Папки-передвижки

Специально подготовленная среда - для чего?

27 февраля 2011 в 16:24 - Екатерина Слугина
article149.jpg

Предметно-развивающая среда на примере Развивающего центра "Остров Кенгуру" (Московская область г.Люберцы)


Специально подготовленная предметная среда для детей 0-3 лет включает в себя следующие блоки:

Зона развития крупной моторики

Крупная (или грубая) моторика - это общие движения тела, такие как, ходьба, бег и прыжки...

В организации общих движений участвуют:

  • Ощущение положения тела в пространстве а также частей тела относительно друг друга.
  • Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений.
  • Зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия.
  • Двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.

Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность.
Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов, а также формирование умений, навыков и потребностей.

Пример оборудование для развития крупной моторики:

  • Бассейн с шариками
  • Мягкие модули-кубики
  • Горка Фитболы (большие мячи)

Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности.


Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т.е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план. Видя результат своего действия ребенок снова и снова повторяет это действие, таким образом закрепляя умение и устанавливая причинно-следственную связь тех или иных явлений.

Пример оборудования для развития движения кисти руки:

  • Зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости
  • Скаты для шариков
  • Коробочки с выдвижным ящиком
  • Банки с шариками
  • Диски и кубики на вертикальном штыре
  • Копилки
  • Шарики с пробирками и пинцетом
  • Модули для движения по прорезям,
  • модуль с дверцами и разными замками
  • Рамки с застежками, шнуровки

Зона сенсорного развития

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оноявляется основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность,является основой для развития воображения,развивает внимание,влияет на расширение словарного запаса ребенка,влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной видов памяти.

Примерное оборудование для сенсорной зоны развития:

  • Блоки цилиндров
  • Башни
  • Вкладывающиеся коробочки
  • Наборы вкладок Геометрические фигуры
  • Модуль для подбора цветов
  • Шумовые цилиндры
  • Лото
  • Наборы парных предметов, отличающихся по цвету и форме

Зона упражнений с сыпучими материалами

Ребенок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие. Когда речь идет о сыпучих материалах, подразумевается развитие мелкой моторики.Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами:чувствительность пальцев (твердость, мягкость, форма, вес), зрение (форма, величина),механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро, двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Оборудование в зоне сыпучих материалов:

  • Сортировка природного материала
  • Перекладывание фасоли из одной емкости в другую при помощи ложки
  • Пересыпание из кувшина в кувшин
  • Просеивание
  • Миска с чечевицей и спрятанными в ней игрушками
  • Мельница для манки
  • Ящик для рисования на манке
  • Деревянные фрукты на липучках для разрезания

Зона упражнений с водой

Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода – и простой способ ее устранения – протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы – взрослым.



Примерное оборудование в зоне с водой:

  • Фартуки и полотенца
  • Фигуры для работы с водой
  • Водяная мельница
  • Набор для переливания воды(сосуды, плошки, половник)
  • Рыбалка
  • Губки для впитывания воды
  • Резиновая груша
  • Плавающие шарики и сито для вылавливания

Зона продуктивной и изо-деятельности

Продуктивная деятельность в раннем возрасте есть основа и условие последующей художественной деятельности. К двум-трем годам ребенок может начать уже собственно изобразительный этап, который характеризуется тем, что сначала возникает образ, потом – изображение. В этот момент особенно важна готовность руки, иначе образ не находит воплощения. Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.

Оборудование в зоне изобразительной деятельности:

  • Большой стол
  • 2 мольберта для рисования мелками
  • Угольные карандаши, пастель, фломастеры, краски акварельные и гуашь, а также пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто и формы
  • Цветная бумага, картон, наклейки, бусины, элементы декора
  • Фартуки

Зона развития речи

В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово. Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до трех лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Основной формой работы взрослого в этой зоне является трехступенчатый урок для расширения словарного запаса с классификацией.

Наши материалы для развития речи:

  • Книги серии "мои первые слова"
  • Карточки для расширение словарного запаса с классификацией (животные, одежда, средства передвижения, растения)
  • Пазлы и лото
  • Книги и рабочие тетради "Время суток", "Животные", "Лево-право", "Цвета" и т.д.
  • Набор муляжей овощей и фруктов
  • Наборы фигур животных, насекомых, обитателей разных континентов и моря
  • Кукольный театр

Официальный сайт

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД