МААМ-картинки

Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования

28 апреля 2011 в 21:12 - Ольга Косарева

«Формирование лексико-грамматических категорий и навыковсловообразования (по теме «Весна»)».

Провела:Учитель-логопед Каштанова Е. А. Саранск 2011


 Цель:

  1. Активизировать и расширить словарь по теме «Весна».
  2. Закрепить в речи детей признаки весны.
  3. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
  4. Формировать словарь относительных прилагательных.
  5. Развивать фонематический слух, мыслительную деятельность.
  6. Закрепить умение детей делить слова на слоги.
  7. Развивать связную речь, составлять рассказ по картинкам.

Оборудование:

картинки по данной теме (подснежник, проталина, первоцвет, ледоход), схемы предложений.


 Ход занятия.

 

I. Организационный момент.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед задает вопросы.

- Какое сейчас время года? (весна)

- Что было перед весной? (зима)

- Какое время года наступит после весны? (лето)

- Как светит солнце? (ярко, тепло, светло)

- Что набухает на деревьях? (почки)

- Кто прилетает из теплых стран? (перелетные птицы)

- Что будут делать птицы? (вить гнезда, выводить птенцов)

Дети садятся.

II. Постановка цели занятия.

- Догадались о чем сегодня будем говорить? (о весне)

III. Закрепление в речи детей умения согласовывать прилагательные с существительными.

Игра «Подбери предмет»

Логопед: Скажите со словом «весенний»: день, погода, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.

Приблизительные ответы детей: весенний день, весенняя погода, весенний дождь, весеннее настроение, весенняя гроза, весеннее солнце, весенние месяцы, весенний лес, весенняя трава, весеннее небо, весенние цветы.

IV. Подбор слов-признаков к предметам.

Игра «Подбери признак»

Логопед:

- Какое бывает весеннее небо? (голубое, серое, спокойное, сердитое)

- Какое бывает весеннее солнце? (теплое, ласковое, веселое)

- Какой бывает весенняя трава? (молодая, долгожданная, ранняя)

V. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Логопед: Услышите не весенние слова, хлопайте в ладоши.

Ручей, проталина, сугробы, скворечник, листочки, почки, снежная баба, расцветают, прилетают, просыпаются, щебечут, замирают.

VI. Упражнение на развитие мышления, внимания.

Игра «Отгадай загадку»

Она приходит с ласкою и своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

 

Висит за окошком кулек ледяной

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

 

Зеленеет даль поле,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? (Май)

 

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

 

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

 

Яростно река ревет и разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Отгадки-картинки выставляются на наборное полотно, затем дети слова делят на слоги.

На фланелеграфе 3 схемы:

Май Весна Сосулька

Март Апрель Подснежник

VII. Физкультминутка.

- Вы знаете, что лягушки осенью засыпают, а просыпаются весной?

- Так как к нам уже пришла весна, лягушкам пора просыпаться.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем, друзья, физкульт-привет!

VIII. Составление предложений.

Игра «Подбери слово-действие»

Закончи предложения словами-действиями.

Логопед: Составьте предложение про весну по картинкам:

Логопед: Сосульки весной что делают?

Ребенок: Сосульки весной капают

Логопед: Снег весной что делает?

Ребенок: Снег весной тает.

Логопед: Ручьи весной что делают?

Ребенок: Ручьи весной текут.

Логопед: Птицы весной что делают?

Ребенок: Птицы весной прилетают.

Логопед: Листочки весной что делают?

Ребенок: Листочки весной распускаются.

IX. Развитие связной речи. (Составление рассказа)

На доске картинки:

Весна Голубое небо Солнце яркое

Ледоход

Проталина На реке - ледоход Первоцвет

Подснежник Дерево с почками Летящая стая птиц

По каждой картинке дети составляют предложение.

Наступила весна. На голубом небе белые облака. Яркое солнышко чаще появляется на небе. Больше становится проталин. Первоцвет, подснежник – первые весенние цветы. На реке начался ледоход. На деревьях появляются почки. Птицы прилетают с юга (из теплых стран).

Логопед сообщает, что у детей получился рассказ о весне и предлагает детям еще раз повторить его. Один ребенок рассказывает про первые картинки, второй – про вторые три картинки, третий – пор остальные, т.е. рассказ по цепочке.

X. Итог занятия.

- О чем говорили? (о весне)

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД