Перспективное планирование наблюдений с детьми старшей группы (весна).

16 сентября 2011 в 12:09 - Светлана Логинова

Планирование сделано с учетом природных особенностей родного края. Предлагаемый материал поможет воспитателям организовать наблюдения с детьми во время прогулки весной.


Наблюдение за погодой.

Предложить детям посмотреть внимательно и отметить характерные признаки весны. Дети замечают изменение пути солнца и делают вывод, что день стал прибавляться. Небо стало ярко-синее, появились кучевые облака. Они образовались при нагревании воздуха. Чем больше тает снег, тем больше таких облаков. Они не закрывают все небо, как зимой, а держатся кучками.

Прочитать отрывок из стихотворения Е.Баратынского

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

 

 

Наблюдение за сосульками.

Под крышей висит красивая бахрома сосулек, которые днем падают, разбиваясь на прозрачные ледяные осколки. Почему они тают? Обратить внимание, что сосульки тают не со всех сторон крыши. Почему? Познакомить детей со сторонами света.

 

 

Наблюдение за снегом.

Снег оседает с каждым днем все больше. Цвет его становится серым. Почему утром снег покрывается корочкой – настом? Все рады весне, солнцу. Везде звучат веселые голоса, стучат лопаты, с крыш сбрасываю снег. Где труднее убирать снег? С дорожек на которых он спрессовался илитам, где лежит рыхлым слоем. Дворник разбивает снег на дорожках ломом, и разбрасывает его.. Понаблюдать, где быстрее он растает: на темном асфальте или там, где его еще не раскололи.

 

Наблюдение за ручьем.

Помочь детям изготовить различные лодочки.

Спросить, куда исчезает вода? Пойти вместе с детьми по течению ручейков. Обратить внимание на потоки воды. Какая вода? Почему? В городе показать, что вода сливается в приемники, а затем через особые трубы попадает в реку.

 

 

Наблюдение за птицами.

Предложить понаблюдать, что носят воробьи в клювах. Приглядевшись, ребята видят, что птицы собирают пушинки, кусочки ваты, и догадываются: воробьи устраивают гнезда, чтобы снести яйца и вывести птенцов. Предложить детям помочь воробьям: пусть положат на кормушку не только корм, но и лоскутки теплого материала, шерстяные нитки, вату. Воробьи все это уносят, а дети рады, теперь птенцам будет тепло. Сделать вывод, что остальные птицы тоже улетели в лес вить гнезда.

 

 

Наблюдение за насекомыми.

Обратить внимание детей на появление большого количества насекомых. Сказать, что они питаются в основном растительной пищей. Дети замечают летающих над головой комаров. Это комары-толкуны. Есть народная примета: толкуны толкутся в воздухе – к хорошей погоде. Появляются бабочки. Обратить внимание на появление мух. Ещё сонные они сидят на заборе. Откуда-то выползли жуки. Все просыпаются, все греются на весеннем солнышке.

 

 

Наблюдение за трудом взрослых.

Понаблюдать за весенними работами. Садовники сажают цветы на клумбах, рассаживают деревья и кустарники. Стихотворение П.Воронько «Зеленый город»

Мы садили березы и клены –

Будет город нарядный зеленый.

Тополя мы посадим рядами –

Станут площади наши садами…

Любят зелень советские дети,

Любят наши деревья в расцвете.

 

Пусть цветет с каждым часом все краше

Молодое Отечество наше!

Осмотреть деревья и кустарники на своём участке до начала сокодвижение и удалить поврежденные и сухие ветки.


 

 

Наблюдение за цветущими растениями на участке.

На участке детского сада нужно иметь цветник, чтобы дети могли наблюдать рост, развитие. Цветение растений и научились ухаживать за ними.

Предложить описать растения и сравнить их по высоте стебля, листьям, форме и окраске цветка. Когда цветов будет много, можно поиграть в игру «Магазин цветов». Продавец внимательно выслушивает покупателя, который рассказывает, какое растение ему нужно, не называя его. Отгадавший «продавец» становится «покупателем».

 

Наблюдение за мать-и-мачехой.

Найти бугорки корневищ мать-и-мачехи. Посадить растение в горшок и поставить на окно в группе. Скоро на чешуйчатых стебельках появится первый весенний цветок. Гораздо раньше, чем расцветет на улице. Почему? Вспомнить одуванчик и сравнить эти два растения. У мать-и-мачехи стебель опушенный, побеги покрыты чешуйками. Листья, которые появляются позднее, сверху гладкие, зеленые, а снизу – покрыты мягкими волосками. Если приложить лист ворсистой стороной к щеке. Кажется, что он теплый, как ласковое прикосновение матери, а зеленая гладкая сторона холодная. Поэтому так и назвали растение. У одуванчика стебель гладкий, прямой, внизу розетка резных листьев.

 

 

Наблюдение за деревьями.

Обратить внимание на снег под деревьями. Солнце сквозь деревья проникает медленно и таяние задерживается. Но около стволов всюду появились воронки: это нагрелась от солнца темная нижняя часть ствола и растопила возле себя снег. Садовники обрезают ненужные ветки. Предложить собрать их и поставить в воду в групповой комнате. Обратить внимание на осину. Тополь, которые развесили свои сережки. На остальных деревьях уже надулись почки – того и гляди лопнут и появятся нежные листочки.


 

Литература: Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: просвещение, 1989г.

 

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.