Конспект занятия «Календарь»

Конкурс конспектов

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «КАЛЕНДАРЬ»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городской центр детского (юношеского) технического творчества»

Подготовила: Суханова Е. В., педагог дополнительного образования, Омск 2011 


 

Возраст детей: старший дошкольный, 6 лет.

Цель: закрепление знаний о временах года, месяцах.


Задачи:

  • закрепить знания о временах года и месяцах;
  • закреплять навыки чтения;
  • включить обучающихся в процесс «создания календаря»;
  • развивать речь, творческую активность детей;
  • развивать навыки учебной деятельности.

 

Тип занятия: закрепление знаний, умений и навыков.

Вид занятия: занятие-эврика.

Методы: активные методы обучения, эвристическая беседа.

 

Оборудование:

  • 12 бумажных птиц с 4 крыльями (по 3 желтого, белого, зеленого и оранжевого цвета),
  • календарь,
  • цветные карточки с названием времен года и месяцев,
  • сюжетные картинки о временах года,
  • Раздаточный материал:
  • листы бумаги по количеству детей,
  • карточки с названиями месяцев на каждого ребенка,
  • клей-карандаш,
  • медали-оценки в виде смайлика.

  

Межпредметные связи: окружающий мир, литература.


 

Инициация

Время: 2 – 3 минуты

Метод «Волшебный клубочек» (возможен иной вариант данного этапа – Приложение 2)

Цель: создание атмосферы дружелюбия, позитивного эмоционального фона занятия, установка на взаимодействие.

 

Проведение:

Педагог вместе с детьми становится в круг. Он держит «волшебный клубочек», который ведёт ребят по стране знаний и говорит:

- Сегодня мы отправляемся с вами в новое путешествие, в котором нас будет сопровождать наш верный клубочек. Он укажет нам путь, поможет в трудную минуту. Для начала давайте покажем клубочку наше желание двигаться дальше, узнавать новое, наше настроение.

 

Педагог говорит о своём настроении и передаёт клубочек обучающемуся, который делает то же самое и передаёт следующему. Клубочек передаётся так, чтобы между педагогом и детьми образовалась «паутина». Когда клубочек возвращается к педагогу, он говорит:

- Посмотрите, ребята, как тесно мы связаны друг с другом. Мы – единое целое! Давайте и работать сегодня на занятии будем вместе, сообща, поддерживая и помогая друг другу.

 

Вхождение или погружение в тему

5 – 6 минут

Техника знающего незнания

Цели: развитие умения детей выделять области знаемого и незнаемого в изучаемом материале; подведение к осознанию, чем конкретно им полезно и для чего нужно то, что они уже знают.

Проведение:

На доске расположены 12 бумажных птиц (зима - белые, весна - голубые, лето - зеленые, осень - оранжевые или красные. У каждой прицы по 4 крыла (недели), вырезаны на крыльях по 7 перышков - дни, с одной стороны покрашенных в черный свет - день и ночь). Дети рассматривают во время занятия птиц, могут двигаться с ними под музыку, прикрепляя их самостоятельно.

 

- Я расскажу вам сказку В. И. Даля «Старик Годовик». (Чтение сказки.)

- Что это за птицы вылетели из рукава Старика Годовика? (месяцы)

- Весна, лето, осень, зима – это?.. Земле становится то холодно, то жарко. Точнее было бы сказать, что на Земле происходит смена времен года. (Времена года).

- Какие это четыре крыла у каждой птицы? (недели)

- Какие семь перьев в каждом крыле? (дни)

- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, другая – черная? (день и ночь)

 

Формирование ожиданий воспитанников

2 – 3 минуты

Метод «Сегодня мы …»

Цель: планирование эффектов занятия, обеспечение настроя воспитанников на достижение целей.

Проведение

- Сегодня на занятии мы поговорим с вами о временах года и месяцах и каждый создаст свой календарь, чтобы потом вписать в него праздники и дни рождения членов семьи.

Педагог:

- Ребята, мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно, сообща. Если всё получится, вы унесете домой готовые календари.

- Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!


Эмоциональная разрядка

2 – 3 минуты

Метод «Разминка» (возможен иной вариант данного этапа – Приложение 2)

Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением учебной задачи.

Проведение:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают –

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

(имитация движений) (пока дети выполняют разминку, педагог убирает с доски птиц)

 

Проработка содержания темы

10 – 13 минут

Метод «Создаем календарь»

Цели: повторение названий времен года и месяцев; развитие речи, творческой активности детей; закрепление навыков чтения; развитие навыков учебной деятельности.

Проведение:

- Сколько всего времен года?

- Назовите времена года по порядку.

- Кто сможет обозначить времена года карточками? (дети по желанию подходят к педагогу, читают названия времен года, написанные на карточках, прикрепляют их к доске)

 - Времена года следуют друг за другом по кругу и образуют год (в центр доски помещается слово «год»).

Педагог читает стихи, дети определяют, о каком времени года они:

 

На полянке, у тропинки

Пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит,

А под елкой снег лежит. (весна)

 

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться,

С рыбками плескаться. (лето)

 

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит. (осень)

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (зима)

 

- Сколько месяцев в каждом времени года?

- Кто может вспомнить названия месяцев?

- Давайте расположим месяцы по порядку. В группе есть предмет, который может нам помочь сделать это. Кто догадается, что это? (календарь) (Дети читают названия месяцев, располагают карточки с названиями месяцев по порядку, под временами года, сначала на доске, затем на листках бумаги, индивидуально, объясняют свои действия).

 

Когда «календарь создан», педагог задаёт вопросы:

- Кто помнит, когда у него день рождения?

- Как вы думаете, зачем людям знать времена года и названия месяцев? (предположения детей)

 

Рефлексия

4 - 5 минут

Метод «Смайлики-медали»

Цель: осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, самооценка себя, своего поведения на занятии.

Проведение:

Вопросы:

- Что нового узнали на занятии?

- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

 

Педагог привлекает внимание детей к медалям-оценкам, которые лежат на столах.

- Это не простые смайлики, это медали-оценки. С одной стороны они белого цвета, с другой – оранжевого. Если вам понравилось занятие, покажите мне оранжевую сторону медали, если занятие вам не понравилось, покажите белую строну медали.

А теперь этими же медалями каждый из вас оценит, как он работал на занятии. Прикрепите к доске медаль оранжевой стороной, если считаете, что вы занимались хорошо. Белый цвет означает, что вам не понравилось, как вы занимались. Работали вы на занятии хорошо или плохо?

 

(Педагог не акцентирует внимание на том, как дети себя оценили, но берет себе на заметку, у кого завышенная или заниженная самооценка, а кто боится отвечать на занятиях.)

 

- Как вам кажется, а мне понравилось или не понравилось, как вы занимались?

- Вот видите, как много мы сделали на занятии: вспомнили и читали названия времен года, месяцев, создали календарь, вспоминали, когда у вас дни рождения! Мне понравилась ваша работа на занятии. Спасибо!

Дома вы впишете в свои календари дни рождения мамы, папы, бабушек и дедушек и названия праздников.

 


 Литература:

  • Даль В. И. Старик Годовик./Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: пособие для воспитателей детского сада и родителей./Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Оникс. – 2007. –352 с.
  • Портян Н. Е. Энергизаторы. – Омск: Центр психолого-медико-социального сопровождения. – 2003.
  • Фалькович Т. А., Барыкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: Вако. – 2007. –288 с.
  • Электронный курс «Активные методы обучения» www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo

 


Приложение 2


Энергизатор «Качающийся круг»

Цель: снятие напряжения, настрой на работу, сплочение группы.

Участники, стоя в кругу, начинают раскачиваться. Раскачиваются до тех пор, пока их движения не будут выполняться в одном направлении, в одном ритме.

 

Упражнение «Азбука»

Популярный артист театра и кино Ярмольник пытается изображать предметы, животных и птиц. А мы попробуем изобразить … буквы алфавита.

 

Упражнение «Ласковое имя»

Это упражнение также выполняется в круге. Участник бросает мяч другому участнику, называя при этом свое ласковое имя. После того, как все участники назовут свое ласковое имя, мяч возвращается назад, при этом каждый участник вспоминает ласковое имя того, кто бросал ему мяч, и произносит его.

 

Упражнение «Поздороваемся».

Это упражнение обеспечивает возможность контакта и взаимодействия. Кроме того, дети в этой игре могут почувствовать свое тело.

Инструкция. «Сейчас мы будем играть в игру, в которой все надо будет делать очень быстро. Сначала вы все будете молча ходить по комнате, а по моему сигналу-хлопку нужно будет очень быстро «поздороваться», при этом каждый раз вам надо будет находить нового партнера. Итак: глазами… руками… плечами… ушами… носами… коленями… пятками».

Обсуждение. Понравилась ли тебе игра? Легко ли было действовать так быстро? Как было здороваться проще? С кем контакт было устанавливать легче, а с кем сложнее?

 

Иголка и нитка

Развивает произвольность, коммуникативные и организаторские способности.

Дети выбирают водящего – он будет «иголкой», а остальные дети – «нитка».

«Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» - за ней. Роль иголки исполняет застенчивый, робкий, зажатый, замкнутый ребенок.

 

Упражнение «Земля, вода, воздух, огонь (четыре стихии)»

Все идут по кругу. Ведущий говорит:

«Земля» - опустить руки.

«Вода» - вытянуть вперед.

«Воздух» - поднять вверх.

«Огонь! – вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.