Получи документы

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ. (ФГТ)

6 июля 2011 в 11:38 - Светлана Вострикова
article913.jpg

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Процесс перехода довольно сложный и вызывает массу вопросов. В данной статье предлагаются методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе, коррекционной направленности (для детей с ФФНР); взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.


Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государственными требованиями

 

1. Вступление

  Федеральные государственные требования, принятые приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655, устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент данные программы не соответствуют федеральным государственным требованиям, которые направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

На данном этапе авторы комплексных программ приступили к переработке собственных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями. Такие программы, как «Успех» Н.Фединой, «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, «Детство» Т.И.Бабаевой, «Истоки» уже представили свои примерные основные общеобразовательные программы. Но примерные основные общеобразовательные программы должны пройти апробацию и получить гриф Министерства образования и науки РФ, что произойдет к 2013 году.

Перед дошкольными учреждениями стоит сложная задача перехода к инновационным формам, основываясь федеральными государственными требованиями и предложенными примерными основными общеобразовательными программами.

Наше дошкольное учреждение ранее работало по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Переход будет осуществляться по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» (далее – Программа), научными редакторами которой являются доктор психологических наук, профессор Н.Е.Веракса, доктор педагогических наук, профессор Т.С.Комарова.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориенти рующая педагога на его индивидуальные способности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

 

2. Организация воспитательного процесса

Я хотела бы представить методические рекомендации к организации воспитательного процесса в группе коррекционной направленности (ФФНР) для детей 6-7 лет. Стоит обратить внимание, что в этом возрасте завершается дошкольный возраст. В соответствии с федеральными государственными требованиями в данном возрасте возможно проведение учебной деятельности в рамках реализации образовательных областей. Но в данной группе воспитываются дети, которые имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи и на это необходимо обратить пристальное внимание:

  • ознакомление с возрастными особенностями детей, 
  • ознакомление с диагнозом психолого-медико-педагогической комиссии, 
  • ознакомление с результатами обследования логопеда.

 

2.1. Режим дня

Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингент детей, климат в регионе, длительность светового дня и т.п.). Примерный режим дня включает:

  • режимные моменты (утренняя гимнастика, прием пищи и др.); 
  • игровая деятельность;
  • организованная образовательная деятельность;
  • прогулка;
  • самостоятельная деятельность;
  • совместная деятельность с воспитателем;
  • чтение художественной литературы.

 

2.2. Организованная образовательная деятельность

Воспитатель самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующим нормам СанПиН для детей 6-7 лет планируют не более 14 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.1.2660-10).

Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей:

  • «Физическая культура»;
  • «Здоровье»;
  • «Безопасность»;
  • «Социализация»;
  • «Труд»;
  • «Познание»;
  • «Коммуникация»;
  • «Чтение художественной литературы»;
  • «Художественное творчество»;
  • «Музыка»,

 

ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных качеств решаются интегративно.

Программа предлагает реализовывать данные образовательные области через следующие виды организованной деятельности:

· Познание:

- познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность;

- формирование элементарных математических представлений

· Коммуникация;

· Чтение художественной литературы;

· Художественное творчество:

- рисование;

- лепка;

- аппликация

· Физическая культура;
· Музыка 

В коррекционных группах для детей с ФФНР необходимо выделять время для совместной деятельности логопеда с детьми. Логопед может работать с группами детей, индивидуально в групповом помещении или своем кабинете.

 


2.3. Комплексно-тематическое планирование

Опираясь на интеграцию образовательных областей, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель разрабатывают комплексно-тематическое планирование на год.

I этап – определение тем. Одной теме следует уделять от 1-3 недель.

Это может быть планирование:

· по государственным праздникам (День знаний, День народного единства, Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День примирения и согласия, 9 мая, 1 июня – День защиты детей);

· сезонным изменениям,

· лексическим темам по плану логопеда (учитывается тематика по программе логопеда);

· направление группы (например, народное творчество, эстетического развития, интеллектуального развития)

 

II этап – каждый педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы.

Варианты:
· проведение организованной образовательной области «Коммуникация» совместно с логопедом;

· проведение совместной (работают сразу 3 педагога: каждый ведет свое направление – «Коммуникация» - «Художественное творчество» - «Музыка») организованной деятельности по определенной теме;

· проведение организованной образовательной области двумя педагогами: воспитатель – логопед, итогового мероприятия – музыкальным руководителем.

Педагоги ставят задачи развивающего характера перед собой и детьми и полностью расписывают их в плане.

 

 

Тема

 

 

Развернутое содержание работы

 

 

Период

 

 

Итог

 

Осень

Расширять знания детей об осени.

Продолжить  знакомство с профессиями.

Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.

Закреплять знания и времени года, месяцах, приметах.

Расширять представления об изображении осени в произведения искусства.

Расширять лексический словарь по темам: «Осень», «Одежда, обувь», «Деревья», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Праздники», «Хлеб, хлебные изделия»

Чтение художественной литературы: А.Н.Плещеев «Осень», Ф.И.Тютчев «Листья», А.С.Пушкин «Осень», В.Бианки «Синичкин календарь» (в соответствии с программой)

10 – 30 сентября

Развлечение «Осень»

Выставка детского творчества

Экскурсия в парк

Разработка проекта «Изменения листвы»

 

III этап – на основании комплексно-тематического планирования в течение года педагогами разрабатывается календарное планирование. Необходимо учитывать использование данных тем при проведении игровой, совместной деятельности, прогулок, режимных моментов.

 

При проведении организованной образовательной деятельности необходимо обратить внимание на формы ее проведения. Развивающее обучение определяет использование бесед, экспериментов, проектной деятельности и направлено на нахождение ответа ребенком самостоятельно. Педагог должен заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, подвести его к нахождению правильного ответа самостоятельно.

Особое внимание необходимо обратить внимание на чтение художественной литературы детям. Программа предполагает для детей 6-7 лет длительность чтения с обсуждением до 20-25 минут. В коррекционной группе необходимо привлекать к чтению логопеда, с целью коррекции, развития связной речи детей.

 

2.4. Организация предметно-развивающей среды.

 

Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Предметно-пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. Предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Создание предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно-развивающей среды.

 

Основные принципы построения развивающей среды

Принцип дистанции позиции при взаимодействии. 

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.

· Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

 

Принцип активности

Это возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Окружающая обстановка должна давать возможность разнообразных изменений, легко трансформироваться.

· Использование больших модульных наборов;

· Центры песка и воды;

· Мастерские;

· Использование стен, ширм

 

Принцип стабильности-динамичности

Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой

возрастной группы – это зона стабильности:

· Использование сборно-разборной мебели;

· Использование игрушечной мебели;

· Использование емкостей для хранения игрушек;

· Игрушки;

· Мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).

· Использование игрового спортивного оборудования;

· Использование игровых столов сложной конфигурации;

· Мебель-трансформер;

· Использование вертикальных разделителей;

· Кукольный театр;

· Костюмерная;

· Игрушки-заменители.

 
Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

· Игровые и тематические зоны или центры (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный), охватывающие все интересы ребенка;

· Место отдыха;

· Место уединения

 

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов

Эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

 

Гендерный принцип

Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

 

Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру

Реализуется в выборе темы, сюжета, необходимых игрушек, места, времени

 

Принцип этапности и учета возрастных особенностей

Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

· игровых зон;

· зон уединения;

· современных игрушек;

· развивающих игр;

· дидактического и демонстрационного материала;

· материала для продуктивной деятельности;

· атрибутики для творческой деятельности;

· уголков экспериментирования;

· уголка природы;

· логопедического уголка;

· фонотеку, видеотеку;

· спортивного инвентаря и оборудования.

 

2.5. Организация прогулки.

Большое внимание в новых условиях работы следует уделить организации прогулки. По действующим нормам СанПиН для детей 6-7 лет предполагается проведение прогулки в течение 4-4,5 часов (СанПиН 2.4.1.2660-10).

Для оптимальной организации прогулки необходимо разделить ее на следующие части:

· беседа, наблюдение;

· индивидуальная работа;

· подвижная игра;

· трудовые поручения;

· спортивные игры и общеразвивающие упражнения

 

В рамках новых требования тематика прогулки должна соответствовать теме, которая проводится в образовательной деятельности.

 

Например:

Тема: «Осень»

Беседа: «Перелетные птицы»

Наблюдение: за птицами, которые прилетают на участок

Подвижная игра: «Воробышки и автомобили», «Гуси-лебеди»

Индивидуальная работа:

· закрепление лексической темы «Птицы»;

· закрепление счета (птицы, семена, деревья), составление задач;

· выкладывание птиц из семян или веточек;

· конструирование гнезда из веточек и листьев и т.д.

Спортивные игры:

· игры с лентами (изображение птиц);

· упражнение «Ласточка»;

· прыжки на одной ноге «Цапля» и т.д.

Трудовые поручения: сбор листьев, семян, веточек для птиц.

Таким образом, прогулка становится неотъемлемой частью воспитательного процесса.

 

2.6. Самостоятельная деятельность, игры.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Игровые ситуации, формы проведения занятий, различные виды игр в самостоятельной деятельности и на прогулке. Кроме того, федеральные государственные требования предполагают реализацию образовательной области «Социализация», прежде всего, через игру и развитие игровой деятельности детей.

Классификация игр остается прежней:

· сюжетно ролевые игры;

· подвижные игры;

· театрализованные игры;

· дидактические игры

 

Задачи игровой деятельности:

· развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр;

· развивать инициативу, организаторские способности;

· воспитывать умение действовать в команде.

 

Дети 6-7 лет, как правило, умеют организовывать игру, распределять роли, придумывать правила, выполнять последовательность, подводить итог (соревновательные и спортивные игры). Задача педагога ненавязчиво контролировать игру, вводить новые элементы, знакомить с новыми играми, разнообразить использование игр в течение дня.

 

Большое внимание в современном дошкольном воспитании отводится компьютерным играм. Психологи, педагоги спорят о необходимости их введения, целесообразности использования. Но нельзя забывать и того, что мы имеем дело с современными детьми, неотъемлемой частью жизни, которых является телевидение, компьютеры, телефоны. Они свободно владеют разнообразной техникой, быстрее усваивают нововведения. Поэтому компьютерные игры в дошкольном учреждении должны носить обучающий характер. Сложность состоит в том, что не все детские сады имеют такую базу.

 

Замену им могут составить игрушечные компьютеры, которые не приносят вред здоровью детей, нравятся детям, несут обучающий характер.

Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Для уединения в группах должны существовать зоны уединения, релаксации или отдыха. К сожалению, не все дошкольные учреждения могут планировать пространство для организации сенсорной комнаты, комнаты психологической разгрузки. Поэтому не следует «насильно» привлекать ребенка к общим действиям, играм, если он этого не желает. Но стоит обратить внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Психологическое состояние ребенка необходимо контролировать педагогам (логопед, воспитатель, психолог) совместно.

 


2.7. Коррекционная работа.

В группах для детей с ФФНР большое внимание уделяется коррекционной работе. Все педагоги группы должны работать в полном контакте, иметь общий план работы и действий. Маршрут индивидуального развития ребенка разрабатывается психологом и логопедом. Также логопед разрабатывает план коррекционной работы индивидуально с каждым ребенком и для всей группы. Для коррекционных групп введение федеральных государственных требования привносит только положительный результат. Ими и ранее были введены и комплексно-тематическое планирование и интеграция занятий. Но это носило временный характер. А теперь они могут расширить возможности интеграции. Практически каждый день дети смогут проводить со всеми педагогами, что разнообразит образовательную деятельность.

 

План работы педагогов

 

 

Логопед

 

Воспитатель

 

Муз. руководитель

Звуки «А-У»

Лексическая тема: «Профессии»

Закрепление звуков в словах, определение места

Игры «Магазин», «Школа»

 

Пропевание звуков «А-У»

Знакомство с профессией - композитор

 

3. Заключение

В настоящее время педагогам предстоит большая творческая работа. Федеральные государственные требования в корне меняют взгляд, подход, систему работы на дошкольное воспитание. Дошкольное воспитание должно выйти на более качественный уровень. Выпускники должны обладать не только багажом знаний, умений, навыков, но и уметь их применять, искать новые, развивать полученные.

 

Ребенок во время пребывания в дошкольном учреждении должен приобрести следующие интегративные качества:

· сформированные интеллектуальные качества, потребность в приобретении новых знаний;

· сформированные физические качества и потребность в двигательной активности;

· любознательность, активность, самостоятельность действий;

· эмоциональность, отзывчивость;

 · общительность;

· воспитанность (умение вести себя в обществе, контролировать свое поведение)


Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД