Получи документы

Перспективное планирование наблюдений с детьми старшей группы (осень).

16 сентября 2011 в 12:04 - Светлана Логинова

Планирование выполнено с учетом природных особенностей родного края.


Наблюдение за почвой.

Обратить внимание на следы, которые остаются после дождя на земле: в одной почве нога вязнет, а в другой остаются следы, но ноги сухие. Дети, зная свойства песка и глины, объясняют причину. Взять на прогулку три стеклянные баночки. Насыпать в одну из них песчаную землю, а в другую – глинистую. Налить воды, размешать и посмотреть, что будет. Песок осядет, а глина долго будет находиться в воде в виде мути. Дети наглядно увидят, что песок пропускает воду, а глина задерживает. После этого посмотреть, какой цвет земли в клумбе. Сравнить с песчаной и глинистой почвой. В третью баночку положить землю с клумбы. Когда дети размешают ее в воде, то увидят там какие-то корешки и ниточки. Это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества.

 

 

Наблюдения за солнцем.

Обратить внимание детей на солнце, которое еще ярко светит. Видны кучевые облака. Пронаблюдав за солнцем несколько раз, сделать вывод, что солнце уже не греет так, как грело летом. Обратить внимание на изменение пути солнца. Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.

 

 

Наблюдения за осадками.

Обратить внимание детей, что теперь после дождя холодно и неприятно. По лужам босиком не побежишь.

Дети замечают, что темные тучи все чаще заволакивают небо и долго висят над землей. Понаблюдать за осенним дождем. Сравнить с летним. Спросить у детей, почему в народе говорят: «Осень студит воду.».Все чаще по утрам на лужах появляется хрупкий ледок.

 

 

Наблюдения за воздухом и ветром.

Понаблюдать с детьми с возвышенных мест окрестность. Пусть скажут, что они видят перед собой, слева, справа. Спросить: «Каких красок осенью в природе больше?» Сказать, что сейчас ранняя осень. Обратить внимание на ясность и четкость видимых предметов. Это объясняется прозрачностью воздуха. Воздух окружает всю землю. Он нужен растениям животным, людям. Все им дышит. В пасмурную погоду дуют ветры, становится холодно. Как вы стали одеваться?

 

 

Наблюдения за листопадом.

Понаблюдать, как опадают листья, прислушаться, как они шелестят. Вдохнуть запах вянущей листвы. Вспомнить какие были листья на березе и др. деревьях летом.

 

ИГРА «Угадай по описанию».

Помочь детям сделать вывод, почему облетают листья.

Подвести детей к ели или сосне и рассказать, почему эти деревья всегда зеленые. Хвоя – это те же листья, но видоизмененные. Рассмотреть листовицу, у которой осыпалась хвоя.

Рассмотреть деревья, которые остаются долго зелеными (дуб, сирень).

Во время листопада можно собрать различные листья для украшения группы и изготовления лото.

 

 

Наблюдение за деревьями.

Обратить внимание на деревья на участке. Что изменилось?

Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у разных деревьев разная: у дуба лист гладкий и твердый; у березы шершавый; у липы мягкий.

 

ИГРА «Узнай дерево по листу».

Обратить внимание детей на красоту отдельных деревьев.

ЗАДАНИЯ:

· На каком дереве больше листьев желтого цвета;

· Покажите вблизи самое высокое и самое низкое дерево; Как они называются?

· У какого дерева кора гладкая, а у какого шероховатая?

· Сколько шагов до березы?

· На каком дереве или кустарнике еще зеленые листья?

· Какое самое красивое дерево? Где оно находится?

 

 

Наблюдение за плодами и семенами.

Рассмотреть плод клена, состоящий из двух частей. Каждая имеет крупное крыло, поэтому плод называют двукрылаткой. Пронаблюдать, как двукрылатка падает с дерева. Когда созревает, она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая ее, далеко относит от дерева. Взять плод, вынуть семя, вскрыть и показать детям, что внутри его находится зародыш дерева (там видны миниатюрные зеленые листики).

Сравнить семена деревьев и кустарников.

 

 

Наблюдение за птицами.

Обратить внимание детей, что вначале осени птицы собираются в стаи и улетают на юг. Постараться показать детям отлет птиц.

Вспомнить, чем питались птицы летом, чем кормили они птенцов.

Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми. Почему?

Летят птицы, не спеша, делая большие остановки.

Проводив в путь-дорогу перелетных птиц, посмотреть, кто же остался с нами на зиму.

 

 

Наблюдение за воробьями.

Рассказать, что воробьи питаются разнообразной пищей. Своих птенцов кормят насекомыми. Осенью они переходят на другой корм – зерно, крошки.

Обратить внимание на расцветку перьев у воробьев (она разная). Воробьи с полосками на крыле живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям.

 

 

Наблюдение за домашними животными.

На прогулке могут встретиться домашние животные (кошки, собаки).

Обратить внимание на то, что шерсть у них стала гуще (произошла линька).

Вспомнить, что у диких животных тоже произошла линька, но поменялась не только густота, а еще и цвет (заяц, белка).

 


 

Литература: Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: просвещение, 1989г.
 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД