Конспект занятия по математике с использованием приёмов ТРИЗ

29 апреля 2011 в 13:19 - наталья дудакова

Конкурс конспектов

«Горшочек мёда»

Итоговое годовое открытое занятие с использованием приёмов ТРИЗ для детей 6(7)лет
Автор-составитель: педагог дополнительного образования 1 к.к. Центра Развития ребёнка «Сказка» МОУ ДОД «Дом детского творчества ОАО г. Омска» Дудакова Н.В.



Основное в ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) - это методы и приёмы, с помощью которых можно обучать детей мыслить и действовать конструктивно, созидающе и творчески. Я использую приёмы, описанные в программе «Росток» (программа по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста), автор - Страунинг А.М.. Элементы ТРИЗ помогают мне осуществлять эвристическое обучение, развивать в детях активность, создавать ситуации успеха, открытия, активизировать мыслительные процессы.

Предмет: математика

Тип урока: урок- путешествие, направленный на обобщение, закрепление опыта
Цель: Развитие математических представлений ребёнка

Задачи:

  • Обучающие: Соотносить пример с ответом, составлять объект из частей, ориентироваться в пространстве, знать способ вычисления «больше- меньше на…», знать приём присчитывания по 1, уметь играть в игру «Да- нетка», уметь использовать для сравнения знак
  • Развивающие: Уметь высказываться, используя математические понятия, уметь аргументировать свой ответ
  • Воспитательные: уметь работать самостоятельно, с раздаточным листом.
  • Развивать навыки самопроверки.

Оборудование и материалы:

  1. Наглядность: изображение Винни-Пуха, изображение ослика Иа, изображение дерева, изображение 2 разных пчёлок, изображение улья, изображение горшочка, 4 картинки- изображение домика Пятачка в разное время года
  2. мел красного цвета,
  3. Шары с примерами на сложение и вычитание, размещена на доске
  4. Корзина для шаров с цифрами, размещена на доске
  5. раздаточные листы с заданиями - «Числовая цепочка», «Собери горшочек из частей», «Где прячется улей ?» «Продолжи узор на горшочке »

Методы: Практический, словесный, наглядный, Приёмы и методы ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер): приём «сужения поиска», « дробление- объединение», приём «наоборот»

Формы работы - индивидуальная, фронтальная, групповая (работа в парах)

Количество детей - не более 12,

Время – 30 мин.


 

Ход занятия .

1. Организационно- мотивационный этап (5 мин.)

-Здравствуйте, ребята .

Мотивационная речёвка, настраивающая на занятие.

-5-4-3- звонок,

Начинается урок.

Буду я считать учиться,

буду думать - не лениться.

С математикой, друзья, подружусь, конечно, я! (Автор - Дудакова Н.В.)

 

-Сегодня необычное занятие, мы будем помогать одному знакомому вам герою, а вот кому и зачем- вы отгадайте сами. Какая игра поможет нам в этом?( «Да- нетка»)

Индивидуальная работа - игра «Да- нетка»- ТРИЗ, приём сужения поиска

Каждый ребёнок по очереди задаёт вопросы, касающиеся героя

-Правильно, это Винни-пух, а к кому же он идёт в гости?

(к ослику ИА- на доске закрепить героев)

2. Основной этап (17 мин.)

И что же он будет дарить ? (мёд).Чтобы найти мёд, Винни необходимо решить много задач, а мы с вами поможем ему в этом.

Готовы? Нам понадобятся все наши умения.

-Итак, наша сказка начинается так… Однажды, летним днём все узнали, что у Иа день рождения, и Винни тоже решил поздравить своего друга. Что он подарит? (мёд) Правильно!

-Где Винни возьмёт мёд? (у пчёл на дереве).

-Вспомните, на чём Винни добрался к пчёлам?(на шарике)

-Где нам взять шарик? (у Пятачка).

Групповая работа у доски.

1.-Верно, найдём дом Пятачка, где же он , какой из четырёх- домик Пятачка?

(третий, потому что вначале я сказала- однажды летним днём, а на этом рисунке как раз лето- дети называют признаки лета , изображённые на на картинке ).

2.-Винни попросил у Пятачка шарик, а тот ему сказал: «Конечно, я дам тебе шарик, только помоги мне привязать и другие шарики, которые от ветра разлетелись по всему домику»

-Винни- пух не умеет считать, поможем привязать шарики к корзине?(надо соединить пример с ответом, устный счёт +1 ,- 1)

-Как вы думаете, какой шарик дал Винни- пуху Пятачок? (решите арифметическую цепочку, и узнаете номер шарика (развитие внимательности , счётного навыка)

Проверка - какой цвет у шарика? (синий)

(для тех, кто выполнит быстрее других- раскрасьте квадрат с ответом ,соответствующим цвету шарика)

-Взял Винни синий шарик, поблагодарил Пятачка, и отправился за мёдом к дереву (показ дерева)

-Как называют домик пчёл? ( улей), показать улей.

3. «Где прячется улей ?» (коричневый круг) .Улей находится справа от ствола, между 2 и 3 веткой. Вспомните, откуда начинаем счёт этажей.

Один из детей расположит улей на доске.

4.Под деревом слева нарисовать цветы, их будет на один больше, чем ульев.

-Запишите пример, который помог вам узнать, сколько цветов под деревом.

Физминутка- пальчиковая гимнастика «Птичка» (Винни поднялся вверх как птица)

5.-Поднялся Винни к пчёлам, а они спорят, кто же из них старше, и так жужжат, что даже не слышат просьбу Винни- пуха угостить его мёдом. Давайте поможем Винни.

-Жёлтая пчела говорит- я старше, мне 5 дней, а рыжая пчела отвечает нет, я старше, мне 7 дней.

- Кто же прав, ребята, и на сколько дней одна пчёлка старше другой? (ответы детей- коричневая старше на два дня) Жизнь пчёл длится около 30 дней, и наши пчёлки маленькие или уже взрослые? (ещё маленькие)

Индивидуальная работа - один ребёнок у доски ставит знак «больше»(старше)

-Винни сказал- вы обе очень замечательные, и старшая, и младшая, очень весёлые и красивые и пчёлки перестали ссориться, и угостили Пуха мёдом.

- Винни- пух стал спускаться вниз, и неожиданно выронил горшочек, и он раскололся на кусочки. –Это произошло потому , что Винни был… (ответы детей- тяжёлый, неуклюжий)

-Давайте поможем Винни- пуху собрать горшочек , и если все сделаем правильно, то Винни склеит его волшебным составом, и он станет ещё лучше, чем прежде- вот с таким узором (работа с раздаточным листом- раскрась части горшочка коричневым карандашом, но там есть и лишние кусочки) приём триз « дробление- объединение»)


3. Заключительный этап

- Молодцы, ребята, помогли мы Винни- пуху, и горшочек стал как новый,

-Как вы думаете, можно его как- тоукрасить?( Узором , или раскрасить)

-«Продолжи узор на горшочке» (домашнее задание, поможем Винни украсить горшочек с мёдом)

4. Рефлексия

-Как вы думаете, понравится Иа подарок Винни?(Да!)

- А вам понравилось помогать Винни- пуху?(Да!)

- Что было самым трудным? А самым интересным? (Ответы детей)

Спасибо за занятие, ребята, занятие закончилось.

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.