МААМ-картинки

Конспект занятия. Путешествие по планете Земля.

16 июня 2011 в 14:38 - Галина Градова
article734.jpg

«Путешествие по планете Земля»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Обобщать знания детей об особенностях растительного и животного мира разных климатических зон: жарких стран и лесов средней полосы России.

2. Закреплять знания о многообразии природных объектов на планете Земля.

3. Уточнять представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

4. Закреплять элементарные представления о Солнечной системе.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к природе, ее обитателям, бережное к ней отношение.

2. Воспитывать чувство гордости за уникальность планеты Земли.

3. Воспитывать желание помогать другим.

Развивающие задачи:

1. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать двигательные навыки, умение передавать образ через движение.

3. Активизировать речь детей .

Оборудование для занятия:

- глобус;

- видеозапись «Послание звездного путешественника»;

- иллюстрации природных областей: пустынь, джунглей, лесов средней полосы России;

- два набора картинок животных жарких стран: верблюд, слон, жираф, лев, обезьяна;

- два набора картинок обитателей леса: волк, лиса, заяц, барсук, медведь;

- два обруча желтого и зеленого цвета;

- атлас для детей дошкольного возраста;

- браслеты желтого и зеленого цвета для каждого ребенка;

- макет Солнечной системы;

Предварительная работа:

  •  Беседы с детьми: « Лесные обитатели», «Животные жарких стран», «Земля – наш дом во Вселенной», «Как изменились деревья в лесу», «Растения жарких стран ».
  • Чтение познавательного материала: Н. Сладков «Волк», «Лисята», «Волшебные перышки», Е. Чарушин «Белка с бельчатами», «Зайчиха», «Кто как живет», Г. Скребицкий «На лесной полянке», А. Згуриди «Тропою джунглей», П. Клушанцев «Что такое планеты?» (Глава из книги «О чем рассказал телескоп»).
  • Рассматривание иллюстраций разных природных областей, атласа, глобуса.
  • Проведение дидактических игр: «К названному дереву беги», « Какого растения не стало», «Угадай по описанию», « Кто где живет», «Что за зверь, что за птица», « Кто лишний», «Угадай животное», «Космическое путешествие », « Кто быстрее найдет зверей».
  • Проведение сюжетно-ролевых игр: « Будущие космонавты», «Космодром», «Отправляемся в жаркие страны», « Больница для зверей», «Зоопарк», «Путешествие по России».

Длительность занятия: 25 минут.


 

Ход занятия:

Заинтересовывающий момент:

Раздается звон колокольчика.

Воспитатель: Ребята, колокольчик возвещает о начале нашего интересного и необычного занятия. И сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь присаживайтесь на стульчики и будьте внимательны.

Ребята, мы с вами уже очень много знаем о нашей планете Земля. И сегодня я предлагаю вам вспомнить что же удивительного, прекрасного есть на ней.

Раздается шум. На экране появляется звездный путешественник.

 

Воспитатель: Что случилось? Давайте посмотрим!

Видеозапись «Послание звездного путешественника».

 

Вводная часть:

Воспитатель: Ничего я не понимаю, что произошло? Кто это был? Что хотел звездный гость? Мы можем ему помочь? (Ответы детей.) Конечно, вы ведь знаете о нашей планете так много, что можете рассказать о ней звездному гостю! И есть у нас хороший помощник, который вам в этом поможет:

Города, моря найдем,

Горы, части света.

Умещается на нем

Целая планета. ( Глобус.)

 

О каком помощнике загадка? ( Ответы детей.) Молодцы, правильно!

А что такое глобус? Почему он такой разноцветный? (Ответы детей.)

Глобус, глобус, повернись,

Весь ребятам покажись!

 

Воспитатель вращает глобус и показывает детям белый цвет на нем.

Что обозначает белый цвет на глобусе? (Ответы детей.) Белый цвет на глобусе – это холодные страны.

А что говорил звездный гость о своей планете, какие на ней условия? (Ответы детей.)

Тогда как вы думаете, подойдут ему холодные страны? Почему? (Ответы детей.)

 

Глобус, глобус, повернись,

Весь ребятам покажись!

 

Воспитатель вращает глобус и показывает детям голубой цвет на нем.

Ребята, что обозначено голубым цветом? Как думаете, можем ли мы предложить звездному гостю водные просторы для жизни? Почему? (Ответы детей.)

 

Основная часть:

Глобус я кручу, кручу,

Верный путь найти хочу!

Воспитатель вращает глобус и показывает детям желтый цвет на нем.

 

Вот и желтая страница –

Пустынная страна.

Песок по ней кружится,

Несется, как волна.

 

Что это за «желтая страница», ребята? А почему она обозначена желтым цветом? Как считаете, подходит это место на нашей планете звездному гостю? Почему вы так думаете? ( Ответы детей.)

Ребята, да, жаркие страны подойдут для жизни нашему звездному путешественнику. Но тогда мы должны рассказать ему об этой части нашей планеты подробнее. И для этого нам нужно отправиться в путешествие по жарким странам. Согласны? На каком транспорте отправимся в путешествие? (Ответы детей.) Конечно, на самолете! Он быстрее всех доставит нас туда!

Занимаем места на борту самолета!

Дети встают друг за другом и по команде воспитателя начинают движение.

 

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет,

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

 

Дети останавливаются возле иллюстраций пустыни и джунглей.

Воспитатель: Идем на посадку! Где мы оказались? ( Ответы детей.) Молодцы! Как вы узнали, что это пустыня? Да, пустыня – царство жаркого солнца и песка. А есть ли растительность в пустыне? (Ответы детей.)

 

А куда же мы еще попали? Чем джунгли отличаются от пустыни? (Ответы детей.) В джунглях холодно или жарко? Да, это тоже жаркая страна. Почему тогда в пустыне мало растительности, а в джунглях много? ( Предположения детей.)

 

В пустыне засушливо, почти нет воды, и растениям трудно выжить без питания. А в джунглях? В джунглях влажно, текут реки, идут проливные дожди, и растения легко приспосабливаются к таким условиям. Об этом, наверное, будет очень интересно узнать звездному путешественнику. И еще о том, какие в жарких странах живут животные. Давайте вспомним, какие животные здесь живут и какие у них повадки.

 

Воспитатель произносит текст, дети повторяют за ним движения.

Это – лев. Он – царь зверей.

В мире нет его сильней.

Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

 

А вот добрый, умный слон А смешные обезьяны

Посылает всем поклон, Раскачали так лианы,

Он кивает головой Что пружинят вниз и вверх

И знакомится с тобой. И взлетают выше всех!

 

Воспитатель: Так обезьяны раскачали лианы, что мы снова оказались возле нашего помощника. Похоже, мы с вами все места на глобусе посмотрели? (Предположения детей.)

 

Воспитатель указывает на белый, голубой, желтый цвета, а затем на зеленый.

Здесь зеленый дом стоит,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

 

Что обозначено на глобусе зеленым цветом? Как думаете, подходит это место звездному гостю? Почему подходит – не подходит? (Предположения детей.) Чтобы точно определить, вспомним, к каким условиям привык путешественник? А в наших лесах бывает тепло? Значит, можем мы предложить лес для жизни звездному путешественнику? Да, тогда нужно о нем рассказать и тоже отправиться в путешествие по лесу. Согласны? Давайте в лес отправимся на поезде. Занимайте места в вагончиках и поехали.

 

Дети встают друг за другом, и проговаривая слова, двигаются за воспитателем.

Чух, чух, пых-чу,

Пых-чу, вор-чу.

Стоять на месте не хочу!

Ко-ле-са-ми

Стучу, стучу.

Ко-ле-са-ми

Верчу, верчу.

Са-дись скорее,

Про-ка-чу!

Чу! Чу!

 

Дети останавливаются возле иллюстраций леса средней полосы России.

Воспитатель: Узнаете, куда мы с вами приехали? Как вы узнали, что это лес? Всегда лес такой? Когда «лес точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный…»? А когда в лесу вьюга злится, снег кружится? Вот какой лес разный, какой красивый! Но всегда ли возможно жить в этом лесу? Бывает ли здесь такая жара, что все живое погибает? А такие морозы, от которых тоже все гибнет? (Ответы детей.) Да, в этом лесу всегда возможна жизнь, здесь не слишком холодно и не слишком жарко, поэтому и наш звездный гость, наверное, сможет в нем поселиться. Как вы считаете, подходит ему лес? А какие же животные обитают в лесу, какие у них повадки? Давайте вспомним!

 

Воспитатель произносит текст, дети повторяют за ним движения.

Шел по лесу серый волк,

Серый волк – зубами щелк!

Он крадется за кустами,

Грозно щелкает зубами!

Мишка головой мотает, А веселые зайчата –

К себе в гости приглашает. Длинноухие ребята –

Он вразвалочку идет, Прыг да скок, прыг да скок

Танцевать с собой зовет. Через поле за лесок.

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, животных лесных вы знаете! И вы даже не перепутаете лесных жителей с теми, кто живет в жарких странах? ( Ответы детей.) Да и я всех животных знаю! Верблюд живет… в лесу, волк в жарких странах, правильно?

Воспитатель выставляет картинки животных к природным зонам.

 

Все животные такие разные, я уже запуталась, кто и где живет. А вы помните? Тогда давайте поиграем! У вас есть браслеты на руках, у кого они желтого цвета, те будут командой «Песчинки», а у кого браслеты зеленого цвета, те будут командой «Листочки». Разделитесь на две команды и встаньте перед обручами.

Дети делятся на две команды и встают в две колонны перед желтым и зеленым обручем.

 

Команда «Песчинки» должна выбрать среди всех животных только тех, которые живут в жарких странах, а команда «Листочки» должна выбрать лесных обитателей. Каждый из вас по очереди подходит к картинкам, находит среди них нужную и ставит на место.

Дети выполняют задание и садятся на ковер.

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, правильно ли вы животных расселили. Это кто? Где он живет?

Воспитатель указывает на картинки, дети называют животное и место его обитания.

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом,

У него огромный нос,

Будто рос лет тыщу нос.

 

Воспитатель указывает на картинку слона.

Для чего слону нужен хобот?

А жирафу длинная шея? ( Ответы детей)

 

Воспитатель указывает на картинку лисы.

 

У рыжей плутовки

Тридцать три уловки.

Без них – трудно прожить,

Трудно корм добыть.

Зачем лисе такой пушистый хвост?

И почему заяц меняет свою шубку? (Ответы детей.)

 

Как с вами интересно, ребята, сколько вы всего знаете! Посмотрите, как много разных животных обитает в разных уголках нашей планеты. Я думаю, наш звездный путешественник очень удивился бы, узнав обо всем! Мы должны поделиться с ним нашими знаниями, правда? И я захватила карту мира, в которой показано, какие животные есть на нашей планете и где они живут. Давайте ее передадим звездному путешественнику?

 

Воспитатель демонстрирует детям атлас мира для дошкольников.

Но как ее передать? ( Предположения детей.) Да, нужно лететь в космос! Но на чем? ( Ответы детей.) Конечно, на ракете! Тогда приготовьтесь к полету!

 

Воспитатель вносит ракету, дети встают за воспитателем и отправляются в космическую комнату.

Раз, два, три, четыре, пять!

Продолжаем мы играть.

Скорость света набирая,

По Вселенной мы летим.

На далекую планету

Поскорей попасть хотим.

Сели в кресло, дали газ –

И ракета понеслась!

 

 

Воспитатель: Куда мы попали, ребята? (Ответы детей.) В космическом пространстве наши движения стали замедленными, плавными. Почему? (Ответы детей.) Посмотрите, какие красивые планеты, это Солнечная система! Ребята, нам нужно найти планету звездного гостя, что он про нее говорил? Как называется эта за планета? (Ответы детей.) Почему на ней так жарко? И на каких еще планетах жарко? Можно жить на них? А на планетах, которые находятся далеко от солнца, можно жить? Почему? На какой единственной планете есть жизнь? (Ответы детей.) Да, только на нашей удивительной планете Земля есть все условия для жизни: тепло, воздух и вода.

 

А теперь давайте оставим нашу карту звездному путешественнику и вернемся на Землю.

Дети встают друг за другом и возвращаются в зал.

В небе ясном солнце светит,

Космонавты летят в ракете.

А внизу леса, поля –

Расстилается Земля.

 

Заключительная часть:

Раздается шум и на экране появляется звездный путешественник.

Видеозапись «Послание звездного путешественника».

 

Воспитатель: Какие вы молодцы, отзывчивые и добрые ребята, помогли звездному гостю!

Ребята, понравилось вам путешествовать? Где же мы сегодня с вами побывали? Каких животных вспоминали? А есть ли еще на какой-нибудь планете такие условия для жизни, как на Земле? (Ответы детей.) Только наша планета такая удивительная и необыкновенная.

Словно крыша над землей,

Голубые небеса.

А под крышей голубой

Реки, горы и леса,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одной голубой

Общей крышей мы живем.

 

Наше путешествие заканчивается, давайте заведем свои моторчики и отправимся в группу.

Дети встают за воспитателем и уходят в группу.

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД