Папки-передвижки

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством

16 сентября 2011 в 13:18 - Анна Хисматова

Программное содержание:

  • Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, умение видеть красоту народной песни.
  • Закреплять знания детей о дымковском, гжельском, городецком и хохломском народных промыслах.
  • Упражнять в росписи готовых форм по мотивам русского прикладного искусства.

Обурудование: Музыкальные инструменты по количеству детей: трещётки, деревянные ложки, бубны, колокольчики, дымковские свистульки.

Костюмы: русские народные костюмы для танца с ложками, 2 скомороха; 4 конверта с народными орнаментами( с вложенными вопросами). Для практической работы: плоскостные формы, гуашь, кисти, ножницы, цветная бумага,клей,глина.


Ход занятия:

В зал вбегают два ребёнка в костюмах скоморохов.

1 скоморох:

В чистом поле, в широком раздолье

За тёмными лесами, за зелёными лугами...

2 скоморох:

Собрались мы позабавиться, да потешиться!

Поиграть,поплясать , пошутить, посмеяться!

1 скоморох:

Собирайся народ!

Вас много интересного ждёт!

2 скоморох:

Много песен, много шуток

И весёлых прибауток!

 Скоморохи подбегают к дверям, открывают их, пропуская детей.

Дети пританцовывая и играя на музыкальных инструментах, под русскую плясовую мелодию входят в зал, выстраиваются полукругом.

1. Пришла весна, весна-красна!

 Свистят свистульки-утки,

Свистик петух-проказник!

НЕ зря весенний праздник!

Воспитатель:Что у вас за праздник?

1. Русский весенний праздник- Свистунья. А собрались мы здесь на развесёлую ярмарку.

2. На людей посмотреть, да себя показать!

3.У дядюшки Якова

товару всякого

 Тары-бары- растобары

Расторговывай товары!

4. Налетайте! Налетайте!

5. Покупайте! Покупайте!

6. ай, тари,тари, тари,

Куплю Маше янтари

Остануться деньги

Куплю Маше серьги

Остануться грошики

Куплю Маше  ложки!

1.Мы ребята удалые

Мы ребята озорные

Всех на ярмарку зовём,

Мы игрушки продаём!

2, Вот индюк нарядный( прохаживается, изображая индюка)

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

3.За студёную водицей( выходит девочка- водоноска)

Водоноска-молодица

Как лебёдушка плывёт

Вёдра красные несёт...

 

Все дети под русскую народную мелодию идут по кругу, кладут музыкальные инструменты, садятся на стульчики.

Воспитатель:Ребята, на ярмарки всегда съежается много народных умельцев, мастеров со своими товарами.Интересно, откуда ехали мастера-умельцы на наш праздник?

( мастера занимают свои места в "лавках")

Воспитатель вместе с детьми подходит к первой "лавке"

-Как ва думаете, где изготовлены эти чудесные игрушки?

Дети: В селе Дымково на Вятке.

Воспитатель: Давайте послушаем, что нам расскажет мастерица.

Мастерица:

Дым идёт из труб столбом

Точно в дымке всё кругом

Голубые дали

И село большое

"Дымково " назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны.

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны как березки

Кружочки,клеточки,полоски

Простой, казалось бы узор

Но отвести не в силах взор.

 

Воспитатель: Действительно, от этих нарядных игрушек глаз не отвести. Что это у тебя за конверт?

Мастерица: В конверте вопросы о нашем промысле.

Воспитатель: Берет конверт, читает:

  1. Какие элементы дымковской росписи вы знаете?
  2. Что делают мастера, чтобы игрушки свистят?
  3. Почему отвечают на все эти вопросы?

Мастерица: Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы.

1 ребенок: Ди-ди-ли, ди-ли-ли!

                     А вы Дуню видели?

Группа детей. (поют): Пошла Дуня из ворот во зеленый огород.

                                         Сорвала лопушок да под самый корешок.

                                         Сшила Дуня сарафан и наряден и неткан.

                                         Положила в уголок в берестяный коробок.

                                         Где ни взялся таракан. . .проел Дунин сарафан. (Дуня громко плачет)

Четверо мальчиков подходят к Дуне. Утешают её и поют русскую народную песню "Во кузнице" В конце песни Дуня весело пляшет с кузнецами.

Воспитатель: Пойдем дальше, подходит к следующей лавке. Что за чудо! Золотая, огненно-красная деревянная посуда. Как вы думаете, ребята, где родина этого промысла?

Дети: Хохлова, город Семенов.

Мастерица: Вы правильно угадали, я привезла на ярмарку хохловскую посуду. А вот и конверт  с вопросами.

Воспитатель: Читает вопросы:

  1. Почему хохловскую посуду называют золотой?
  2. Как изготавливают хохловскую посуду?
  3. Какие элементы хохловской росписи вы знаете?

Мастерица: Вы правильно ответили на вопросы, за это я дарю вам ложки.

Четверо детей берут ложки и исполняют парный танец с ложками.

Воспитатель: А вот ещё "Лавка". Чего тут только нет! Посуда, прялки, доски... Узоры на диво яркие, разноцветное...Где же сделали все эти вещи?

Дети: В городце.

Мастерица: Правильно, я приехала из Городца. Смогут ли ребята ответить на мои вопросы?

Воспитатель: Сейчас узнаем

  1. Какие элементы городецкой росписи вы знаете?
  2. Можно ли розан сделать разноцветным?
  3. Рисуя узор, что мастера наносят в последнюю очередь?

Воспитатель: мы ответили на твои вопросы. Не знаешь ли ты какую - нибудь игру, чтобы позабавить нашу детвору?

Мастерица: Вот посуда хохломская и городецкая. Пусть один из ребят переносит на тот стол хохломскую посуду, а другой - городецку. Победит тот, кто это сделает быстро и правильно.

Воспитатель: Ещё одна лавка осталась - посуду здесь ферфоровая. Красотки необыкновенной. Где делают такую посуду?

Дети: В Гжели

Мастерица: Наша Гжель

                       Не за тридевять земель

                        На холме стоит  деревня.

                       А вокруг неё леса

                       Синеглазая посуда

                        Ярко светится оттуда

                        Как родине небеса

Воспитатель: Нам очень нравится твоя посуду. У тебя наверное тоже есть вопросы для наших ребят?

Мастерица: подает конверт

Воспитатель: Читает

  1. Расскажите, как делают гжельскую посуду.
  2. Что общего межлу гжельской и городецкой росписями?

Мастерица: Я очень рада, что вы справились с заданием. Теперь я приглашаю вас в художественную мастерскую...

Воспитатель: Посмотрите, ребята, чего здесь только нет!!! Каждый из вас может выбрать себе занятие по душе- кому что нравится и что  лучше получается...

/дети самостоятельно выбирают и выполняют работу/

Воспитатель: Кончил дело - гуляй смело!

А кто из вас, ребята, знает пословицы о труде?

Дети:( вспоминают)

Землю солнце красит, а человека труд

Без труда жить - только небо коптить...

Воспитатель: Ой, вы гости дорогие!

                           У нас игрушки расписные

                           Веселы и ярки,

                           Примите их в подарки!

(Дети дарят гостям свои работы)

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД