Лучший педагог года

Экологический проект для детского сада

5 июля 2011 в 12:08 - Ольга Маркова
article901.jpg

Голубая капелька

Экологический проект

МАРКОВА О.В. - воспитатель 2 квалификационной категории Староисаковского МДОУ «Ёлочка» Бугульминского района РТ


Стоит деревня наша на горке некрутой:

Родник с водой студеной от нас подать рукой

Мне все кругом отрадно,

Мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом

Я всё в краю моём.

Вид проекта: познавательно- исследовательский. 

Цель проекта: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей. 

Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска в согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности педагогов и родителей.

Задачи:

  • Привлекать внимание дошкольников к родникам - хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины.
  • Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей святой воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.
  • Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.
  • Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т.д.).
  • Создание семейных альбомов: « Наша семья на роднике», «Родники нашей Республики (Родины)», «Милый сердцу уголок».

Участники пректа: дети, педагоги и сотрудники ДОУ, родители. 

Ресурсное обеспечеие: родник, растительный мир родника: а)дикорастущие растения; б)культурные растения; в)лекарственные травы; г)цветы; д)вода на роднике, в реке; е)песок, глина, камни, видеофильмы, слайды, керамические изделия ( тарелки, кувшины, вазы),глиняные игрушки (дымковская ,хохломская, и другие). 

Материал: баночки, 3-х литровая банка, пластиковые бутылки, соль поваренная и морская, вода морская, блюдца карта-схема маршрута, экологическая газета, рюкзак, 3-4 сосуда разной формы, термос, фотографии, угощение для чая, различные сорта чая, предметы посуды Китая, Японии, Узбекистана, спичечные коробки, пластилин, термос (принесенные детьми из дома). 

Актуальность проекта: проект посвящён актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.

«Возрождение источников - это возрождение истории.

Народ наш богат духовно, трудолюбив, твёрд характером. Это народ, нашедший свою историю, не утративший своего духовного стержня».

М.Ш.Шаймиев.

Форма работы: занятия, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, экологические экспертизы, походы, эксперементы, экологическо- исследовательские тренинги ,турниры; игры- путешествия, викторины, работа на маршруте, праздники и развлечения, сбор лекарственных трав, создание альбомов и гербария.


Пояснительная записка

к экологическому проекту «Голубая капелька»

Теремок - не теремок,

Он не низок, не высок.

Чист, уютен и опрятен,

Внешне очень аккуратен.

Его «Ёлочкой» зовут

И детей здесь берегут!

Одним из приоритетных направлений государственной политики Татарстана является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Формировать его призвано экологическое образование.

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и неприменно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.

Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в деревне Старое Исаково Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. Старожилы рассказывают о происхождении нашей деревни так: основана в первой половине 18 века, на реке Купчиме, у дороги Бугульма- Оренбург, в 20 километрах от Бугульмы. В то время она имела название Лисьи Горы.

Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами; большие раздольные луга и поля. Ещё наш край - это край родников. Родники- это очарование родной земли. Татарстан с полным правом можно назвать родниковым краем. Только учтенных родников у нас около четырех тысяч,а сколько ещё ждут чтобы их « заметили».

Наша природа красива в любое время года. Многие поэты воспевают в своих стихах наш край. Мы с детьми тоже воспели свой родник, свою деревню сочинив гимн: «ЮНЫХ ЭКОЛОГОВ».

1.На Волге великой Исаково есть,

К нему мы привязаны с детства душой;

Все краше становится день ото дня,

Сердцем Поволжья его мы зовем.

Припев: Любимое Исаково! Родное моё!

Мы связаны нитью незримой одной.

2. Историю села мы узнаём,

И учим стихи и песни поём.

Живём мы на этой прекрасной Земле,

Где счастья хватает и мне и тебе.

В нашем Староисаковском МДОУ «Ёлочка» Бугульминского района Республики Татарстан при активной помощи родителей, сотрудников СДК , библиотеки, Староисаковской СОШ, исполкома Староисаковского сельского совета во главе с председателем СМС А.И. Елисеевой, детей и сотрудников ДОУ создан проект «ГОЛУБАЯ КАПЕЛЬКА», представляющий собой целенаправленную деятельность воспитателя по обучению детей средне-старшего возраста, формированию ценностного отношения к родному краю, природе родного края. Воспитывая у детей любовь к родной деревни, необходимо подвести к пониманию, что наша деревня ( родник)- частица России.

Деревенским родникам испокон веков давали красивое имя. Конечно, каждое название родника имело свою тайну, свою историю. До возрожде-ния наш родник был безымянным. Предлагались разные варианты, но остановились на одном, решили назвать родник «Иван да Марья». Это имя не взялось из ниоткуда, с названием родника связана легенда, которая гласит: в конце ХIХ века обустроил этот родник житель по имени Иван, а ходили на этот родник за чистой водой—Марьи, почти в каждом доме села была женщина с таким именем. А ещё захотели сельчане увековечить имя Марии в память Воробьёвой Марии, которая погибла в годы Великой Отечественной войны. Молодая девушка из бывшей деревушки нашего селения.

Глоток родниковой воды подносили тем, кто уходил на войну—чтобы назад к родному порогу вернулись.

У родника два каптажа—«Иван да Марья», воды которых сливаются в один ручей и несут, несут свою живительную силу нам—людям.

Деревенские родники. Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода — есть жизнь. Живет родник, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, взятая в тиски железных труб, лишена свободы, а значит и своей живительной силы. Пусть раскинуться снова по всем российским поселениям светлые родники, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая жизнь деревни.

В настоящее время проектная деятельность—одна из эффективных форм воспитательно—образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно-- исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, эксперементируют, проводят разные опыты. Этот проект:

Во—первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Во- вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Самый важный результат обучения на проектной основе-- формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Развивайте, играйте , творите!

Пусть для вас будет правилом:

«Сегодня не получилось- обязательно получится завтра,

Надо только захотеть!»


Содержание работы над проектом по этапам

№ п/п

Содержание  деятельности

Сроки  выполнения

1-й этап - подготовительный

1

Составление  плана  работы по  реализации  проекта «Голубая  капелька»

Июнь-июль

2

Создание творческой группы в  помощи реализации проекта: родители, сотрудники детского  сада, сотрудники СДК, библиотеки

август

3

Создание  экологической  тропы; обследование природных условий  вокруг  родника «Иван  да  Марья»; организация материальной базы

сентябрь

4

Экскурсия  на  родник « Иван да Марья»-

беседа, наблюдения

сентябрь

5

«Водное  ожерелье Татарстана»-

познавательная  беседа

сентябрь

6

 Игровое занятие

«Чистая вода нужна всем и всегда»

сентябрь

7

Игровое занятие

«Волшебница вода»

октябрь

8

Познавательный час

«Вода, вода – кругом вода»

октябрь

  9

«Поможем  капельке»-

экологическо - исследовательский тренинг

октябрь

10

« Ходит  капелька  по  кругу» -  игра- путешествие

октябрь

11

«Дух  родника»- работа  на  маршруте.

 

 

2-й  этап – исследовательно- эксперементальный

1

«Родники родной деревни»-

экологический  турнир

ноябрь

2

Наблюдения за водой (снегом) –

занятие с проведением опытов

ноябрь

3

«Вода- источник  жизни»-

опытно-эксперементальная  работа

ноябрь

4

«Святые  родники»-игра-путешествие

ноябрь

5

Воспитание бережного отношения к воде –

наблюдение, эксперементирование

декабрь

6

«Вода  бывает  холодной, горячей, разноцветной»-исследовательский эксперемент

декабрь

7

«Волшебница- водица» - познавательные  игры, составление  рассказов  о  воде

декабрь

8

«Родники  любви» - познавательная беседа

декабрь

9

«Берегите воду»-

сказочное интегрированное занятие

декабрь

10

«Праздники  у родника» - познавательный  час

январь

11

«Кто  в реке  живёт?»-

экскурсия ( река  на  роднике)

январь

12

«Беседа  о  водных  растениях»-

экологическая  экспертиза

январь

13

«Родники- глаза  родной земли»-

познавательное мероприятие

февраль

14

«Знакомство с глиной, песком»-

заседание  клуба «Почемучек» (берег  реки)

февраль

15

« Такой разный песок»- заседание  клуба «Почемучек»-эксперемент  «Откуда берётся песок»

февраль

16

«Что  человек делает из глины»-эксперемент

февраль

17

«Знакомство  с  камнем»-эксперемент  во  время  экскурсии (форма,размер,цвет, где  используется)

март

19

«Встречи  на  экологической  тропе» -познавателтный час

март

20

«Наш  общий  дом» - викторина

март

21

«Созерцание чуда» - экскурсия

март

22

«Наша  семья на  роднике» - создание альбома (родители, дети)

апрель

23

«Милый  сердцу  уголок» - создание  альбома

(родители, дети, воспитатели)

апрель

24

Знакомство с  растениями  на  роднике:

а) дикорастущие;

б) культурные;

в) лекарственные.

Сравнение  растений  и их  различие, сбор лекарственных  трав- изготовление  гербария, сбор  лекарственных  трав  для  сдачи  в  аптеку, для  приготовления  лекарств (совместно с медиками)

май

3-й  этап – заключительный

1

Открытое  интегрированное  занятие:

«Водица- всему царица»

 

июнь

2

Конкурс  рисунков:

« Маленький  уголок  моей  Родины»

июнь

3

Экологический  поход совместно  с  родителями: «Мы - робинзоны»

июнь

4

Выпуск  журнала: “Родник-частица  нашей  Родины». Участники-дети; материал: папка  с  файлами, картинки или  фотографии с  изображением  родника

июль

5

Родительское  собрание по  итогам  работы  по  проекту: «Голубая  капелька» - «Я,ТЫ, ОН, ОНА-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  СЕМЬЯ».

июль

6

«Мы друг другу все нужны» -

 экологические эксперименты

июль

7

Создание папки – обобщения опытов работы с детьми на роднике

август

8

Размещение материалов проекта в методических журналах и специальной литературе

 

9

«Традиции чаепития  у  разных народов» -развлекательно-познавательное мероприятие

август

10

Праздник «Волшебница вода»

август

 

Ожидаемые результаты

  • Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию.
  • Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
  • Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, родникам-хранилищу богатства природы.
  • Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей.
  • Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту, желание поделится с коллективом своими знаниями и умениями.
  • Расширение взаимодействия с СДК, библиотекой, установление преемственной связи со школой.
  • Развитие у детей навыков эксперементирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.

Уровни сформированности ъкологических знаний детей старшего дошкольного возраста

Оценка результатов деятельности: высокий уровень: 13-15 баллов;

средний уровень: 8-12 баллов;

уровень ниже среднего: 5-7 баллов.

Фамилия,имя ребенка.

Знания о животных,птицах и  насекомых.

Знания о  растительном  мире.

Знания о  неживой природе.

Знания  о  временах  года.

Отношение  к  миру  природы.

Денис  Б.

(всего  15

баллов).

 

Артем З.

(всего 14 баллов).

 

Реналь  К.

(всего 11 баллов).

 

 

Ильмира С.

(всего  14 баллов).

 

Саша  И.

(всего 12 баллов).

Высокий

3 балла.

 

 

Высокий

3 балла.

 

 

Средний

2 балла.

 

 

 

Высокий

3 балла.

 

 

Средний

2 балла.

 

 

Высокий

3 балла.

 

 

Высокий

3 балла.

 

 

Средний

2 балла.

 

 

 

Высокий

3 балла.

 

 

Средний

 2 балла.

Высокий

3 балла.

 

 

Средний

2 балла.

 

 

Средний

2 балла.

 

 

 

Средний

2 балла.

 

 

Средний

2 балла.

Высокий

3 балла.

 

 

Высокий

3 балла.

 

 

Средний

2 балла.

 

 

 

Высокий

3 балла.

 

 

Высокий

3 балла.

 

Высокий

3 балла.

 

 

Высокий

3 балла.

 

 

Высокий

3 балла.

 

 

 

Высокий

3 балла.

 

 

Высокий

3 балла.

Финансовые затраты проекта 

№ п/п

Наименование

Количество

Стоимость

(общая), руб.

1

Альбом

5 шт.

50

2

Краски

5 шт.

150

3

Вата

1 уп.

20

4

Бинт

2 уп.

30

5

Стаканчики

10 шт.

150

6

Совочки

5 шт.

100

 

7

Лупы

5 шт.

200

8

Подносы

6 шт.

210

9

Соломинки для  коктейля

10 шт.

10

10

Губки (поролон)

10 шт.

50

11

Клеёнка

2 м

132

12

Кассета

1шт.

20

13

Лейка

5 шт.

300

14

Водный  сачок

1 шт.

70

15

Ведерки  с  крышками

6 шт.

300

16

Формочки  для  песка

6 шт.

200

17

Термометр

3 шт.

240

18

 

 Тазики

2 шт.

120

19

Ковш

1 шт.

15

20

 Зубочистки

1 уп.

10

 

ИТОГО

 

2 337

Список использованной литературы

1. Газеев Н.Х. Родники Земли Татарстана. Казань, «Замай», 2008г.

2. Документы по роднику «Иван да Марья» Староисаковского сельского поселения.

3. Журналы «Дошкольное воспитание» №7,2003г; №7 2004г; №7 2005г; №7 2006г; №10 2009г; №3 2010г; №7 2010г.

4. Журналы « Управление Дошкольным Образовательным учреждением» №1 2009г; №5 2009г; №2 «009г.

5. Журнал «Мегариф»№7 2010г.

6. Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»№8 2003г; №2 2005г; №1 2006г; №6 2006г.

7. Карташова Л.Б. Места заповедные. Казань, «Идел-Пресс»,2007г.

8. Приложение к журналу «Управление Дошкольным Образовательным учреждением» «Социальное развитие детей в ДОУ».

9. Сальников В.Г. Бугульминское земство. Дела. Тревоги и мечты.

10. Тарабарина Е.И, Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. «Академия развития» 1997г.

Дополнительно: экология в детском саду.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД