МААМ-картинки

«Знакомство с русским народным костюмом» комплексное занятие по развитию речи с аппликацией

17 апреля 2011 в 13:09 - Марина Богомолова
article367.jpg

{БАННЕР=banner3}

«Знакомство с русским народным костюмом»

Комплексоне занятие по развитию речи с аппликацией для детей подготовительной к школе группы.

Цель:

Познакомить с историей русского народного костюма.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.
  2. Способствовать развитию речи.
  3. Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.

Материалы и оборудование:

  1. Иллюстрации к сказкам.
  2. Куклы в русских народных костюмах.
  3. Заготовки кукол для аппликации.

Предварительная работа:

  1. экскурсия в музей
  2. рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами.
  3. Разучивание стихотворений об Угличе.

Ход занятия:

Ребенок рассказывает стихотворение о родине

Что мы родиной зовем?

Дом где мы с тобой растем.

И березки вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!

 

- о чем стихотворение? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? ( Москва)

- В каком городе мы живем? (в Угличе)

- В какой области находится наш город? ( Ярославской области)

Воспитатель: наш город древний, о нем написаны песни и стихи. Маша прочти нам стихотворение Павла Голосова об Угличе.

Я ребята не кулик-

Не хочу хвалиться,

Что наш Углич так велик,

Чуть ли не столица.

Он конечно город все ж,

Но замечу кстати.

Из конца в конец пройдешь –

Часу не затратишь.

Но ценю я городок

Помня повод веский

Мол, да все же уголок

Родины чудесной.

Не краснея перед ней

Матушкой Россией

Мне скажу он всех родней, да и всех красивей.


Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

- Кто такие предки? (люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)

- Какие народные праздники вы знаете? (ярмарка, масленица, рождество, пасха, святки)

- Дети, где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, из музеев)

- Какую носили одежду? (ответы детей)

Воспитатель: Мы были с вами в музее и видели там вещи, которые нельзя наитии дома или в магазине. Кто работает в музее? (ответы детей). Экскурсоводами сегодня будем мы с Олесей.

А сегодня мы побываем в нашем музее. Приглашаю вас в зал « Сказок».

Экскурсовод ребенок.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на эти иллюстрации.

- Из какой сказки эта иллюстрация? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

- Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти)

- Как одет дед? (косоворотка, порты, лапти)

-На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? ( « Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

- На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки)

-Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок)

- Вам понравилось в зале «Сказок»? (ответы детей). Давайте еще раз вспомним, какую одежду носили? До свидания!

Воспитатель: Для чего носят одежду? (для защиты от холода и жары)

В древней Руси в основном шили одежду сами.

- Из чего можно сшить одежду? (из ткани, кожи, меха)

- Как называют человека, который шьет одежду? (портной – от слова порты)


А сейчас мы пойдем в следующий зал «Зал кукол». Посмотрите сколько здесь красивых и разных кукол. Все они одеты в русские народные костюмы.

- Рассмотрим женский костюм:

- Главная часть женского костюма сорочка, сарафан.

-Как называется эта одежда? (сорочка, сарафан украшен вышивкой, кокошник)

- Кокошник носили по праздникам, кичку – женщины, ленточку - коса- девушки

- Чем украшали костюмы? (бисером, стеклярусом, вышивкой )

Теперь рассмотрим мужской костюм. Главная часть мужского костюма косоворотка, порты.

- Как называется эта одежда? (косоворотка, порты)

На голове? ( картуз) Обувь - сапоги, лапти.

Рубаху делали длинной и подпоясывались кушаком.

Обобщение: Главная часть женского костюма, сорочка, сарафан.

Главная часть мужского костюма косоворотка, рубаха, порты.

Мы видели костюмы сказочных героев и кукол.

- Что общего в этих костюмах? (сорочка, косоворотка, сарафан, порты)

- А ,что ,не похожее, разное в костюмах ? (нарядные, рабочие, разный цвет тканей, украшение сарафана, ткань разных оттенков)

- В северных районах ткань серая, синяя, темных оттенков. А в южных районах ткань яркая, желтая, зеленая.

- Как вы думаете почему такая разная ткань? (на севере холодно, пасмурно, а на юге тепло, светит ярко солнце, много цветов и зелени.)

Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали.

- Делают ли так сейчас? Мода меняется, так, что нельзя надеть то, что носила мама.

Воспитатель: На этом наша экскурсия в музей закончилась. Нас уже ждут Иван да Марья, они приглашают нас в свою мастерскую.

Воспитатель: - Здравствуйте, Иван да Марья! (куклы)

Иван: – Мы знаем, что вы познакомились с особенностями русского народного костюма.

Марья:– Просим помочь нам украсить сарафаны на праздник для друзей.

Воспитатель: Ребят? а поможем украсить сарафаны? (Да! ) Садитесь за столы.

АППЛИКАЦИЯ « Украсим сарафан» геометрическими формами.

Включить русскую народную музыку. Обратите внимание как можно украсить сарафан по подолу и перед (треугольниками, квадратами, кругами). А кокошник украшали бисером и стеклярусом (кругами и прямоугольниками)

ИТОГ:

Взяли кукол, показали, посмотрим какие нарядные, красивые получились сарафаны и кокошники.

Иван да Марья: Спасибо ребята, вы нам очень помогли. Ваши сарафаны нарядные и красивые.

    
  

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД