Получи документы

Комплексно-тематическое планирование по теме «Транспорт»

20 июля 2011 в 15:30 - Светлана Тюлякова

Комплексно-тематическое планирование по теме «Транспорт»

Старший дошкольный возраст.

Разработано Тюляковой С.А., Пермяковой Т.В. в дошкольном отделении ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-Петербурга


Цель: Уточнение и закрепление у детей представлений о транспорте.

Задачи:

  1. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт»,
  2. Уточнение понятия видов транспорта и его назначения.
  3. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
  4. Вовлечение родителей в активное сотрудничество

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация.

Беседы с детьми по темам: «Что такое транспорт и зачем он нам нужен», «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Как вести себя в транспорте», «О последствиях нарушений правил дорожного движения». Свободное общение.

Рассказы по темам:  Зачем нужен транспорт?  Починим машину.  Зачем нужны дорожные знаки?  Как я ездил к бабушке.  Машины специального назначения.

Совместное обновление рубрики (стенда для родителей):  «Правила поведения в транспорте»,  «Правила дорожного движений»

Познание

Обобщающая беседа о транспорте. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы (самолет-вертолет; трол­лейбус –автобус; троллейбус -трамвай; лодка -катер; корабль дом). Разучивание загадок и скороговорок о транспорте. Совершенствование навыка пересказа

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций, рисунки других детей

Исследовательская деятельность: сравнивание разных видов транспорта (находить сходства и отличия)

Развивающие игры: «Шофёры», «Какой бывает транспорт?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница» (все виды транспорта: разложить по видам)

Д/И: «Найди чем отличаются», « Почини машину», «Узнай по части», «Что перепутал художник?», «Кому что нужно?»

РЭМП (по вашей методике)

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы и рассматривание иллюсмтраций Н.Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину»,  С. Фангинштей-н «Наша улица».

Заучивание С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход.)

Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми: Загадки-описания.

Социально-личностное развитие

Социализация.

Экскурсии:  в авто парк, к автостоянке, к гаражам, автозаправочной станции.  Встреча с инспектором ГИБДД. Рассматривание машин на проезжей части

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие», «Транспорт сухопутный». Режиссерская игра с маленькими машинками с использованием модели улицы (дома и проезжая часть)

Труд

Ручной труд: Ремонт игрушечных машинок вместе с воспитателем. Изготовление «Права водителя»

Безопасность.

Беседа с детьми: «Правила дорожного движения», «Улица полна неожиданностей»

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество.

Творческое рассказывание Сказка о любом виде транспорта. Если бы я был машиной...

Продуктивная деятельность:  коллективная работа из различных материалов «Транспорт»

Отгадывание и составление загадок по теме «Транспорт»

Викторина познавательного характера по теме «транспорт»

*Создание коллективной работы-макета «Транспорт в городе»

Музыка.

Музыкальное развлечение «Путешествие»

Слушанье и исполненье песен о транспорте.

Музыкальная игра «Мы едем, едем, едем…»

«Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т.д.)

Физическое развитие

Физкультура.

Подвижные игры: «Машины», «Транспорт»,  «Летчик»

Пальчиковые игра «Есть игрушки у меня»

Здоровье.

Свободное общение «Зачем знать правила дорожного движения», «Ты не перебежишь улицу, не обратив внимания на светофор»


Создание условий для самостоятельной деятельности детей

  • Книжный уголок: Чтение стихов и скороговорок, загадывание загадок, пословицы и поговорки о транспортных средствах, движении.
  • Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Шофёры» - костюмы водителей различных видов транспорта, инструменты для починки автомобилей ( отвертки, ключи, насос . и т.д.) Различные виды транспорта, машины разного назначения, светофор, конструкторы настольные, напольные, сигнальный свисток, фонарик, знаки дорожного движения, палочка регулировщика, фуражки различные, рация, шлем; куклы разного размера, пола, дети и взрослые (разные профессии). Бросовый материал ( предметы заместители, которые хранятся в «волшебном сундучке»)
  • Центр продуктивной деятельности: подборка материалов для изготовления рулей и прав водителя, картонные коробочки, бумага различных видов, структуры, формата, цвета. Карандаши, краски, пластилин, бросовый материал и т.д. (подборка материалов для коллективной работы по теме «Транспорт »)

Взаимодействие с семьёй

  • Создание папки-передвижки «Правила дорожного движения»
  • Создание коллекции моделей автомобилей (по возможности)
  • Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к игре « Шоферы»
  • Выставка рисунков по теме «Транспорт»
  • Консультация для родителей «Улица полна неожиданностей»

Приложение.

Стихи

САМОЛЕТ

Самолет мой быстрокрылый,

Ты лети за Неман милый,

От полей моей Литвы

До красавицы Москвы!

Ты лети над Нерис светлой,

Над лесами, в дальний край..

И в Москве от нас приветы

Всем ребятам передай.

К. Кубилинскас

 

КОРАБЛИК

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой.

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

На палубе матросы

Свистят, снуют, спешат,

На палубе матросы —

Четырнадцать мышат.

Плывет, плывет кораблик

На запад, на восток,

Канаты — паутинки,

А парус — лепесток.

Соломенные весла

У маленьких гребцов.

Везет, везет кораблик

Полфунта леденцов.

Ведет кораблик утка,

Испытанный моряк.

— Земля! — сказала утка.

— Причаливайте! Кряк!

Английская песенка

 

МАШИНА МОЕТ

Круглобока и важна,

Налита водой

Она!

Струйка влево, струйка вправо

Бьют веселой чередой,

Будто детям для забавы

Брызжут дворники водой...

Это мойщица.

Она

Мостовые

Мыть должна.

Я стою, залюбовалась,

Я гляжу машине вслед.

Я грущу — какая жалость,

Что такой же дома нет!

К. Кубилинскас

 

ГОРНАЯ ДОРОГА

Вверх и вниз по склонам гор

Нас везет лихой шофер.

Сумасшедшая дорога —

Так и кружит, егоза!

Сердце екает немного,

Разбегаются глаза.

Интересно все, без спора:

Слева — пропасть, справа — горы..

Вот акация в цвету —

Эх, сорвать бы на лету!

Любопытно мне: а что там,

Вот за этим поворотом?

Вверх помчимся или вниз?

Может, где-то ждет сюрприз?

И сюрприз открылся вскоре —

Кто-то крикнул:

— Братцы, море!

Е. Серова


СНЕЖИНКА И ТРОЛЛЕЙБУС

Ус троллейбусный щекочет

Малая снежинка.

Видно, тоже ехать хочет,

Мол, впусти в кабинку

Или дверь открой в салон,

Ничего, что полный он.

Ей троллейбус говорит:

— Берегись, малышка.

Слишком жарко там внутри

Для тебя, глупышка, —

Ты в тепле растаешь,

Капелькою станешь.

А. Матутис

 

Упражнение на развитие слухового внимания

«ЕХАЛИ МЕДВЕДИ»

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле...

К. Чуковский

Перечисли, какой транспорт упоминается в стихотворении.

Игры и упражнения

«САМОЛЕТ»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Руки в стороны — в полет

-Отправляем самолет.  (Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.)

Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.)

Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.)

Полетел наш самолет. (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)

В. Волина

 

«ТЕПЛОХОД»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход. (Шаг вперед, руки опущены.)

Раз, два —

Он назад шагнул сначала. (Два шага назад.)

А потом шагнул вперед —

Раз, два — (Два шага вперед.)

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход. (Руки вытянуты вперед и сомкнуты — это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками.)

В. Волина

Пальчиковая гимнастика

“ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ”

Есть игрушки у меня: ( Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран -

Настоящий великан. (Загибают пальчики на обеих руках.)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать! (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)

Физкультурная пауза

«Машины».

Координация речи с дви­жением. Развитие творческого воображения.

Логопед убирает тетради, контейнер с карандашами и пригла­шает детей пройти на коврик. Дети встают в круг и выполняют упражнение. Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках вооб­ражаемый руль.

Делают разворот, двигаются в противоположную сторону,

На улице нашей

Машину, машины.

Машину малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Когда все «машины проехали» один из детей - пешеход - переходит улицу и произносит эти слова.

- Эй, машины, полный ход,

Я - примерный пешеход:

Торопиться не люблю.

Нам дорогу уступлю.

Я. Тайц

 

ЗАГАДКИ О ТРАНСПОРТЕ:

Что за чудо — Едет дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

 

За дымком,

За свистком

Братья бегают гуськом.

(Паровоз, вагоны)

 

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

 

Кто на бегу, пары клубя,

Пускает дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с собой?

(Паровоз)

 

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется — под лучами

Отливает серебром.

(Самолет)

 

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю-

Отправляюсь я в полет.

Кто же это?

(Вертолет)

 

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. (Метро.)

 

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Вагоны поезда.)

 

Летит подушка круглая, наволочка резиновая,

Вместо пуха и пера — воздух. (Шина.)

 

Ходит город-великан на работу в океан. (Корабль.)

 

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед.)

 

Три глаза —

Три приказа,

Красный —

Самый опасный. (Светофор.)

 

Красный свет — проезда нет,

Желтый — будь готов к пути,

А зеленый свет — кати!

Красный — ясно!

Путь опасен.

Желтый —

Тоже подожди.

А зеленый впереди —

Проходи. (Светофор.)

 

Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка
По дороге той ползёт,
Весь обоз один везёт. ( Тепловоз, вагоны)

 

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)

 

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)

 

Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолёт)

 

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. (Автомобиль)

 

Что за птица:
Песен не поёт, гнезда не вьёт,
Людей и груз несёт? (Самолёт, вертолёт)

 

 

Текст для запоминания (детям 6—8 лет)

Мчатся по улице автомобили.

Обрати внимание: на многих автомобилях нарисованы яркие отличительные знаки. А иногда и весь автомобиль окрашен в яр­кий, заметный цвет. Для чего это надо?

Вот проехал автомобиль-цистерна. Он возит какую-то жид­кость: чистую воду (голубая цистерна), молоко (светло-желтая ци­стерна), цемент (оранжевая цистерна)... Теперь узнаешь эти ма­шины? Несколько раз медленно повтори слово «цистерна»!

Промчался красный автомобиль — пожарная машина, у этой ма­шины еще есть отличительные звуковые и световые сигналы. Какие?

Легко узнать почтовую машину, у нее на борту — диагональная синяя полоса.

Машина с красным крестом на борту — санитарная (карета «ско­рой помощи»). Как и у пожарной — у нее свои сигналы. Какие?

Легковые и грузовые такси тоже легко узнать: впереди горит яркий зеленый огонек. А на дверцах что нарисовано?

Милицейская машина — она очень заметная, на борту — гори­зонтальная синяя полоса, у этих машин тоже свои световые и зву­ковые сигналы. Какие?

Вот едет огромная машина-холодильник, она носит название реф­рижератор. Постарайся четко произнести это название машины.

За порядком на улице следит милиционер-регулировщик, он регулирует движение транспорта и пешеходов. Медленно и чет­ко произнеси слова: милиционер-регулировщик, регулировать.

Правила уличного движения

  • Улицу можно переходить только при зеленом свете светофора.
  • Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным до­рожкам или подземным переходам. Сойдя с тротуара, нужно посмот­реть налево, нет ли там машин, а дойдя до середины улицы — направо.
  • Нельзя играть на мостовой, кататься на санках, гонять мяч.

ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ

ПЕСНЯ МАШИНИСТА

Спят ли волки?

Спят. Спят.

Спят ли пчелки?

Спят. Спят.

Спят синички?

Спят. Спят.

А лисички?

Спят. Спят.

А тюлени?

Спят. Спят.

А олени?

Спят. Спят.

А все дети?

Спят. Спят.

Все на свете

Спят. Спят.

Только я и паровоз —

Мы не спим.

Мы не спим.

И летит до самых звезд

К небу дым.

К небу дым.

А. Введенский

 

МАШИНИСТ

За окном поют синички.

Набирает поезд ход.

Машинист на электричке

За грибами нас везет.

В. Степанов

 

МОРЯК

По волнам корабль плывет,

Капитан его ведет.

Не страшны ему туманы,

Мели, льдины, ураганы...

Он — моряк отважный,

Это знает каждый.

В. Степанов

 

ШОФЕР

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам — шофер

И сам — мотор.

Нажимаю

На педаль —

И машина

Мчится вдаль!

Б. Заходер

***

Кондукторам езда везде.

С большою сумкой кожаной

Ему всегда,

Ему весь день

В трамваях ездить можно.

— Большие и дети,

Берите билетик,

Билеты разные,

Бери любые —

Зеленые, красные

И голубые.

В. Маяковский

 

Загадки профессии

Ежедневно спозаранку

В руки он берет баранку.

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест ее никак! (Шофер)

 

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид,

Управляя кораблем.

А бинокль всегда при нем. (Капитан)

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД