МААМ-картинки

Конспект логопедического фронтального занятия. Путешествие в зимний лес

14 октября 2011 в 11:03 - Мария Иванова

Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи)

Тема: "Путешествие в зимний лес"

Разработала и провела: Мамонова Юлия Владимировна, учитель – логопед

Коррекционно-образовательные цели:

· Упражнять в подборе однокоренных слов, в образовании притяжательных прилагательных, в восстановлении деформированного слогового состава слова, в согласовании числительных с существительными, в составлении предложений с предлогами.

· Уточнять и расширять словарь по теме «Зима», «Дикие животные»;

· Закреплять представления о диких животных, их поведении зимой;

Коррекционно – развивающие цели:

· Развивать связную речь, слуховое внимание, зрительное и фонематическое восприятие, мышление, тонкую и общую моторику;

· Развивать координация речи и движения.

Коррекционно – воспитательные цели:

· Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

· Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Материалы и оборудование:

· Мольберт, магниты

· Модули (пенёчки)

· Элементы декорирования (ёлочки, сугробы, снежинки)

· Нагрудные маски животных

· Конверт, звуковое письмо

· Иллюстрации – жилища животных

· Цифровые карточки

· Разрезные картинки

· Сюжетная иллюстрация – путаница в графическом изображении

· Домики для ласточки и бабочки

· Плоскостные фигурки ласточки и бабочки

· Силуэтные изображения бабочек


Ход занятия

I. Приветствие «Назови соседа ласково»

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Вы любите, когда к вам приходят гости? Я и все гости очень хотим познакомиться с вами. Только мне очень хочется, чтобы вы не сами нам представились, а о каждом рассказал бы его сосед. Давайте встанем в круг, и каждый из вас назовёт ласковым именем своего соседа справа.

II. Организационный момент.

- Когда я спешила к вам, у двери группы нашла письмо, которое адресовано дружным и смелым детям. Вы дружные? Смелые? Тогда это письмо точно вам. Давайте прочитаем:

Из зимнего леса вам пишем, друзья,

Нам здесь оставаться надолго нельзя!

На помощь кого-нибудь ждём мы давно –

Ведь сильные очень стоят зы-ро-мо!

- Ребята, вам понятно последнее слово? Попробуем произнести его по слогам, как бы поднимаясь вверх по лесенке: зы-ро-мо. А теперь сверху вниз: мо-ро-зы. Что получилось? Значит, в зимнем лесу кто-то замерзает и ждёт нашей помощи. Поспешим на помощь?

III. Двигательное упражнение «Тропинка».

- Пойдём в лес по заснеженной тропинке, обязательно перешагивая все кочки, а то вдруг под кочкой чья-нибудь норка и мы потревожим, например, мышонка или ёжика. Ставьте руки на пояс, идём по тропинке, как только услышите слово «кочка», перешагивайте её, высоко поднимая ноги.

-бочка –кочка-дочка-ночка-кочка-квочка-кочка-точка-почка-кочка-

Сколько кочек вы перешагнули?

IV. Подбор слов – признаков.

- Ну, вот мы и подошли с вами к лесу. Посмотрите, сколько снега вокруг. Где лежит снег? Лес как будто притаился. Давайте мы назовём с вами зимний лес красивыми словами. Я начну, а вы продолжайте: лес очень красивый. Ещё какой? (заснеженный, таинственный, волшебный, сказочный, удивительный).

V. Отгадывание загадок.

- Очень красивый зимний лес, но вот кто - же в нём обитает, и кто звал нас на помощь? Никого не видно. А мы сейчас сами догадаемся, отгадав загадки:

1) Он большой и косолапый,

Говорят, сосёт он лапу.

Громко может он реветь,

Что это за зверь? (Медведь).

2) Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

3) День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит – бродит он молчком,

Уши серые торчком. (Волк)

4) На сучке висит грибок.

Кто его повесить мог?

Я раздвину ельник мелкий,

Затаюсь – увижу … (белку).

5) У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

- Ребята, а вы хотите сами превратиться в лесных зверей?

Вот вокруг нас зимний лес,

Полный тайн и чудес.

С вами мы уже не дети –

Все мы волки и медведи.

- Посмотрите, а вот и пенёчки на лесной полянке. Подходите ближе и сами выбирайте, в кого бы вы хотели превратиться.

(Дети надевают нагрудные маски и садятся на пенёчки).

VI. Упражнение «Кто где живёт?»

- Где же вы, зверята, прятались? Я сейчас сама попробую догадаться, но если в чём-то ошибусь, вы меня поправьте.

Медведь залез в дупло.

Заяц спрятался в норе.

Белка забралась в логово.

Лиса спит в берлоге.

Волк притаился под кустом.

- Давайте ещё раз повторим, кто где живёт, глядя на мои картинки:

Где спит медведь? – Медведь спит в берлоге.

Какое маленькое слово ты употребил в своём ответе?

Откуда выглядывает лиса? – Лиса выглядывает из норы.

Где прячется заяц? – Заяц прячется под кустом.

Куда забрался волк? – Волк забрался в логово.

Куда прискакала белка? – Белка прискакала к дуплу.

После каждого ответа уточняется значение предлога.

VII. Упражнение «Зверята и ребята»

- Звери, так же как и люди, живут в своих домиках семьями, у них есть мамы, папы и детёныши. Давайте встанем вокруг нашей полянки и вместе назовём членов звериных семей. Те зверята, о ком пойдёт речь, выходят в круг и показывают его походкой и движениями.

1) По полянке скачет серенький зайчишка.

Весь дрожит от страха, видно он трусишка.

А за ним его ребята – длинноухие … (зайчата).

- Скажите мне зайцы, как называется ваша семья. Она чья? – заячья.

Как назвать папу? – заяц, маму? – зайчиха, а детёныша? – зайчонок.

Сколько детёнышей у зайчихи? (Показывается числовая карточка – 4) .- У зайчихи четыре зайчонка. - А если бы их было на одного больше? – У зайчихи пять зайчат.

2) Как зимой холодной волк по лесу рыщет,

Злой он и голодный здесь добычу ищет.

А за ним его ребята – острозубые … (волчата).

После каждого куплета называются члены семей и количество детёнышей в соответствии с числовой карточкой.

3) От дупла к макушке ловко скачет белка

И грызёт орешки на еловых ветках.

А за ней её ребята – в шубках рыженьких … (бельчата).

4) Вот идёт по лесу рыжая плутовка

И следы своим хвостом заметает ловко.

А за ней её ребята – длиннохвостые … (лисята).

5) Вот бредёт по лесу мишка косолапый,

После зимней спячки отморозил лапу.

А за ним его ребята – вперевалку … (медвежата).

VIII. Игра «Собери картинку».

- Собрались все звери снова лесной полянке (дети садятся на пенёчки) и стали вспоминать, как они весело встречали Новый год, а во время Новогоднего карнавала все поменялись своими мордами и хвостами. Новогодние праздники давно закончились, но животные никак не могут разобраться, где чьи уши и хвосты. Давайте-ка, ребята – зверята, всё вернём на свои места. Держите все по элементу какого-либо животного, подходите к столам, постарайтесь из элементов сложить портреты животных. (Дети объединяются в три группы и собирают картинки).

IX. Подвижная игра «Ушки, лапки и хвосты».

- Вот все морды и хвосты на месте, есть повод повеселиться. И мы с вами немного поиграем под весёлую музыку.

Лисьи ушки, лисий нос,

Лисьи лапки, лисий хвост.

(Дети «показывают» ушки, лапки, … в соответствии с текстом, один – в центре круга, остальные – по кругу. Аналогично изображаются заячьи, волчьи, медвежьи и т.д. лапки и хвосты).

X. Игра «Что перепутал художник?»

- Что-то я никак не пойму: все звери в лесу веселятся, играют и никто не мёрзнет. Кто же тогда звал нас на помощь? Может, эта картинка нам подскажет?

(Дети подходят к мольберту, на котором висит картинка – путаница «Кто спрятался в зимнем лесу?»).

- Ребята, постарайтесь отыскать животных, которые спрятались в зимнем лесу.

(Дети находят волка, зайца, белку, лису, бабочку и ласточку).

- Как вы думаете, кто же просил нас о помощи? – ласточка и бабочка.

Почему? (высказывания детей).

XI. Игра «Домики».

- Чем же мы можем им помочь? Посмотрите, на мольберете изображены домики, может, в них поселим теплолюбивых существ. А вот кто где будет жить, придётся определить вам самим. Догадайтесь по схемам, где чей домик. Почему?

(Над домиками схематичное изображение насекомого и птицы. Дети определяют и селят в соответствующие домики плоскостные фигурки ласточки и бабочки).

XII. Итог занятия.

- Вот, ребята, мы и помогли тем, кто нуждался в нашей помощи. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко:

Мы теперь - не белочки,

И уже – не зайчики,

Все мы снова – девочки

И, конечно, - мальчики.

Дети снимают маски.

- Вот мы снова оказались в детском саду. Но бабочка с ласточкой в благодарность за помощь подарили вам вот таких бабочек. Но они словно замёрзшие, неживые. А как их можно оживить? Сейчас вы вернётесь в свою группу, где обязательно найдёте волшебные фломастеры, карандаши, краски. Украсьте свою бабочку, как вам нравится. А потом поселите их у себя в группе, пусть они напоминают вам о сегодняшнем путешествии и о долгожданном лете среди холодной зимы.

Похожее по теме занятия логопеда в детском саду.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД