Получи документы

Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельности ребенка-дошкольника

6 сентября 2011 в 22:01 - Светлана Белова

Влияние русского песенного фольклора  на развитие игровой деятельности ребенка-дошкольника

"Игра — это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во вселенной. В играх заложена генетика прошлого, Как в народном досуге - песнях, танцах, фольклоре". Януш Корчак

Русский песенный фольклор - это естественная система интегративной арт-терапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

Упражнения в выразительном, четком, эмоционально-ярком произнесении и пропевании народно-поэтических текстов развивает голос, повышает речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песен, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения.

В фольклоре действительно есть врачующее начало. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Традиционные детские песни развивают у детей не только слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русского танца релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевти-рующий заряд огромной силы.


"Капустница"

Конспект музыкального занятия в старшей группе

В качестве примера приведем конспект музыкального занятия, которое проводится с детьми старшей группы.

Историческая справка. Начиная с Воздвижения, в течение двух недель продолжались «капустницы» — девичьи посиделки, во время которых заготавливали капусту на зиму. Говорят: «Третьи осенины - капуста и медведь именинники», «Воздвижение кафтан с плеч сдвигает, тулуп надевает».

Оборудование: фонограмма русской народной песни «Во саду ли, в огороде»; маски дождика, зайца и козлика; салат из капусты.

Действующие лица: ведущая и К Ход занятия

 

Ведущая:

Вот и осень наступила,

К нам с подарками пришла,

Много овощей и фруктов

Ребятишкам принесла.

Сегодня наш праздник посвящен одному овощу. Какому? Отгадайте.

 

Я на грядке уродилась,

В сто одежек нарядилась.

Все одежки без застежки,

Кочерыжка вместо ножки. (Капуста)

 

Дни становятся короче,
Холоднее с каждым днем,

Скоро, дети, мы капусту

Заготавливать начнем.

В стародавние времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие. Испокон веку картошка да квашеная капуста - первое блюдо у русского человека. Ребята, где растет капуста? (Дети отвечают). Пойдемте на огород.

Музыкальная игра «Ваня - простота» (русская народная музыка «Ах, вы, сени»)

Дети идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и поставив руки на пояс. Поворачиваются на 180 градусов и двигаются спиной вперед. Ускоряют движение. Приседают.

 

Ваня, Ваня - простота

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперед

И поехал в огород

Только конь поторопился

Наш Ванюша и свалился.

Бух!

Игра повторяется 2 — 3 раза.

В зал под русскую народную песню «Во саду ли в огороде» входит Капуста.

 

Капуста (пляшет, напевая):

Во саду ли, в огороде

На грядке я стояла,

Белолица, круглолица,

Весело плясала.

Ведущая:

Разве в огороде пусто,

Коль на грядке есть капуста.

Капуста:

Здравствуйте, ребятки!

Вы ко мне пришли на грядку?

Дети: Да!

Ребенок:

Ох, капустка бела!

Ох, капустка вкусна!

Расскажи нам, капустка,

Как ты росла.

Капуста:

По весне пришла хозяюшка,

Посадила капустоньку,

Посадила беленькую,

Стала дождик просить

Капустоньку полить.

Песня «Дождик-озорник» (муз. 3. Роот)

Капуста:

Дождик поливает, Капуста подрастает.

 

Русская народная игра «Дождик»

Дети встают вокруг водящего «дождика» и поют, показывая движения под русскую народную мелодию «Жили у бабуси».

Дам тебе гущи, Хлеба краюшку

Щей черепушку, Дам тебе ложку -Кушай понемножку.

Кто под дождик попадет,

Дождик, дождик, пуще!

Поднимают руки и встряхивают кистями рук. Ставят руки на пояс, отводят правую руку в сторону и ставят ее на пояс. Отводят левую руку в сторону и ставят ее на пояс. Соединяют руки «чашечкой». Поднимают одну руку вверх, сжав пальцы в кулак. Слегка наклоняются вперед, протягивая руки, развернув ладони вверх.

Поднимают руки вверх и плавно опускают их вниз быстро шевеля пальцами.

Тот у нас плясать пойдет!

Ставят руки на пояс и поочередно выставляют ноги на пятку.

Дети убегают от «дождика».

Пойманные ребята произвольно танцуют, остальные дети хлопают.

Капуста: После дождя солнце красное выглянуло, осветило, обогрело огород. Солнце землю пригревает, А хозяйка наставляет. Ребенок: Капуста виласта, Не будь голенаста, Не будь голенаста, Будь пузаста.

Русская народная приговорка.

Капуста:

Капуста завивается, Солнцу улыбается.

 

Русская народная игра «Капустонька»

Сею-вею капустоньку, Дети встают в круг, берутся

Завивайся, белый кочашок.

Как мне, капустоньке, не виться, за руки и под песню за ведущим

Серой-белой не ломиться. начинают движение по кругу

Вечерняя капустонька, топающим шагом. Ведущий с

Вечерняя белая. каждым кругом все более сужает

Дождик льет-поливает, круг («улитка»).

Серую-белую ломает, Хоровод набирает. Сею-вею капустоньку, Развивайся, белый кочешок.

При повторении игры дети поворачиваются за последним ребенком, который становится ведущим, ведет хоровод в обратную сторону (развивает капусту).

1 Роот 3. Песенки и праздники для малышей / 3. Рост. - М., 2008. - (Внимание: дети! / Праздники в детском саду).

Капуста:

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи.

Ведущая:

Пришло время капусту охранять,

Зайчиков и козочек на огород не пускать.

Огораживает Капусту заборчиком из нескольких звеньев.

Дети:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Горожу и сторожу,

Чтоб сюда не прибежали

И капусту не украли

Волк и куница,

Бобер и лисица,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый.

 

Хороводная игра «Гости в огороде»

(мотив песни «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова)

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, вместе с ними в хороводе находятся «зайчик» и козлик». В центре стоит Капуста. Дети идут по кругу.

Есть у нас огород

Там капуста растет.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Серый зайка прискакал

И капусту увидал,

Хочет он ее сорвать

И с капустой убежать. Проигрыш.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются, поднимают руки. Разводят их в стороны. В круг выходит «зайчик» и прыгает вокруг Капусты. Капуста пугается, прижимает ладони к щекам и качает головой.

Дети хлопают в ладоши, «зайчик», испугавшись, убегает и встает в круг.

Повторяются движения первого куплета.

В круг выходит «козлик» и двигается поскоками вокруг Капусты.

Быстрый козлик прибежал

И капусту увидал,

Хочет он ее сорвать

И с капустой убежать.

Проигрыш. Дети громко топают, «козлик» возвращается в хоровод.

Ведущая:

Вот капуста и поспела,

Принимаемся за дело:

Будем квасить и солить,

Чтоб зимой с припасом жить.

 

Пальчиковая игра «Капуста» (по Н. Пищевой)

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили, Перетерли,Посолили

И набили плотно в кадку. Все теперь у нас в порядке.

(Ритмично ударяют ребрами ладоней по бедрам. Совершают хватательные движения обеими руками по бедрам. Указательный и средний пальцы трут о большой. Шлепают ладонями по бедрам. Встряхивают руками.)

Капуста:

Хлеб да капуста

Лихого не допустят.

Капуста угощает детей салатом из капусты.

 

Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе в инсценировании русских народных песен, тем самым способствуя развитию целостной и здоровой личности.

В ходе проведения нетрадиционных форм занятий, праздников значительную роль играет терапия с помощью русского костюма и его цветовых сочетаний, характера узора. У детей повышается художественная компетенция, но помимо этого неоспоримым фактором психотерапевтической направленности становится надевание самого костюма и пребывание в нем.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД