Папки-передвижки

Трудовые посиделки в старшей группе. «Пётр и Павел Рябинники»

31 июля 2011 в 15:14 - ПЕДАГОГ
article1018.jpg

Поиск новых форм, содержания духовно-нравственного, трудового воспитания старших дошкольников натолкнул нас на такой вид детской деятельности, когда ребёнок не только знакомится с шедеврами русских мастеров, но и сам имеет возможность творить чудеса своими руками да всё под витиеватую народную речь, да музыку, да пение.


 

Комплексное занятие - развлечение, трудовые посиделки, посвящённые Петру и Павлу Рябинникам

Автор: старший воспитатель Рыженко С.И. МДОУ детский сад № 37 «Журавлик» г.Дрезна, Московской обл.

Старшая логопедическая группа

Программное содержание:

  • Содействовать развитию эстетического восприятия произведений народных мастеров хохломской росписи.
  • Закрепить знания о видах хохломского орнамента (ягодки, капельки, осочки, травинки, завитки).
  • Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции в процессе декоративного украшения предметов быта.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.
  • Раскрывать связь образа художественной вещи с образами родной природы, песенными ритмами родных напевов.
  • Активизировать в речи детей запас народных пословиц, поговорок, загадок, песен, игр, названия предметов быта и применение их в быту.

Материал: Образцы народных орнаментов. Краски, гуашь, кисточки, тычки, ножницы, набор декоративной посуды

Словарная работа: Хохломская роспись, мастер, умелец, пословицы, рябина-оберег, «золотые руки».


 

Сценарий посиделок

Дети входят, здороваются с гостями.

1. Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, мы очень рады, что вы пришли к нам. Но вы, наверное, не догадываетесь, где вы оказались? Дети, куда мы сегодня приглашаем наших гостей? Правильно, в избу мастеров по росписи посуды.

Октябрь - начало посиделок, на которых не только пели и веселились, но и трудились: вышивали узоры на одежде, полотенцах, ткали половики, лепили и расписывали посуду, делали украшения.

2. Беседа.

Воспитатель:  «Без труда - нет плода». Дети, что я прочитала? (пословицу). О чем эти пословица, как вы её понимаете? ( О труде). Русский народ придумал много пословиц и поговорок о трудолюбии. Какие пословицы о труде, вы знаете? (ответы детей).

«От скуки бери дело в руки»,

«Каков мастер, такова и работа»,

«Красна птица опереньем, а человек рукодельем»,

«Хорошая работа два века живёт».

 

3. Воспитатель: Зачем нужно трудиться, может, лучше быть лентяем и ничего не делать? (Проблемная ситуация).

Да, ребята, трудиться нужно всем, иначе будешь ходить голодным. Пословицы говорят об этом.

«Труд человека кормит, а лень портит».

“Сперва потрудись, потом хвались, радуйся и веселись”.

“Труд прославляет, лень с пути сбивает.”

 

4. Воспитатель: Давайте отправимся на выставку народных умельцев, мастеров.

Рассматривание выставки предметов быта: из чего сделаны изделия, где их делают, какие они, роспись, элементы, краски.

Дети рассказывают, кому, что понравилось:

-Мне понравились ложки, на них красивые узоры – красные ягодки, листочки, завитки.

- Мне понравилась тарелка – она с золотой травинкой, ягодкой-капелькой, усиками.

- Мне понравилась ваза – она золотисто-красная, на ней травка и осочка.

5. Воспитатель: Кто такие мастера, кого так называют?

Дети: мастера - это люди, которые умеют делать красивые и полезные вещи, это люди, которые хорошо знают свое дело.

Воспитатель: а для чего делают красивую посуду, различные украшения? Правильно, чтобы они украшали нашу жизнь, дарили нам радость и тепло, помогали создавать уют в наших домах и сердцах.  Как вы понимаете пословицы:

“Руки мастера золотые”.

“У певца в устах - золото, у мастера в руках - золото”.

- Правильно, золотые, умелые, добрые, заботливые, умные руки мастера. А умные руки – это правильно сказали? Прежде чем сделать, мастер долго думает, делает эскизы, подбирает материал, орнаменты. А не пора ли нам немного отдохнуть?

6. Танец «Ложкари»

7. Воспитатель: Дорогие гости, наши дети не только отдыхают красиво, но и работать могут хорошо. Они у нас как настоящие народные умельцы умеют делать красивые и полезные вещи. Правда, они еще только учатся, но кое-что уже могут показать.

- Сегодня мы будем расписывать деревянные лопаточки в подарок малышам младших групп, делать декоративное блюдо для украшения детсада и подарки-браслеты нашим гостям.

Узоры будем делать в виде рябинки - рябина на Руси считается оберегом, вешали ветки рябины над дверью в доме, делали бусы из ягод от сглаза, порчи, для исполнений желаний (поделка бус).

Осенью у рябины – именины. Ягодки – любимый узор хохломской росписи.

«Выросла золотая травка на ложке,

Распустилась красная ягодка на плошке» (Хохлома.)

 

8. Выполнение аппликации.

1 подгруппа – выполняют аппликацию “Узорное блюдо”; они наклеивают заранее вырезанные узоры хохломского орнамента (ягодки, капельки, осочки, травинки, завитки), составляют из него композицию. Воспитатель помогает укрепить орнамент.

2 подгруппа - расписывает болванки лопаточек, предварительно обсудив, кто как будет расписывать (рисование «ягодок» с помощью тычка красной краской, «завиток» - чёрной, «усики» -зелёной.)

3 подгруппа – нанизывает бусинки-рябинки для браслетов.

Работа под музыку.

9. Выставка детского творчества, анализируются работы детей, делятся впечатлениями, настроением, выбирают понравившиеся.

Воспитатель: Мы с вами славно потрудились. Теперь и о вас люди могут сказать, что у вас тоже золотые, умелые, добрые и умные руки, и если вы будете стараться , то тоже станете народными мастерами.

10.Рефлексия:

-Как вы думаете, получились у вас красивые лопаточки, блюдо?

-В чем испытывали затруднения? Каким орнаментом украшали?

-Какие лопаточки подарим малышам? Какие оставим себе?

11.Подарки-браслеты гостям с пожеланиями здоровья и счастья.

Звучит красивая народная музыка, дети любуются своими работами, обмениваются, дарят гостям и близким.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД