Получи документы

План – конспект интегрированного занятия. Краски осени

14 октября 2011 в 10:43 - Мария Иванова

«Краски осени»

План – конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

С. Ф. Штефан, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР – ДС № 97», г. Братск, первая квалификационная категория

Цель: Формирование устойчивого интереса ко всем видам художественно-эстетической деятельности. Закрепление знаний об изменениях в природе с наступлением осени. Воспитание чувства красоты, гармонии, доброты и любви к миру.

Атрибуты: детские музыкальные инструменты (ксилофоны, металлофоны, треугольник, колокольчики, бубенцы, стаканы), мольберт, картина с нарисованными деревьями, разноцветные листочки из бумаги, клей, кисточки для клея, палитры, синяя и белая гуашь, баночки для воды, кисточки (по кол-ву детей), салфетки для кисточек, лист – ладошка Осени, костюмы Художника и Осени.


Ход занятия:

Дети свободно входят в зал и занимают места. Звучит фонограмма «Октябрь» П. И. Чайковского (из цикла «Времена года»)

Музыкальный руководитель: - Здравствуйте, здравствуйте, добрый день!

Дети: - Здравствуйте, здравствуйте, добрый день!

Музыкальный руководитель читает стихотворение И. Михайловой:

Осень тонкой длинной кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

И предлагает вспомнить вместе с детьми, как приятно шуршат опавшие разноцветные листья в парке. Дети берут маракасы и шуршащие мешочки:

Шух, шух-шух, шух (маракасы)

Шур, шур, шур….(шуршащие мешочки)

Дети делятся на две подгруппы и аккомпанируют вальсу (муз. А. Гречанинова).

М. Р.: - Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие – мы отправимся в огромный и очень интересный мир искусства. А какие виды искусства вы знаете? (дети отвечают). Да, и музыка, и поэзия, и живопись, и архитектура – все это разные виды искусства, с которыми мы общаемся каждый день. А сегодня еще ближе познакомиться с искусством нам поможет наш гость – Художник.

Под современную музыку в зал входит Художник.

Художник: - Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть. Вы знаете, друзья, я долго готовился к нашей встрече и заранее нарисовал одну картину – специально для вас (показывает упакованную картину).

Воспитатель: Нам очень хочется посмотреть твою картину, Художник.

Художник: - Ну что ж, давайте посмотрим.

Открывают картину, ахают – на картине не хватает цвета.

Художник: - Кто же это здесь нахулиганил?

Голос: - ха-ха-ха! Что, думали полюбоваться картинкой? Не будет у вас праздника! Ха-ха-ха!

Воспитатель: - Что же теперь нам делать, Художник?

Художник: - Не расстраивайтесь, сейчас возьмем краски, кисти и все восстановим (Открывает коробку, с красками; из красок есть только белая и синяя). А где же все краски?

Голос: - Я – коварная и злая Дисгармония, я ненавижу краски, ненавижу красоту, ненавижу праздники, ненавижу добро, радость, друзей… Все, разболталась я с вами, пока!

Художник: - Подожди, подожди, Дисгармония! Где же ты? Ответь нам!

Прислушиваются. Тишина.

Художник: - Ну не знаю, что теперь делать…без красок у нас действительно ничего не получится…

М.Р. – Подождите опускать руки. Раз Дисгармония ненавидит все доброе и красивое, значит, мы сможем победить ее добром и красотой.

Воспитатель: - Ну конечно, зло всегда слабее добра, тем более, что у нас есть помощники – это добрые сердца, верная дружба, помощь друг другу и, конечно, сама ….(хором) Царица Музыки!

М. Р. – Она, хоть и невидимая, но обладает большой силой – как и любой другой вид искусства. Я думаю, что искать краски нам надо в осеннем лесу, а перенестись туда нам помогут музыкальные звуки. Закройте глаза….Раз, два, три, сказка оживи!

Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского. Дети произвольно двигаются по залу, любуются разложенными осенними листьями, берут их и импровизируют «Упражнение с листьями»

Воспитатель: - Вот мы и на месте. Прежде чем пойдем дальше, нам надо вспомнить правила поведения в лесу.

Дети подсказывают:

1. В лесу нельзя ломать ветки.

2. В лесу нельзя разорять гнезда и разрушать муравейники.

3. Нельзя шуметь, нельзя оставлять мусор.

4. В лесу нельзя рвать цветы.

 

Звучит вальс, появляется Осень.

Осень: - Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада приветствовать вас в моем лесу. (дети отвечают на приветствие). Ребята, мне очень нравится, как вы здороваетесь музыкальными звуками. (Поют с муз. руководителем по принципу «Эхо»). А еще со мной можно поздороваться за руку. Посмотрите, как этот кленовый лист похож на ладошку. Пожмите его осторожно-осторожно (подходит к детям) – вот мы и поздоровались. А что же вас привело в мой лес?

Художник: - Злая Дисгармония испортила мою картину и украла все краски, вот мы и пришли к тебе за помощью.

Осень: - Ну что ж, я думаю, смогу вам помочь. Мой лес очень красочный и разнообразный, многие художники предавали в своих картинах красоту Осени. Полюбуйтесь на эти картины!

Рассматривают картины, иллюстрации или слайды, комментарии Художника:

Художник: - Перед вами «Осенний пейзаж», написанный художником Нестеровым. Он изобразил раннюю осень, где многие деревья еще остаются зелеными, а некоторые уже надели свои яркие наряды – желтые, оранжевые, багряные. Разнообразие красок осени ярко просматривается на заднем плане картины, особенно в тех деревьях, которые отражаются в воде. Совсем по-другому изобразил осень эстонский художник Томас Винт. Его мотив очень прост – облака, опушка леса, дом. Темное небо, сгущающиеся тучи в контрасте с ярко-желтым полем дают ощущение надвигающейся бури. А на этой картине – осень в лесу. Свою картину художник Остроухов назвал «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (дети отвечают).

Художник: - Вы совершенно правы. Художник пользовался очень яркими, сочными насыщенными красками. Осень, вот именно такие краски были в моей картине. Ты можешь нам их подарить?

Осень: - Конечно. Но сначала я хочу загадать вам загадку, но не простую, а музыкальную. Послушайте два музыкальных отрывка и определите, какой из них подходит по характеру к этой картине. Справитесь?

Звучат фонограммы из альбома «Детская музыка» - С. С. Прокофьев «Утро» и «Тарантелла». Прослушивание музыкальных фрагментов и определение их характера и соответствие картине.

Музыкальный руководитель проводит игру «ловушка» - предлагает детям слова, соответствующие или несоответствующие характеру музыки, дети «ловят» их или «отбрасывают» от себя.

Осень: - Вы прекрасно справились с этим заданием, друзья. Мое следующие задание – спеть песню, да так, чтобы я услышала, как листья падают с деревьев.

Дети исполняют песню «Осенний лес» муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой. На проигрыш подыгрывают себе на музыкальных инструментах.

Осень: - Спасибо большое, друзья. Посмотри, художник, какие краски тебе нужны для картины?

Осень отдает художнику разноцветные листья.

Осень: - Рада была помочь. А на прощание попрошу ребят станцевать со мной и моими листочками.

Танец с листочками.

Осень: - спасибо вам за танец, за песню, за музыку. Мне пора прощаться с вами, до новых встреч!

Дети прощаются с Осенью, она уходит.

Художник: - Ребята, а мы с вами можем раскрасить нашу картину осенними красками. Посмотрите, у вас есть большие и маленькие листочки, и на нашей картине есть большие деревья, а есть маленькие.

Как вы думаете, почему эти деревья (на заднем плане) маленькие? (Дети отвечают). Эти деревья находятся дальше, или, как говорят все художники, «на втором плане». Все предметы, которые находятся дальше, кажутся меньше, значит, и листочки на этих деревьях будут казаться меньше. Ребята, у которых маленькие листочки, раскрасьте деревья на втором плане. Теперь дети, у которых большие листочки, раскрасьте листочки на переднем плане. А чтобы наши деревья не «летали» в воздухе, нам нужно раскрасить землю (дети, у которых коричневые листочки, приклеивают их на картину). Давайте полюбуемся…..что же у нас получилось?

Воспитатель: Прекрасная картина!

(Далее воспитатель предлагает детям посчитать, сколько всего деревьев, сколько на переднем плане, сколько на заднем)

Художник: - Ребята, посмотрите внимательно, чего еще не хватает в нашей картине? (дети отвечают: - небо осталось бесцветным).

- Но какой цвет нам выбрать, ведь небо бывает и ярко-голубым, и серым, и синим….А перед грозой оно становится почти черным…..

М. Р: - Музыка нам поможет ответить на этот вопрос. Вот послушайте, какое произведение исполнят наши дети.

Звучит «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, дети аккомпанируют в оркестре.

Художник: - Молодцы, ребята. А как вы думаете, какой оттенок нам подсказывает музыка, светлый или темный? Почему вы так считаете?

(Дети отвечают: музыка легкая, светлая, прозрачная, значит, и цвет неба будет светлым)

Художник: - Но посмотрите, ребята, дисгармония оставила нам только темно-синюю краску….Как нам получить светло-голубую?

(Дети отвечают, что в белую краску надо добавить синюю)

Художник: - Давайте каждый из вас попробует сделать это самостоятельно.

(Дети подбирают цвет и рисуют небо на картине).

Художник: - Наша картина закончена! Ребята, а что за картина у нас получилась – пейзаж, портрет или натюрморт? (дети отвечают). Я оставляю эту картину на память о нашей встрече. А мне пора уходить, до свидания. (художник под музыку уходит)

М. Р. – Ну что же, ребята, пора и нам прощаться….

Голос: – Как это прощаться! А я? А про меня вы забыли?

Воспитатель: - Ребята, мы совсем забыли про злую и коварную Дисгармонию….

Голос: - Я не хочу быть больше злой и коварной, не хочу всем мешать и все портить. Мне очень понравились ваши песни, танцы, ваша дружба и добрые сердца. Простите меня, пожалуйста!

Воспитатель: - Ну что, простим Дисгармонию?

Дети: - Простим!

М.Р: - Ну раз Дисгармония исправилась, мы дадим ей новой имя – Гармония. Это имя означает порядок, красоты и согласие.

Голос: - Вот спасибо! А у меня для вас тоже есть подарок – музыка!

(Звучит музыка – по выбору музыкального руководителя)

М. Р: - Вот и закончилась наша встреча…Мы узнали много нового, вместе с Художником нарисовали картину, вспомнили осенние песни и помогли перевоспитать Дисгармонию. До свидания, дети!

(Дети прощаются и уходят в группу)

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД