Лесные охотники. Урок по природоведению в 5 классе

2 июля 2011 в 12:20 - НАТАЛЬЯ КОНДРАТЬЕВА

«Лесные охотники»

Урок по природоведению в 5 классе

Провела: Кондратьева Н. Г.учитель истории.ГОУ РМЭ «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»


Цель: рассказать о лесных охотниках, обитающих в нашей местности, их жизни.

Задачи:

- познание окружающего мира

- развитие сообразительности, находчивости, смекалки

- повышение интереса к учебе, данному предмету

- воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру

- корректировать отношение к животным

Оборудование:

- карточки с заданиями

- карандаши цветные

- простые карандаши

- презентация


Ход занятия

I. Оргмомент.

  • Дети должны назвать по очереди луговое растение, после чего могут присесть на свое рабочее место (лютик, колокольчик, нивянник, василек, пырей ползучий, мятлик луговой, костер безостый, клевер, мышинный горошек, чина, осока, тимофеевка, лисохвост, ромашка, одуванчик).
  • Доклад дежурного: сегодня ... февраля 2009 года. День недели - ... Время года – зима, погода пасмурная, идет снег. В классе отсутствует ... Дежурный по классу ...

II. Проверка домашнего задания.

Уберите лишнее из представленных рисунков. Объясните почему (слайд 1).

Клевер, ромашка, василек, фиалка, зверобой, одуванчик, черемуха, тимофеевка

Опишите по схеме луговое растение (1-2 ученика, слайд 2).

1. Форма листьев

2. Форма цветка

3. Цвет соцветия

4. Что происходит с растением зимой

5. Кто им питается

6. Как использует человек

III. Актуализация знаний.

Чтение стихотворения.

Я узнал, что лес большой
Это дом огромный.
И живет в нем хищник злой
Он хитрый, умный, скромный.

Вот мишка косолапый
Он бурый и мохнатый,
На речушке бродит
Вкуснейших рыбок ловит.

И волки ходят стаей
Охотятся на зайца.
Они не прочь бы съесть
Зайчишек этак шесть.

Мех в крапинку, пушистенький
На кошке средь ветвей
Узнаешь рысь по кисточкам
Среди других зверей.

Люби природу дивную
Люби лесных зверей
Но помни то, что хищники
Опасны для людей.


Беседа по вопросам

1. О чем это стихотворение?

2. О каких животных в нем рассказываетс?

3. Что вы о них знаете? Откуда?

IV. Вводное слово.

Ребята, какие из хищников обитают в нашей местности? (ответы детей) Правильно! Вот о некоторых из них мы сегодны с вами и поговорим.

V. Новый материал.

О ком же пойдет речь в первую очередь, вам предстоит угадать, прослушав голос этого животного (слайд 3).

Рассказ учителя о медведе с презентацией.

Слайд 4. Бурый медведь – самый крупный после белого медведя наземный хищник. Длина тела до 2 метров, вес 250-300 кг. Но чаще всего в наших лесах живут особи весом около 150 кг. Шерсть бурая, темно – коричневая.

Слайд 5. Медведь – прекрасный рыболов. Рыболовной снастью ему служат когти – острые до 12 см, длинные, крючковатые.

Слайд 6. При обилии растительной пищи медведь вполне довольствуется зеленью. Если же ее становится мало, он может стать хищником в полном смысле слова, особенно опасным для домашнего скота.

Слайд 7. Если медведь выходит из берлоги, пока еще нет зелени, он разоряет муравейники.

Слайд 8. Медведь ловко ходит на задних лапах. Без косолапого, пляшущего со скоморохами, не обходилась ни одна ярмарка.

Слайд 9. Как медведь зимует?

Слайд 10. Медведь всю зиму очень крепко спит и просыпается лишь только если его что – то сильно потревожит. Весной зверя гонят из берлоги подтекающяя в нее талая вода и нестерпимый голод.

Слайд 11. Берлоги бурого медведя могут быть устроены по разному: 1-грунтовая, 2-полугрунтовая, 3,4-верховые.

Закрепление первичных знаний по схеме (слайд 12)

Работа с рисунком на столах, где нужно указать, что в нем неправильно. Дать задание разукрасить рисунок, вспомнив предшевствующий рассказ.

Кроме медведя в лесу обитает еще много различных зищников. Его очень легко узнать по кисточкам. О ком же я говорю, угадайте загадку:

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!

Правильно, мы будем говорить о рыси.

Заканчивают рисунки на столах при помощи простого карандаша

Рассказ по презентации

Слайд 14. Кошачьи – очень совершенные животные. Их тело очень гибкое, удивительной формы, что не встречается у других животных.

Слайд 15. Лесная рысь – самая красивая, большая и сильная из всего рода рысей. Когда – то она широко была распространена по всей России, а теперь ей грозит полное исчезновение. А причиной тому – ее теплый и ценный мех-густой, мягкий, рыжевато-серый с буроватыми пятнами7

Слайд 16. Охотясь, рысь больше полагается на слух, чем на зрение. На деревья она забирается для слуховой разведки. Едят рыси зайцев, лосей, молодых кабанов, грызунов, птиц, мелких копытных и их молодняк. Если живой добычи нет, неохотно, но ест падаль.

Закрепление по схеме (слайд 17)

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так, вот так
Головой своей крутли.
(крутят головой)

медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
(наклоны в сторону с поднятыми руками)

Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
(ходьба на месте «по-медвежьи» с наклонами вперед)

А потом они плясали
Выше лапы поднимали
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
(подскоки на месте с подниманием и опусканием рук)



О ком же мы узнаем сейчас? Давайте прослушаем голос хищника и угадаем, кому он принадлежит (слайд 18).


Слайд 19. По характеру волк - настоящий хищник, поэтому его не любят. Все забывают, что волк – близкий родич собаки. Сходен с ней по внешнему виду, похож по характеру и уму.
Слайд 20. Говорят, что волки серые, хотя на самом деле их шерсть бывает и черной, и белой, и всех оттенков рыжего, желтого, серебристого, коричнегого цветов.
Слайд 21. Волки могут обходиться без пищп 2 недели, но уж если на охоте повезло, то они наедятся до отвала. Волки жадно набрасываются на добычу, глотая большие куски, заканчивают есть, когда от животного останутсялишь копыта и крупные кости.
Слайд 22. Волки трогательно выражают нежные чувства: облизывают друг друга, трутся мордами.
Слайд 23. Волки заключают браки как правило на всю жизнь.
Слайд 24. Маленькие вочата совсем беспомощные. Родственники оберегают волчат от хищников и следят, чтобы малыши не заблудились. Волки-нежные и заботливые родители.
Слайд 25. Волчий «язык» очень выразителен. Поджидая матерую волчицу перед охотой, они рычат и тявкают, подзывая волчат-повизгивают, загоняя дичь – лают.

Закрепление по схеме (слайд 26).
Слайд 27. Самый маленький хищник наших лесов – ласка. Зверек не больше 30 см в длину вместе с хвостом, весит не больше 100 граммов. Уши короткие, мех зимой чисто белый, летом-буровато-рыжеватый, особой ценности не имеет. Ласка охотится на земле и под землей, залезая в норы и гнезда полевок и кротов.


Работа по вопросам:
1. Как называется самый маленький хищник?
2. Опишите его?
3. Чем питается?


VI. Закрепление пройденного материала
Задание на карточке (слайд 28)
Вопросы для закрепления:
1. О каких хищниках мы говорили?
2. Что вы узнали о медведе?
3. О рыси?
4. О волках?
5. О ласке?


VII.оценки, комментарии; домашнее задание: сочинить сказку, где главным героем является хищник, читать страницы 100-102, дополнительный материал по теме в библиотеке книга «Хищники».

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.