Получи документы

Перспективное планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (осень).

15 сентября 2011 в 08:37 - Светлана Логинова

Перспективное планирование поможет воспитателям организовать наблюдения за явлениями природы, за растениями, животными и людьми осенью с детьми второй младшей группы. Планирование ориентировано на наблюдения в местности, где живут дети (Республика Карелия).

ОСЕНЬ

Наблюдения за явлениями неживой природы.

Солнце.

1. Выйдя на участок. Обратить внимание детей на теплую погоду: «Сегодня греет солнышко – тепло». Предложить протянуть руки к солнцу, чтобы ощутить тепло. После этого поиграть с солнечным зайчиком.

На другой прогулке спросить: «А где солнышко?»

2. В облачный день спросить детей, что они видят в небе. Обратить внимание, что солнца на небе не видно: его закрыли тучи или облака. Рассмотреть облака, какие они (белые, пушистые, красивые, похожи на кусочки ваты).

3. После дождя посмотреть, как блестят капельки дождя на листьях, на траве. Это солнышко светит. После дождя бывают лужи. В солнечный день они высыхают. Спросить, куда делась вода (ее высушило солнце). Можно вынести резиновые игрушки на улицу, предварительно намыв их водой. Положить на солнце, и дети увидят, что предметы на солнце высыхают.

 

Ветер.

1. Осенью часто дуют порывистые ветры. Выходя на прогулку, можно взять флажок, поднять его и посмотреть, как он колышется. Это дует ветер и колышет флажок. Можно также использовать вертушку.

2. На другой прогулке для наблюдения за ветром можно использовать вырезанные из бумаги кружки, птички и самолеты, прикрепленные на веревочку. Дети могут побегать, походить, постоять с этими игрушками, и понаблюдать, как игрушки летают от ветра.

3. Предложить детям подумать, от чего качаются деревья.

Спросить: «А сегодня есть ветер?» Этот вопрос можно задать в ветреную погоду, и в тихую.

 

 

Дождь.

1. За дождем можно понаблюдать через окно, Сначала дождь падает редкими каплями, потом постепенно усиливается. Можно разучить потешку:

Дождик, дождик кап да кап!

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять –

Наденем сапожки.

 

2. А когда идет сильный дождь можно послушать, как он стучит по крыше. Прочитать народную потешку:

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

К нам в окошко постучи.

 

3. Посмотреть, как одеты люди во время дождя. Сказать, что люди не боятся дождя, надевают резиновую обувь, плащи, берут с собой зонты.

Систематически наблюдая за дождем, дети замечают, что он идет все чаще, становится холоднее, и вот появляются первые снежинки. Лужи покрываются тонкой корочкой льда.

4. После дождя рассмотреть, какие предметы стали мокрыми, перечислить их (крыши, скамейки, дорожки, трава и т.д.). Предложить детям поиграть с мокрым песком.

 

 

Небо.

Осенью рано темнеет. Предложить посмотреть вверх и рассказать, что дети там видят. Рассмотреть светящиеся звезды. Когда появится луна, понаблюдать ее во всех фазах: то она большая, круглая, то видна только ее часть.

 

 

Наблюдения за растительным миром

Наблюдение за деревья.

1. Обратить внимание на деревья на участке: некоторые листья уже начали менять свою окраску и опадать.

2. Обратить внимание, что под деревьями лежат опавшие листья. Предложить детям собрать красивый букет и поставить его в группе.

3. На следующих прогулках предложить наблюдать за листьями. Спросить: у всех ли деревьев одинаковые листья? Сравнить листья по цвету, форме, размеру. Можно поиграть в игру «осенние листочки». Попросить принести листья березы (клена, осины). Спросить, какого они цвета.

Можно предложить детям разложить листья на скамейке, чередуя, красные и желтые. Из высушенных листьев можно сделать коллективное панно и повесить его в уголке природы.

Можно использовать листья в ролевых играх, как тарелочки.

5. Обратить внимание детей, что листьев на деревьях становится все меньше и меньше. Опавшие листья делаются темными, сухими. Они шуршат под ногами. Для закрепления знаний об осенних явлениях, можно провести игру «Мы – осенние листочки»

 

Цветник.

Внимательно рассмотреть форму и окраску цветов в цветнике на участке (астры, календула). Собрать семена.

 

 

Животный мир.

Можно понаблюдать, как птицы собрались в стаи и полетели в теплые края. Остались воробьи, голуби, вороны.

 

 

Труд людей осенью.

Обратить внимание детей на работу дворника около детского сада. Дворник убирает листья и выносит их.

Предложить детям вспомнить, что делают их родители осенью в огороде на даче и дома.

 

 

Литература: Лучич М.В. Детям о природе: Кн.для воспитателя дет.сада. – М.: Просвящение, 1989.
 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД