Программа – синтез в ДОУ «Неиссякаемый родник»

1 августа 2011 в 14:29 - ПЕДАГОГ

ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК».

РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ.

Авторская разработка старшего воспитателя Светланы Ивановны Рыженко. МДОУ детский сад № 37 «Журавлик» г. Дрезна Орехово- Зуевскй район Московская область


 

Плох тот народ, который не

помнит, не ценит и не любит своей истории.

В. М.Васнецов

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Долгие годы дети в дошкольных учреждениях были изолированы от серьёзной и взрослой культуры. Лишь в последнее время в исследованиях известных педагогов и психологов (Л.Выготского, А.Запорожца, Н. Ветлугиной) было доказано, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства. Народная культура относится, прежде всего, к общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве. Она является поистине феноменом педагогического процесса, поскольку, отражает весь окружающий нас мир (природу, социальные отношения, внутренний мир человека) и выражает своеобразие национального менталитета.

 

Народная культура и основанная на ней народная педагогика – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, добродетели и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям.

Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьба народа сокрыта в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».

 

«Вековые опыты многих народов могут быть широко и полезно применены»,- отмечал Н.К. Рерих. Как донести до детей этот опыт? Как сделать ближе им народную культуру, возродить десятками лет сознательно забываемое?

Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности, традиции. Традиции – это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. Народная культура не перестаёт нас удивлять и восхищать своим глубоким содержанием, к ней стали обращать взоры историки, педагоги, искусствоведы.

 

Обратиться к её истокам поможет фольклор – богатейший источник и побудитель высоких чувств: нравственных, духовных, интеллектуальных и эстетических. В фольклоре отражаются жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, чувства, переживания. Фольклор ставит перед ребёнком вечно волнующие человека вопросы: что такое ДОБРО и ЗЛО, КРАСОТА и ЖИЗНЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ и СОСТРАДАНИЕ; он раздвигает рамки обычной жизни, ведь именно посредством его дети впервые встречаются с такими сложными явлениями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и прощение, измена и коварство. Форма же изображения этих явлений сказочная, доступная пониманию ребёнка.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нём специально создано для детей и ради детей, продиктовано заботой о подрастающем поколении.


 

Цель программы: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.

Задачи программы:

  • приобщать детей к лучшим национальным традициям;
  • воспитать человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа;
  • развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре;
  • обогащать сведения детей об истории, народном творчестве и культуре народов России;
  • знакомить с фольклором, изобразительным и прикладным искусством;
  • учить нравственным нормам поведения, основанным на национальных традициях уважительного отношения к людям старшего поколения как носителям мудрости, традиций и народных идеалов;
  • формировать образ матери-источника жизни, хранительницы очага;
  • отца как символа доблести, мужества и силы;
  • воспитывать доброе, уважительное отношение к ребёнку;
  • усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно- бытовые праздники;
  • вовлекать в возрождение народной культуры родителей, педагогов, учителей, социум.

 

Принципы построения программы:

  • общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность. Этот принцип подразумевает формирование у детей общей культуры через интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • от общего к частному (в формировании духовно- нравственных установок). Дети более эмоционально отзывчивы на воздействия героев сказок, эпоса; могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии;
  • интегрированный подход (тесная связь с музыкой, театром, изодеятельностью, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим);
  • программно-действенный подход, т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства;
  • игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться;
  • принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал новых модулей, например, «Двигательно-ритмический». Количество блоков (тем) может меняться в зависимости от возраста детей, условий, развивающей среды, желаний.

 

Программа является пропедевтической, предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Сквозная сюжетика занятий может быть интересной и для детей начального школьного возраста от 7до 10 лет.

 

Специфика курса в учебно-воспитательном процессе состоит не в том, чтобы научить детей исполнять или мастерить конкретные произведения народного искусства; не в том, чтобы подменять собой занятия пением, хореографией, изобразительно-прикладным искусством и т.д.

Специфика его в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать детей народные мировоззрение и психологию.

 

Место программы – в вариативной части Базисного плана и интеграцией в художественную литературу, развитие речи, музыку, изодеятельность, труд, ознакомление с окружающим.


 

Содержание программы

Модуль 1. Устное народное творчество.

Основеые темы: «Сказки», «Потешки», «Загадки», «Сговорки, считалки», «Пословицы. Поговорки», «Театр Петрушки», «Народные игры»

 

Тема 1: «Сказки».

Сказки - «умное чудо, сотворённое художественным гением народа». (В.П.Аникин). Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных. Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло. Любимые герои - идеал человека. Учить детей слушать, понимать, любить, рассказывать народные сказки. Сказки - утверждение нравственного закона жизни, этических и эстетических идеалов. Специфический стиль: напевность, повторы. Красочность языка сказок: певучесть, поэтичность, множество метафор и сравнений, пословиц и поговорок. Схожесть сказок разных народов.

 

Тема 2: «Потешки, заклички, приговорки».

Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.

Прибаутки - «ходячие шутки» (Даль). Воспитывать нравственные качества.

 

Тема 3: «Загадки».

Жанровое разнообразие загадок: о человеке, о природе, о животных, одежде, обуви, о промыслах и т.п. Загадка как форма словесного народного творчества: образная, поэтичная, красочно- аллегоричная. Учить отгадывать, загадывать, сочинять загадки- рифмы и загадки-описания; развивать смекалку, поэтический взгляд, способность к образно- логическому мышлению.

 

Тема 4: «Считалки, сговорки».

Жанровое разнообразие: рифмованные, корректирующие труднопроизносимые звуки. Использование в игровой деятельности детей для выбора водящего и делении на команды.

 

Тема 5: «Пословицы, поговорки».

Пословицы, поговорки как мера истины, правды, нравственных правил и норм в вековой памяти народа. Жанровое разнообразие: быт, правила поведения, труд, явления природы, моральные нормы. Толкование глубокого смысла пословиц. Использование в свободной детской деятельности. Обогащать речь, словарный запас детей меткими образными высказываниями, с эмоциональной окраской, развивать воображение. Смысловое сходство русских и мировых пословиц.

 

Тема 6: «Театр Петрушки».

Жанровое разнообразие: быт, социальные явления, правила поведения, нравственные и этические нормы. Обогащение словарного запаса и образности языка. Народный юмор. Развитие диалогической речи. Дать представление о создании сценического образа. Учить передавать движениями характерные черты персонажей, учить импровизировать, фантазировать и разыгрывать небольшие театральные сценки.

 

Тема 7: «Народные игры».

Показать богатое и разнообразное содержание игр: игры-состязания в ловкости, в умении скакать на коне, меткости попадания в цель; игры-ловишки, развивающие навыки бега, прыжков; игры- прятки, игры- загадки, игры-забавы, игры-соревнования и т.п. Педагогическая ценность народных игр в воспитании ума, воли, характера, быстроты реакции, духовности и интереса к национальным играм.

 

 


Модуль 2. «Народная песня».

Основные темы: «Колыбельная песня», «Частушки», «Музыкальные инструменты», «Лирическая песня», «Песни- пожелания», «Детская песня», «Хороводы. Игровые песни», «Колядки».

 

Народная песня один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка. Развитие воображения, обогащения словарного запаса, познания окружающего мира и воспитания любви к Родине. Рассказ о любви народа к песням. «Песня – душа русского народа».

 

Тема 1: «Колыбельная песня».

Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность и варьирование как мелодии, так и текста. Употребление в ролевых играх с куклой; пение без музыкального сопровождения, с голоса. Воспитывать любовь к матери.

 

Тема 2: «Частушки».

Познакомить с жанровым разнообразием частушек, шуточно-плясовых, обычно четырёх строчных рифмованных песенок. Обогащать словарь детей, испытывать эмоциональное удовлетворение от исполнения и сочинения частушек.

 

Тема 3: «Музыкальные инструменты».

Познакомить с внешним видом и звучанием русских народных инструментов: ложками, полешком, трещотками, колокольчиком, дудочкой, рожком и т.п. Слушание народных мелодий в исполнении известных народных инструментальных оркестров. Обучить воспроизведению простейших мелодий; получать удовольствие от игры.

 

Тема 4: «Лирическая песня».

Расширить представление о разных жанрах песни: свадебной, солдатской, обрядовой, бытовой и т.п. Через песню усваивать поэтическую народную речь, его нравы, обычаи, черты характера. Знакомство с особенностями содержания песен. Воспитывать положительные эмоции при исполнении и слушании песен.

 

Тема 5: «Детская песня».

Довести до детей игровой характер детских песен, доступность, показав красивый ритмичный рисунок (чаще на трёх звуках с небольшими вариациями). Показать их весёлый, жизнерадостный ритм, задорную мелодию.

 

Тема 6: «Хороводные, игровые песни».

Хоровод - это жанр, в котором поэтико- музыкальное творчество тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Через хороводы знакомить детей с традициями, бытом, трудом, красотой родной природы.

 

Тема 7: «Колядки».

Это старинные обрядовые песни-величания в честь хозяев дома, которым желают всякого добра, и которые исполняются детьми во время обхода домов в канун празднования Нового года и Святок. «Пришла коляда – отворяй ворота». Познакомить детей с традицией колядования, разыгрывания сценок колядования, ряжения. Раскрыть яркость, напевность, импровизированность и игровой характер обряда.

 

 


Модуль 3. Народно- прикладное искусство.

Основные темы: «Русская матрешка», «Золотая хохлома», «Терема и избы», «Бабушкин кокошник», «Русский костюм», «Утварь русской избы», «Ковроделие, плетение»,  «История рушника и шали».

 

Познакомить детей с произведениями народных умельцев и современных мастеров декоративно- прикладного искусства. «У искусного мастера – руки золотые, у искусного певца- слова золотые» (татарская пословица). «Лучший клад – ремесло» (русская пословица). Воспитывать интерес, уважение к народному искусству.

 

Тема 1: «Русская матрёшка».

Познакомить с наиболее известными промыслами игрушечного дела (деревянная, глиняная, соломенная игрушка). Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения. Технология изготовления игрушек, обучение детей элементарным приёмам поделок из различных материалов: ткани, кожи, соломы, бросового материала и т.п. Различать и выбирать русский орнамент в украшении национальной одежды куклы. Применение в игре.

 

Тема 2: «Золотая хохлома».

Познакомить с истоками русского народного декоративного творчества: хохломской, городецкой, жостовской, гжельской, дымковской росписью. Учить детей отличать декоративные предметы быта по орнаменту, палитре красок, способу обработки. Закрепить основные узоры орнамента, употребляемого при росписи посуды. Воспитывать эстетический вкус.

 

Тема 3: «Терема и избы».

Ознакомить детей с особенностями русского жилища, ввести в обиход слова, связанные с домом, избой. Архитектура деревни: дома строились, чтобы не заслонять друг другу солнце, окнами на улицу у слияния рек. Терема- богатые, расписные дома с башенками и куполами. Внутренний вид дома: основная изба, горница, красный угол, полати, печь, бабий кут, чулан и т. п. Рациональность надворных построек: сеновал, баня, хлев, погреб, амбар и т.п. Украшение дома: крыльцо, наличники, ворота, петух.

 

Тема 3: «Бабушкин кокошник».

Познакомить с историей создания женских головных уборов, расширять словарь детей их названиями. Головные уборы девушек: венцы, почелки, повязки, охватывающие лоб и закреплённые сзади лентами, бантами, оставляющие открытыми верхнюю часть головы, также украшенные самоцветами, жемчугом, золотым шитьём.

Ювелирные изделия: бусы, подвески, серьги, височные, нагрудные и поясные украшения, накосники (украшения для кос), ожерелья из янтаря, «гайтаны»- цепочки из бисера. Головные уборы замужних женщин: кокошник- род твёрдой шапочки из бархата, шёлка, парчи, орнаментированные бисером, жемчугом, перламутром, золотой нитью и т. п. разной формы; кичка, «сорока», платок.

 

Тема 5: «Русский национальный костюм».

Познакомить детей с историей создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.

Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

 

Тема 6: «Утварь русской избы».

Охарактеризовать предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.

Активизировать в речи детей названия предметов быта и применение в быту.

 

Тема 7: «Ковроделие, ткачество, плетение».

Знакомить детей с секретами ковроткачества, плетения. Пробудить интерес к народным художественным промыслам. Виды народных ремёсел для девочек и мальчиков в традициях русских.

Русское узорное ткачество на ткацком станке - кросна (без челнока), декоративность и многоцветность для украшения салфеток, скатертей, одежды, дорожек, покрывал. Плетение ковриков из ткани; лаптей, туесков из лыка и бересты.

 

Тема 8: «Народная вышивка, вязание».

Познакомить детей с вышивкой - одним из наиболее распространённых видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки как одухотворение окружающей природы (солнца, птиц, воды, растений), которые являются символами счастья, плодородия, жизненной силы, благополучия.

Основные швы счётной вышивки: роспись, гладь, набор, крест.

Элементы вышивки: тамбурная вышивка, гладьевой шов, канва, двурядовая вышивка. Вязание кружев (вологодские кружева, оренбургские платки, шали)

Использование вышивки в оформлении и украшении избы: настенное панно, рушники, наволочки, скатерти, покрывала; одежда: юбки, шапочки, фартуки и т.п.

 

 


Модуль 4. Народные обрядовые праздники.

Основные темы: «Осенины». «Покров». «Кузьминки», «Юровая». «Рождество». «Святки». «Пасха». «Масленица», «Наурыз». «Праздник пастушков», «Праздник выгона скота». «Кирилл и Мефодий», «Мавра-молочница». «Троица». «Иван Купала».

Познакомить детей с частью традиционной культуры русского народа: праздниками как одной из форм духовного и национального самовыражения. Расширить представления детей о календарных сельскохозяйственных праздниках, ориентированных на трудовую деятельность в сельском хозяйстве, показать гуманитарную и экологическую направленность, ориентацию на жизненно важные проблемы народа. Вызвать интерес к бытовой истории. Показать связь прошлого и настоящего.

 

Тема 1: «Осенины - праздник урожая» 21 сентября».

Праздники отмечаются хождением в гости, широким хлебосольством. На Осенины собирают лук, женщины встречают осень у воды. Чествование первого снопа хлеба, собранных яблок, овощей. Знакомить детей с осенними народными приметами, песнями, хороводами, играми, исполняемыми на этих праздниках. Форма работы – развлечение.

 

Тема 2: «Праздник Покрова». « Покровские ярмарки».

14 октября – граница между осенью и зимою. «До Покрова – осень, за Покровом – зима идёт». Примета: снег на Покров предвещает дружную зиму и много свадеб. Последний сбор грибов. Покров- начало посиделкам, пряжа льна. С Покрова утепляют дом: конопатят пазы паклей, промазывают рамы. «Чини избу до Покрова – не то не будет тепла»

Начало Покровских ярмарок, торгов, обмена и продажа сельскохозяйственной продукцией. Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, частушек, песен, игр. Форма работы с детьми – комплексное занятие, посиделки.

 

Тема 3: «Юровая – праздник Иртышских рыбаков». 13 ноября.

В этот день рыбаки отправлялись за красной рыбой по Иртышу, а охотники снаряжались на зайцев и волков. Расширить кругозор детей о местных краевых промыслах – рыболовстве и охоте. Воспитывать благоговейное, бережное отношение к природе родного края, нравственно- этические нормы поведения в природе. Активизировать речевой запас детей за счёт легенд, сказов, примет, частушек, загадок и т.п. «Не накормит земля, накормит вода». Форма работы – комплексное занятие. Игры: «Рыбка-окунёчек», «Охотники и зайцы».

 

«Кузьминки». 14 ноября.

День Кузьмы и Демьяна – покровителей ремесленничного, кузнечного дела и женского рукоделия. Воспитывать высокие нравственные качества: бескорыстие, готовность помочь любому при ознакомлении с народными образами Кузьмы и Демьяна – бессеребряниками. «На Кузьму и Демьяна-куриная смерть»: с этого дня бьют кур на продажу. Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. Форма работы – развлечение. «Поцелуйные игры»: «Прялица», «Подушечка». Развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно- танцевальном творчестве русского народа.

 

Тема 4: «Рождество» 7 января.

Религия как основа формирования соционациональных традиций.

В этот день родился Иисус Христос. Готовить почву для познания детьми важнейшего пласта человеческой культуры – религиозных отношений через нравственные беседы, знакомство с легендами о Христе и рождественской ёлке. Форма проведения работы – праздник, этические беседы, вертеп (кукольный народный театр), экскурсии к храмам.

 

Тема 5: «Святки» 6- 20 января.

Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания. Формы работы с детьми: изготовление масок, костюмов для ряжения; сочинение загадок, чтение святочных рассказов, сказок, песенок о масках; работа с тестом по изготовлению печенья в виде разнообразных ритуальных зверюшек; святочное веселье на улице: игры, колядование, гадания, ряженые, игры, состязания.

 

Тема 6: «Масленица». «Наурыз» 22 марта.

Побуждать детей радоваться пробуждению природы, петь весенние песни, исполнять пляски, приводить нужные поговорки, потешки, выполнять обряды.

Масленица – конец февраля начало марта, справляется за семь недель до Пасхи. Это самый весёлый, разгульный недельный праздник. Прощаются с зимой, встречают весну, пекут блины, последний раз катаются с гор, устраивают битвы снежками, сжигают чучело Зимы. Форма работы - развлечение на улице. Каждый день недели имеет своё название:

Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).

Наурыз - праздник весеннего равноденствия у мусульманских народов, 22 марта. Главный признак обновления - набухание почек на деревьях, появление зелени. Дети начинали ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по улицам и распевать песни, посвящённые весне. Их называют «гулгардони» (с перс.- «ношение цветов». В этот день убирают дома, люди шьют себе новые наряды, готовят праздничные угощения (есть специальное ритуальное лакомство- суманак-солодовая халва). Накрывают дастархан, на котором обязательно должно быть семь блюд, готовится специальная похлёбка-наурызкоже. В Наурыз все были доброжелательны, при встрече обнимались, чисты, по возможности надевали обновки. Устраивались игры, спортивные состязания, качели.

 

Тема 7: «Пасха. Велик день. Светлый день». «Курбан байрам».

Расширять представления детей об истории религии. Воспитывать общечеловеческие нравственные качества на основе заповедей христианства и мусульманства. Знакомить с духовными произведениями литературы и музыки; игровым, песенным фольклором.

Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. Светлое Христово Воскресение - главный православный праздник года, существовал ещё до Рождества, как семейный еврейский праздник кочевого быта, носивший языческий характер с жертвоприношениями. В основе современного праздника лежит история чудесного воскресения Христа, распятого на кресте и воскресшего рано утром в воскресенье.

Приметы, обычаи, когда высшие силы на радостях готовы исполнить все желания (богатства, замужества, здоровья, красоты). Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников». Формы проведения работы – нравственные беседы, конкурсы чтения духовных произведений поэтов 19-20 веков, расписывание пасхальных яиц, изготовление пасхальных открыток, комплексные занятия - праздники.

Курбан-байрам – праздник жертвоприношения у мусульман, отмечался через 70 дней после окончания поста-Уразы. Жертвоприношение связывалось с легендой о пророке Ибрагиме, который хотел принести в жертву богу своего сына Исмаила. Но бог послал ангела с барашком и спас ему сына. В память об этом событии каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан) всевышнему, т.е. зарезать овцу, корову и т.п. В эти дни раздают милостыни, ходят в гости, посещают могилы умерших. Формы проведения работы - духовные беседы, конкурсы чтения духовных произведений поэтов 19-20 .

 

Тема 8: «Праздник пастушков. Праздник выгона скота в поле».

Знакомить с народными обычаями, обрядами, песнями, приговорами в день выгона скота в поле. Скотину выгоняли на Егория 6 мая вербой, срезанной в вербное воскресение. В поле выносили стол, зажигали свечи, служили молебен, обходили иконой всех животных, приговаривая: «Христос с тобой! Егорий храбрый (Георгий Победоносец), прими мою животину на всё полное лето и спаси её!» Юрьев (Егорин) день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили яичницей. Пастухи обходили стадо с иконой, катали яйцо по спине коров. Яйцо осмыслялось как начало начал, как символ возрождения и обновления и жизненной силы.

Подобный обычай чествования пастухов и одаривания есть и у мусульман.

Формы работы с детьми: развлечение с поговорками, приметами, песнями, играми. Викторина: Назвать луговые (степные) дикорастущие травы? Что надо знать пастуху о травах? Какая корова бывает сытой: с хвостом или без? что сеют специально на корм скоту?

 

Тема 9: «День славянской культуры и письменности»

Познакомить детей с историей зарождения письменности. Духовный подвиг святых Кирилла и Мефодия в создании письменности славян, первых азбук (Кириллиц). Словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Форма работы – детский отчётный концерт (поэзия, духовные тексты, заповеди, предания). Знакомство с жанрами словесности. Формирование риторических умений, созидание духа. Выявление творческих поэтических способностей детей.

Для старших дошкольников провести праздник «День Наума-Грамотника». Считается, что пророк Наум способствует умственным занятиям. Считается, что в старину со дня Наума (1 декабря) начинали учить детей грамоте. Пословицы: «Наум наставит на ум». «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Загадки об учении, книгах. Познакомить детей, как учились в старину (сценки «Однокашники», ученики ели кашу из одного горшка, сегодня мы говорим « одноклассники»), первые школы в России открыты по указу Ивана Грозного в 1551г.

 

Тема 10: «Мавра-молочница» 16 мая.

Расширять представления детей о сельскохозяйственных праздниках и трудовой деятельности человека. Через обычаи, пословицы, традиции воспитывать уважение к труженику и трудолюбие. Общение человека с природой и животными. Обращение к ним ласково: землица-матушка, красно-солнышко, коровушка и т. п.

Форма проведения: показ обряда хождения ребятишек по домам с барабанами, бубном и пением «песенок-окликаний», пение детских песенок о животных, приговоров; отгадывание загадок о животных, весне, орудиях быта. Культура приготовления сметаны, варенца и других молочных продуктов.

 

Тема 11: «Троица».

Ознакомить с традицией празднования Троицы – начала лета, расцвета природы, помочь раскрыть творческие способности детей. Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Традиции уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде. Форма: народные гуляния у реки, в поле, у берёзы с пением песен о берёзе, хороводы («Во поле берёза стояла»). Традиция завязывания узелков на берёзе – загадывания желаний. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости.


Тема 12: «Иван Купала». «Собантуй»

«Иван Купала» 7 июля - последний праздник перед сенокосом и сбором урожая. Праздник называют чистоплотным, с этого дня принято купаться. В этот день обливали всех прохожих. Главная роль в празднестве отводилась двум традиционным обрядам – купанию в воде и возжиганию ритуальных костров, которые по старинным представлениям предохраняли человека и его богатство от всякого зла, колдовства и сглаза. Костры разжигались у большинства народов Европы. Легенды о цветущем папоротнике, традиция сбора лекарственных трав и умывание росой. Приметы: «Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов», «Ивановские дожди лучше золотой горы». Формы работы – развлечения на улице. Проведение серии занятий: «Водичка, водичка, умой моё личико» (знакомство со свойствами воды, закаливающие процедуры); «В гостях у водяного» (легенды, сказки о водяном царстве, пение купальных песен, опера «Садко»); «Цветок папоротника» (легенды о цветке, сочинительство загадок, сказок, выполнение аппликации).

«Собантуй» – праздник мусульманских народов (особо татар, башкир), перед сенокосом, связан с традициями сбора у реки, озера, где весело обливались водой, проводили игры и состязания в скачках и борьбе, устраивали совместную трапезу, наряжались.

 

 


Модуль 5. Народные обычаи.

Основные темы: «Женские посиделки», «Укладывание в колыбель», «Первый шаг», «Посадка на коня»,  «Дарение подарков», «Родня», «Отец и мать», «Посидим у самовара». «Русская народная кухня».

 

Познакомить детей с обычаями, обрядами, духовными традициями русской семьи. «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю подачки не давай» - о воспитательном значении обычаев говорят эти пословицы. Дать представление о национальных особенностях характера русского народа: духовности, трудолюбия, веры, нравственности, милосердия, совести, взаимопомощи, гостеприимства. Обычаи - исторически сложившаяся система обязательных ритуальных действий. Традиции – механизм передачи народной культуры от одного поколения к другому (обычаи и обряды входят в состав традиций).

 

Тема 1: «Моя родословная». «Что в имени моём».

Знакомить детей с традициями родственных связей. История моей семьи. Мой род, мои предки, их жизнь и судьба. Семейные узы, этикет, реликвии, традиции. Составление родословного дерева. Как узнать о прошлом (семейный альбом, летопись, дневники, сказания). Что означают моё имя и фамилия (этимология). «С именем - Иван, а без имени - болван». Крещение, имянаречение.

 

Тема 2: «Женские посиделки».

Ввести детей в мир русской общины с её нравственными понятиями «помочи» (помощи), трудолюбия, сочувствия слабому, неприятием лени, лжи.

Владимир Мономах поучал: «Что умеете хорошо, не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Добро же творя, не ленитесь,…пусть не застанет вас солнце в постели». В России принято было всем миром строить дома, мосты, рыть колодцы, очищать арыки, содержать сирот, увечных («С миру по нитке - голому рубашка»), всем миром обсуждать дела.

Девочки, девушки собирались на посиделках учились рукоделию, сравнивали свои работы, слушали сказки, пели хором песни, играли, гадали и таким образом осваивали опыт старших.

 

Тема 3: «Укладывание в колыбель».

Знакомить с обрядами, связанными с рождением ребёнка. При рождении девочки воду после первого купания выливали в малинник, т.к. малина у славян символизировала красоту: «Не девка - малина!». Воду после купания мальчика выливали на перекрёсток дорог – на счастье. Новорождённого принимали в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и клали на лохматый тулуп, чтобы был богат.

Ребёнка в колыбель (зыбку) клал отец, как бы прилюдно признавал его своим детищем. Родильнице гости дарили подарки, обычно деньгами. Мужчины варили особое пиво. «Дети - благодать божья»; «Счастлив отец в сыновьях, а мать - в дочерях». Выбор кумовьёв и их роль в обрядах (крещении) и последующем воспитании крестника было также важно.

 

Тема 4: «Перерезание пут».

Дать понятие об обряде «Перерезания пут», особенностях и его предназначения в жизни младенца. В народной педагогике русских важно, как ребёнок сделает первый шаг, не только в физическом аспекте, но и в жизненном: полнота и содержательность его пути. Обряд выражает пожелание долгого жизненного пути.

В русской семье, завидя, что ребёнок делает первый шаг, «перерезали» острым ножом крест на крест дорогу (пол) перед ним или в воздухе; когда ребёнок долго не ходит, путали ему ноги ситцевыми верёвочкой, как жеребёнку, а потом перерезали путы. Делала это мать, бабушка или, кто увидит, читая молитву или заговор от испуга; окружающие молчали, чтобы не напугать идущего ребёнка.

Смысл этого ритуала в том, что малыш быстро и легко научится ходить, будет лёгким на подъём, преодолеет те путы, которые будут встречаться на пути.

 

Тема 5: «Посадка на коня».

Познакомить детей с ролью лошади в русских хозяйствах, обобщить имеющиеся представления. Какую пользу приносит лошадь (перевоз грузов, даёт мясо, молоко, кумыс; из конского волоса делают матрасы, верёвки). Конь – друг воина. Коней любили, о них слагали песни, стихи, пословицы. Коней рисовали на прялках, вышивали на полотне, вырезали на наличниках окон, пекли пряники в форме коней, делали игрушки: каталки, свистульки и т.п. Рассказать о легенде приручения коня Прометеем. Показать обряд посадки на лошадь будущего воина с передачей в руки не только плётки, но и копья, чтобы умел бросать далеко и метко. Знакомить с народной мудростью: «У хорошего хозяина нет плохой лошади». «Конь - человеку крылья». Формы работы с детьми – «Конкурс чтецов», «Конкурс знатоков» о лошади, лепка, рисование игрушек- лошадок.

 

Тема 6: «Родня»

Показать пути реализации мудрой народной заповеди о сохранении и укреплении родственных уз, подготовить детей к социальной роли в семье с учётом национальных особенностей.

В русских семьях родословная велась по мужской линии; старший сын считался основным наследником. В русских семьях всегда почитали старших себя, глава семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники повиновались беспрекословно. Родословная также велась по мужской линии; старший сын считался основным наследником. «Чти отца и мать свою, да благо тебе будет» -библейская нравственная норма.

Свёкор – отец, свекровь- мать мужа; тесть, тёща – отец, мать жены; зять- муж дочери; сноха – жена сына; деверь- брат мужа; золовка – сестра мужа; шурин – брат жены; свояченица – сестра жены; примак – зять, принятый в семью жены и т.п. Своеобразны русские пословицы, дающие характеристику родства. «Свекор - гроза, а свекровь выест глаза». «Золовка хитра на уловки». «Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит». «Вся семья вместе, так и душа на месте». «Русский человек без родни не живёт». Форма проведения – КВН, составление родословного дерева, выпуск семейных газет.

 

Тема 7: «Отец и мать»

«Чти отца и мать свою, да благо тебе будет» - библейская нравственная норма.

«Мать, что солнышко».

 

Тема 8: «Посидим у самовара».

Познакомить детей с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола. Родина чая – Китай. Легенда о появлении чайных кустов. Самовар – русское изобретение. Расширять словарь детей за счёт слов – кушаний, поговорок, загадок, песен, связанных с этой традицией.

 

Тема 9: «Русская кухня»

Показать особенности национальных кухонь. Наши предки не знали роскоши,

они питались тем, что давало им ведение хозяйства: просом, гречихой, молоком, рыбой. Русские люди осенью резали яловую корову, на Рождество свиней, гусей; в основном, ели солёное, вяленое мясо. Татары, башкиры традиционно резали молодого коня на согум (часто на две-четыре семьи), делая мясные деликатесы: шужук, карту, казы и. т.п.

Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).

Работа с тестом: пироги, пельмени, печенье-жаворонки, блины. Напитки русской кухни: квас, сбитень, взвар, мёд. Выставка-конкурс по кулинарии.

 

 

 

Способы реализации программы

младший возраст

средний возраст

старший возраст

школьн.возраст

1.

Занятия, беседы, дидактические игры        

*

*

*

*

2.

Развлечения, праздники, посиделки

 

*

*

*

*

3.

Тематические вечера

 

 

*

*

4

Игры-забавы.  Игры, драматизации

*

*

*

 

5.

Народные игры и игрища

 

 

*

*

6.

Собирание и описание народных игр, изготовление оборудования к играм

 

 

*

*

7

Собирание и изготовление простейших народных музыкальных инструментов

 

*

*

*

8.

Собирание, поиск старинных народных песен, частушек,  легенд, былин.

 

 

 

 

9

Запись примет, ведение народного календаря

 

 

*

*

*

10

Работа кружков народных ремёсел, краеведческих, экологических, фольклорных

 

 

*

*

11

Сбор произведений народного творчества (предметов быта, орудий труда, украшений, одежды и т.п.)

*

*

*

*

12

Экскурсии, походы по родному краю

 

*

*

*

13

Создание этнографических, краеведческих  музеев русской и национальных культур.

 

*

*

*

14

Рефераты, альбомы, газеты, рукописные сборники

 

 

*

*

15

Создание книг об истории ДОУ, школы, села.

 

 

*

*

16

Выставки детей по мотивам народного творчества

 

*

*

*

*

17

Конкурс русских красавиц в национальных костюмах

 

*

*

*

18

Конкурсы знатоков народных примет, традиций и обрядов.

 

*

*

*

19     

Конкурсы, викторины, смотры, интеллектуальные марафоны.

 

 

*

*

20

Неделя  народной игры и игрушки

 

*

*

*

*

21

Неделя любимых сказок и произведений

 

*

*

*

*

22

Неделя славянской письменности и культуры

 

 

 

*

*

23

Неделя памяти богатырей русских

 

 

 

*

*

24

День трудовых династий, день семьи

 

 

 

*

*

25

Цикл бесед «Заговорившие портреты»

(великие деятели: государственники, учёные, Герои труда, писатели, актёры, композиторы, художники, воины).

 

 

*

*

*

 

 

Для самостоятельной исследовательской работы детям и взрослым можно предложить такие темы проектов:

  • Особенности лексики, диалекта нашего села, города.
  • Как говорят в нашем крае: особенности фразеологии, местного говора.
  • История фамилий нашего села, города.
  • Сельские прозвища, их меткость.
  • Название улиц, близлежащих сёл, о чём они нам рассказывают?
  • Название рек, озёр (этимология).
  • История ремёсел нашего края.
  • Бабушкин сундук. История рушника и шали.
  • Старинные песни нашего края.
  • Образ Земли и Солнца в народной культуре.
  • Выдающиеся местные поэты, сказители.
  • Природа в народной поэзии и творчестве писателей.
  • Современная частушка и её создатели.
  • Пословицы и поговорки в речи наших бабушек, родителей, соседей.
  • Наши знаменитые земляки (учёные, полководцы, труженики, писатели).

 

 

 

Литература:

 

  1. Некрылова А.Ф. «Круглый год». М.1991.
  2. «Энциклопедия обрядов и обычаев». Сп.б. 1996.
  3. Науменко Е.«Этнография детства» М. 1999.
  4. Науменко Е.«Фольклорные праздники в детском саду». М. 1998.
  5. Уткин П. Королёва Н. «Народные художественные промыслы». М. 1992.
  6. Панкеев И. «Русские праздники» М. 1997.
  7. Петров В. Гришина Г. Короткова Л. «Осенние праздники, игры и забавы». М.1999
  8. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие. Ярославль. 1991.
  9. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание Забылина М. М.1880
  10. «Месяцеслов». Собрание Сахарова. М. 1991
  11. «Сельская школа», журналы: № 6. 2001; № 2. 2003.
  12. «Здоровый ребёнок – в здоровом социуме». М. 1999.
  13. Мустафина Р.М. «Представления. Культы, обряды у казахов». Алматы.1992
  14. Энциклопедия Казахстана. Том «Культура и искусство».

 

 

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.