Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

18 мая 2011 в 17:45 - Нина Худякова

Экологическое занятие по теме: Тайна леса.

Цель:

уточнение представлений о лесе, о взаимосвязи лесных обитателей.

 

Задачи:

  • расширять знания детей о лесе;
  • знакомить детей с экологическими знаками;
  • закреплять знание правил поведения в лесу;
  • воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

 

Предварительная работа:

Прогулки по территории сада; экскурсии в парк для знакомства с породами деревьев, кустарниками и травянистыми растениями; викторина «На лесной поляне»; чтение художественной литературы о природе; рассматривание через лупу насекомых; наблюдения за птицами; часть детей учат стихи, подготовленные педагогом; другая часть детей готовят инсценировку сказки «Хорошо, когда умеешь удивляться»; изготовление масок для инсценировки.

 

Оборудование:

В помещении группы создается игровая модель лесной поляны. В центре комнаты – зеленое покрытие («трава»), где стоят «пеньки», «растут цветы», «ягоды», «грибы», «протекает ручей». По краям стоят макеты лесных деревьев и кустарников с плоскостными изображениями птиц, животных, гнезд. Аудиозапись с шумом леса, голосами птиц.


Ход занятия:

Педагог читает загадку:

Летом охлаждает, зимой согревает. (лес)

- Вы хотите побывать в лесу? Вот сегодня мы и совершим воображаемую прогулку по лесу.

(Педагог вместе с детьми проходит к воображаемому лесу).

 

Педагог:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – МЫ СВОИ!

 

- Дети, послушайте шум листвы, щебет птиц. Они как будто говорят: «Здравствуйте, дети, мы вам верим, что вы наши друзья, мы вам очень рады». (Звучит шум леса, голоса птиц.)


Педагог:
Лес – это многоэтажное здание, на каждом этаже есть жильцы. На земле живут насекомые, растут различные травы, ягодники, грибы. Прямо на земле , в траве вьют гнёзда некоторые птицы, например, соловьи. Строят жилища ящерицы, ежи, роют норы лисы. Под землёй, если осторожно разворошить землю, то можно увидеть корни трав, а ещё глубже уходят корни кустарников и деревьев. Чтобы трава не завяла, корни надо снова прикрыть землёй. Под землёй находятся жилища мышей, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви, они рыхлят почву. На опушке леса много кустарников. В них селится много птиц, например, дроздов. Наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их – совы и другие хищные птицы. Летом на всех этажах много жильцов.

 

Игра «Летает – не летает»

Педагог: Когда проходишь в глубину леса, в чащу – становится прохладно. Почему? (ответы детей)

Педагог: Солнце с трудом проникает сквозь густые и частые ветви деревьев. В чаще леса меньше света, чем на опушке и поэтому там растут совсем другие растения: лишайники, мхи. Но мы сейчас находимся на опушке леса, здесь светло, много растений. А угадайте, какие деревья и кустарника растут здесь?

 

Загадки:

Никто не ругает, а вся дрожит. (осина)

Стоит Алёна платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (берёза)

Я на розу так похож, разве, что не так хорош. Но зато мои плоды всем пригодны для еды. (шиповник)

Тёмной он покрыт корой, лист красивый вырезной, а на кончиках ветвей много, много желудей. (дуб)

 

Педагог: А сейчас мы вышли на поляну. Полюбуйтесь, как здесь красиво! Что вам здесь нравится, чем хочется любоваться? (ответы детей: цветами, бабочками и т.д.)

 

Педагог: Посмотрите, какие знакомые растения вы видите на поляне? Почему у цветущих трав кружатся насекомые, но у одних их много, например, у иван-чая, а у других их совсем нет, у пижмы, например? (ответы детей)

Педагог: Цветущие растения, которые издают приятный, нежный запах называются ещё ароматными. Они и привлекают к себе насекомых.

 

Игра «Цветы»

Ребёнок:

Я иду сорвать цветок,

из цветов сплести венок.

Дети:

Не хотим, чтоб нас сорвали

и венки из нас сплетали,

мы хотим вот здесь остаться.

Будут нами любоваться.

( Дети-цветы разбегаются, водящий их ловит).

 

Педагог: Лес – это наш зелёный друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. В лесу у нас всегда хорошее настроение и поэтому надо беречь лес и всех, кто живёт в нём.

Дети, а вы обратили внимание, что здесь повсюду развешаны какие-то знаки? Что они обозначают? ( Приложение №1)

Педагог обобщает ответы детей. Заранее подготовленные дети к каждому знаку читают стихи. (Приложение №2)

 

Педагог: Мы сегодня побывали в чаще леса, на опушке и на лесной поляне. Много интересного увидели и узнали. А главное, вы никому не причинили вреда. Вы – настоящие друзья природы.

А сейчас присядем все на полянке и посмотрим, какая интересная история произошла с кузнечиком.

Сказка «Хорошо, когда умеешь удивляться» (Приложение №3)


 

Приложение 2

Стихи.

Не разоряйте птичьего гнезда.

дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.


Не вырезайте надписи на деревьях.

Стоят деревья-великаны...
Их не жалеют хулиганы.
И режут острыми ножами
Слова на дереве - "на память!"
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут - добро и красоту несут...


Не разжигайте костер в лесу.

Без взрослых в лесу развлекаться опасно -
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Пожары лесные - большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы...
Без взрослых костер разжигать не годится!


Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.

Вы в поход пришли, ребята...
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться и напиться...
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки...
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья.
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!

 

Не разоряйте муравейники

 

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

 

Не шумите в лесу

 

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

 

Не рвите полевые цветы

 

Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

 

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты…Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!



 

Приложение 3

Экологическая сказка: «Хорошо, когда умеешь удивляться».

Цель: развитие интереса к окружающему миру.

Действующие лица: Сказочница, пчела, кузнечик, жук, божья коровка.

 

(На поляне лежит Кузнечик и грызет травинку).

Сказочница: Жил-был Кузнечик. Ничему на свете не удивлялся Кузнечик. Ни тому, что из маленького жёлудя вырастает огромный дуб, что вода превращается в лед, а ледяная сосулька в ручеек, ни тому, что на шляпке у мухомора белые горошины. Целый день он лежал где-нибудь на припеке и грыз травинку. Иногда пролетала мимо Пчела и говорила ему:

Пчела: Кузнечик, знаешь ли ты, какой удивительный цветок вырос у нас на лугу? И называется – подумать только – «львиный зев».

 

Кузнечик: Что я, львиного зева не видел, что ли? Нашла уж, чем удивить!

Сказочница: Иногда проползал мимо Жук и приглашал его:

Жук: Пойдем вместе к ручью и послушаем, как звенит над водою стрекоза.

 

Кузнечик: Что я не слышал стрекозиного звона? Нет, мой друг, этим меня не удивишь. К тому же я занят. Я думаю.

Сказочница: А однажды случилось вот что. Ранним сверкающим утром Кузнечик открыл глаза и увидел перед собой на листочке…

 

Кузнечик: Мухоморчик! Я хочу тебя потрогать. Какой ты маленький! Как ты здесь появился?

Сказочница: Но тут произошло чудо. «Мухоморчик» зашевелился, выпустил крылышки и полетел. Кузнечик от удивления подпрыгнул. Он и не подозревал, что умеет прыгать.

 

Кузнечик: Ой-ёй-ёй-ёй! До чего замечательный мухоморчик! Эй! Мухоморчик, остановись на минуточку! Очень тебя прошу! Удивительно – никогда ещё я ничему не удивлялся, а сейчас, ну просто до удивления удивлён тем, что вы летаете. Никогда я не видел летающих мухоморчиков! Это какое-то летающее чудо!

 

Божья коровка: И вовсе я не мухоморчик, я просто-напросто Божья коровка. Что же касается тебя, Кузнечик, то я полагаю, что ты ещё очень многого не знаешь! Что ж удивляйся побольше и ты узнаешь много удивительных вещей!

Сказочница: Божья коровка улетела, а Кузнечик вдруг подпрыгнул, да так высоко, что увидел и поле, и львиный зев, и ручей, и многое-многое другое.

 

Кузнечик: Ой, до чего же красиво! Ой, до чего же интересно!

Сказочница: Так и до сегодняшнего дня Кузнечик всё прыгает. Почему? Да просто он удивляется всему на свете и узнаёт много-много интересного.

 

 

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.