитием и конкурсами для родителей и детей.

 

Ноябрь.

  • Анкетирование детей «Моё имя» в начале работы по теме «Имя» и в конце (приложение).
  • Совместная поисково-исследовательская деятельность родителей и детей «Что означает моё имя?»
  • Занятие: «По-разному зовутся дети».
  • Совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка».
  • Рисование «Моё имя» или «Моя визитная карточка».
  • Беседы: «Наши фамилии», «Великие тезки», «Имена в названии улиц».
  • Психологические словесные игры: «Обзывалки», «Назови ласково».
  • Сюжетно-ролевая игра «Проверка документов на границе».
  • Рисование «Вот какая красивая моя мама».
  • Изготовление поздравлений ко дню Матери.
  • Составление творческих рассказов о своей маме.
  • Праздник мам и бабушек.

 

Декабрь

  • Занятие «Я – гражданин России».
  • Совместное творчество детей и родителей: «Флаг моей семьи»
  • Коллективная работа «Герб нашего детского сада».
  • Рисование «Герб моей группы».
  • Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого». (С выступлением юриста и выступлениями детей).
  • Беседы: «Как мы отдыхаем всей семьёй», «Расскажи о своей семье», «Как твоя семья готовится к Новому году
  • Изготовление открыток и сувениров в подарок родным и близким к Новому году.
  • Новогодний праздник.

 

Январь

  • Занятие «Моя семья».
  • Совместное творчество детей и родителей: «Герб моей семьи».
  • Анкетирование детей,  для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка (приложение).

Февраль

  • Занятие «Право на любовь».
  • Изготовление «Валентинок» в подарок родным.
  • Изготовление книжки – раскладушки «На что похожа любовь?» (используются рисунки детей).
  • Развлечение для детей «День святого Валентина».
  • Рисование: «Мой любимый дедушка», «Моя любимая бабушка».
  • Изготовление поздравлений для пап,  дедушек и братьев к 23 февраля.
  • Разучивание песен и стихов о маме, папе, дедушке, бабушке, сестрах, братьях.

 

Март

  • Изготовление поздравлений для мам, бабушек и сестер к 8 марта.
  • Праздник Мам.
  • Занятие: «Без семьи нет счастья».
  • Совместная поисково-исследовательская деятельность и творчество детей и родителей: «Генеалогическое древо семьи».

 

Апрель

  • Беседа «Традиции моей семьи».
  • «Семья глазами ребенка» (буклет с высказываниями детей – "Что такое семья?").
  • Анкетирование родителей  - итоговое «Знаете ли вы права ребенка?».

 

Май

  • Детско-родительская гостиная.
  • Выпускной бал.

 

Предметно-развивающая среда по теме:

  • Тетрадь «Я и моя семья».
  • Фотографии на тему: «Это я!».
  • Иллюстрации на тему: «Семья», «Символы России».
  • Символы «Наши права» (См. здесь)
  • Дидактические игры: «Наши права и обязанности», «Фоторобот», «Генеалогическое древо», «Семья», «Профессии».
  • Дидактическое пособие «Права ребенка».
  • Комплект сюжетных картин «Ребенку о его правах» (ООО ,Издательство СКРИТОРИИ 2003)
  • Зеркала.
  • Рисунки детей «Моя семья», «Моё имя», портреты членов семьи, «Герб нашей группы».
  • Изделия совместного творчества детей и родителей из природного материала  «Имя моего ребенка».
  • Аудиозаписи гимна РФ, песни о членах семьи.
  • Детская художественная литература.
  • Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ.
  • Материал для продуктивной деятельности (карандаши, фломастеры, бумага, клей и др.)

 

Для оценки результативности работы применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников и их родителей в начале всей работы или перед изучением той или иной темы. Формы оценки: диагностическое анкетирование детей «Моё имя» (приложение) и родителей «Знаете ли вы права ребенка?» (приложение); игра «Наши права и обязанности» (приложение).

 

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, наблюдения, игра «Наши права и обязанности».

 

Итоговый контроль может иметь различные формы: диагностическое анкетирование детей «Моё имя» и родителей «Знаете ли вы права ребенка?», работа в тетради «Я и моя семья», выставки, фотоальбом, игра «Наши права и обязанности». Итоговый контроль проводится по окончании изучении темы и всего материала.

Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Анкета для родителей «Знаете ли вы права ребенка?»

Уважаемые родители!

В настоящее время остро стоит проблема защиты прав ребенка. Просим вас честно ответить на вопросы анкеты.

Знакомы ли Вы с какими-либо правовыми документами, устанавливающими или освещающими права маленького ребенка? Если «да», то с какими?
Какими, по вашему мнению, правами обладает ребенок, перечислите:
Обозначьте названия документов, которые, по Вашему мнению, могут содержать информацию о правах ребенка:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Трудовой кодекс РФ
  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Уголовный кодекс РФ

Как Вы считаете, является ли наказание (любое) нарушением прав ребенка? (Подчеркните.)

  • Да.
  • Нет.
  •  Не всегда.

Закончите фразу: «Наказание происходит потому, что …»
Отметьте фразы, которые Вы наиболее часто употребляете при общении с ребенком:

  • Сколько раз тебе повторять?
  • У всех дети как дети, а ты…
  • А как ты считаешь?
  • Ну что за друзья у тебя?
  • Давай подумаем…
  • И в кого ты такой уродился?
  • Я в твои годы…
  • Какой ты молодец! (Какая ты умница!)

Какие наказания или меры воздействия, с Вашей точки зрения, не противоречат правам ребенка и могут быть использованы воспитателями в группе?


 

Приложение

Право на индивидуальность.

Интервью «ЭТО Я!»

Меня зовут.
Больше всего мне нравится в себе …
Я бы хотел быть …
Моя любимая игра …
Я чувствую себя счастливым, когда …
Я чувствую печаль, когда …
Я хочу стать …

 

Интервью берет воспитатель индивидуально у каждого ребенка. Дети приносят свои фото на тему «Это я!». Каждый ребенок совместно с воспитателем составляет свою страничку в фотоальбом (выбирают цвет картона, размещают своё фото и рассказ на картонке, приклеивают). Эта работа проводится во второй половине дня, в свободное от занятий время. Когда все дети проделают эту работу, получится фотоальбом «Это мы!». Альбом хранится в группе, дети в свободной деятельности смотрят его. Презентация фотоальбома родителям - на одном из семейных праздников в группе.

 

 


 

Право на имя. Анкета для детей.

«Моё имя»

Назови свое И.Ф.О.
Что означает твое имя?
Каким образом пришло к тебе?
Нравится ли тебе твоё имя?
Кто такие тёзки? Есть ли они у тебя?

 

Анкетирование проводится в начале работы над темой «Я и моё имя» и в конце. Сравнительный анализ позволит сделать вывод о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.

 

 

Вопрос.

Начало работы.

Конец работы.

Назови своё И.Ф.О.

 

 

Что означает твоё имя?

 

 

Каким образом пришло к тебе?

 

 

Нравится ли тебе твоё имя?

 

 

Кто такие тёзки? Есть ли они у тебя?

 

 

 

  Проективная методика с детьми (для того, чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим /наименьшим) авторитетом у ребенка.


 

Анкета для детей.

«Моя семья»

Для того чтобы понять. Кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка.

  • У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял(а) с собой на представление?
  • Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это?
  • Ты строишь из конструктора дом. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
  • Ты потерял(а) что-то очень дорогое для себя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
  • У тебя болит зуб, и ты должен(а) идти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу?

 

Обработка результатов педагогической работы с помощью дидактической игры «Наши права и обязанности».

Игра состоит из набора картинок, соответствующих правам и обязанностям детей. Ребенку предлагается разложить картинки по группам – «наши права» и «наши обязанности». При этом ребенок должен уметь назвать то или иное право и обязанность.

Все ответы фиксируются в таблицу.


ФИ ребенка Знания детей
Права Обязанности
На семью На образование На мед.обслуживание На отдых Помогать маме Помогать младшим Дежурство Полить цветы
1..                

 

 

Список детской художественной литературы:

·        Андерсен Г.Х. Гадкий утёнок.

·        Берестов В. Как хорошо уметь читать.

·        Востряков И. Быть здоровым – здорово!

·        Гайдар А. Чук и Гек.

·        Катаев В. Цветик – семицветик.

·        Маршак С. Двенадцать месяцев.

·        Маршак С. Кот и лодыри.

·        Маршак С. Кошкин дом.

·        Маршак С. Почта.

·        Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.

·        Манакова М. Правила безопасности для малышей.

·        Михалков С. Дядя Стёпа.

·        Михалков С. Три поросенка.

·        Носов Н. Бобик в гостях у Барбоса.

·        Носов Н. Приключение Незнайки и его друзей.

·        Носов Н. Фантазёры.

·        Осеева В. Просто старушка.

·        Осеева В. Сыновья.

·        Перро Ш. Золушка.

·        Пушкин А. Сказки.

·        Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья.

·        Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина.

·        Толстой Л. Старик сажал яблони.

·        Толстой Л. Старый дед и внучек.

·        Толстой Л. Филиппок.

·        Чуковский К. Марусеньке копеечку.

·         Ты и твоя Родина (для дошкольного возраста).

Читая литературные произведения, надо обязательно обращать внимание детей на хорошие дела и поступки главных героев. Знакомство с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев.

В пособиях: Шорыгиной Т.А. «Беседы о правах ребенка» и Давыдовой О.И., Вялковой С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка» много рассказов и сказок, которые можно использовать в своей работе с детьми.

 

Игр, которые помогут воспитателям формировать правовое сознание детей старшего дошкольного возраста можно посмотрезь в моем блогу "Учимся, играя"


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1.  Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).
  2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
  4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД «Корифей».
  5. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007
  6. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.
  7. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
  8. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ - М.:ТЦ Сфера, 2007 (Библиотека руководителя ДОУ).
  9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
  10. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
  11. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
  12. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
  13. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.
  14. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  15. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».
  16. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).
  17. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
  18. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008
  19. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
  20. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
  21. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
  22. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  23. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (вместе с детьми).
  24. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

 

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 8. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад