Конспект интегрированного занятия «Родственные слова»

article1259.jpg

Лучший конспект занятия. Maaam

«Родственные слова».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

(Показано на городском методическом объединении логопедов.

Цель:

1. Воспитывать сочувствие и доброе отношение к окружающим и природе.

2. Развивать образное и логическое мышление.

3. Закреплять полученные графические навыки.

4. Развивать монологическую и диалогическую речь.

5. Активизировать словарь по теме: « Семья ».

6. Познакомить с понятием « родственные слова ».

7. Учить выделять в слове корень. Различать сходные по написанию, но разные по смыслу корни слов.

8. Показать, как образуются новые слова.

9. Закреплять навык слогового чтения слов.

Оборудование: таблицы на тему «Сад, лес, вода», перфокарты на тему «Лес, сад», муляжи грибов, корзинки; костюмы лесовичка, садовника, воды; различные картинки по теме, таблицы, ведерки и картонные рыбки, удочка… Смотреть фото "Дидактический материал к занятию "Родственные слова".


Ход занятия

I.Дети стоят около логопеда, который предлагает отгадать ребус: ЯЯЯЯЯЯЯ (7я). Семья.

Уточняется лексическое значение слова «семья». Затем логопед делает вывод, что семья – это близкие родственники, живущие вместе.

Дети составляют короткие описательные рассказы про свою семью.

Логопед спрашивает о других родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя…)

Логопед: У всех людей есть семья. А у кого еще есть? (у птиц, рыб, животных). Докажите это.

Дети читают стихи, выученные на прошедших занятиях (см. приложение)

Логопед соглашается с детьми. Объясняет, что семья бывает не только у людей, животных. Птиц, но и у слов. И дети сегодня в этом убедятся.

В это время появляется плачущий медвежонок, он приговаривает:

Медвежонок: Бедный я, несчастный я, Где же, где моя семья.

Дети задают ему вопросы. (Почему ты плачешь? Что случилось?)

Медвежонок отвечает, что он потерялся, не может найти свою семью.

Логопед предлагает детям помочь. ( А тот все приговаривает)

Звучит музыка. Гайдн «Детская симфония».

Дети отправляются на поиски.

II. Перед нами САД. Детей встречает садовник, который поливает цветы. Они интересуются, не встречал ли тот родственников медвежонка. Садовник отвечает, что у него другие родственники, что он не простой, а волшебный садовник, т.к. выращивает в саду слова.

Дети интересуются, разве бывает такое?

Садовник: «Бывает, хотите расскажу?» Рассказывает сказку ( см. приложение), которая сопровождается показом картинок. Дети читают слова, объясняя лексическое значение слов: садовник, садик, садовод, посадки, садовый. Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова – родственники. Сад- это корень.

Садовник: «Так же, как и у цветов, у деревьев и кустов, корень есть всегда у слов».

Он дарит детям волшебный цветок, который поможет идти дальше. Дети рассматривают его, образуя от корня «цвет» новые слова (цветы, цветок, цветник, цветной). Благодарим и двигаемся дальше под музыку Шостаковича («Вальс- шутка»).

Дети идут осторожно по камешкам, чтобы не замочить ноги. Их встречает тетушка-вода, которая загадывает про себя загадку. Вода рассказывает детям о том, что с ней произошло (см. приложение). Просит детей отгадать, кто был лишний. Дети смотрят на таблицу и определяют, что лишнее слово «водитель». Логопед обращает внимание на то, что в воде много рыбы, какая она красивая. Вода предлагает в каждой семье найти чужака:

море, моряк, мороз, морской

Рыба, рыбка, рыбак, рычать

Под музыку дети ловят рыбу на удочку, собирают в ведерки, а лишнее убирают. Затем нужно собрать слова по частям: вод + ян +ой, вод + ичк + ка

Логопед напоминает детям о цели путешествия, предлагает двигаться дальше, используя 3 лесенки. Используя картинки: лист, дом, кот, нужно определить корень слов на каждой лесенке и прочитать полученные слова (коты, котик, котята, дома, домик, домовой, листы, листок, листать).

Под «Марш» Шостаковича дети входят в лес. Их встречает лесовичок. На вопрос детей о родственниках медвежонка, он предлагает поискать под елью. Там дети находят только грибы. Составляют из букв слова- названия грибов. Лесовичок читает детям стихотворение (см. приложение).

Дети находят слова- родственники

Лесовичок просит детей помочь ему собрать грибы. Под музыку проводится игра с закрытыми глазами. После игры, пройдя несколько шагов, дети замечают вывеску «медведь, медведица медвежонок», а рядом медведицу, которая ищет сына. Дети возвращают медвежонка, взамен получают бочонок с медом.

Лесовичок просит детей навести порядок в лесу, просит заполнить гнезда словами:

Город - городок - городской - города, гора - горный - горочка - гористый - горка

Рис - рисовый - рисинка - рисовод, рисовать - рисование-рисунок-рисуночек

Каждый ребенок вставляет слово в нужное гнездо.

Все фото

Логопед: «Нам пора возвращаться, мы помогли медвежонку найти семью, а также узнали, что у слов есть родственники, а главное в слове - корень. ( Под музыку дети возвращаются назад). Как вы это запомнили, мы сейчас проверим».

Дети выполняют задание на перфокартах. На яблоне слова с корнем – сад, на елке – с корнем лес.

Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.

Приложение

Стихи:

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатими к врачу,  Дети называют членов "семьи" грач - грачиха - грачата

Прививки делать им пора

Для укрепления пера ».

«Га - га - га», - гогочет гусь:

«Я семьей своей горжусь, гусь – гусыня - гусята

На гусят и на гусыню

Я гляжу, не нагляжусь».

Сказка садовника:

Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустила, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове (рассказ сопровождается показом таблицы).

Рассказ тетушки - воды.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?

Дополнительно по теме интегрированные занятия в детском саду.

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.