Занятие «Перелётные птицы». Звуки С ,Ш.

18 июля 2011 в 23:28 - Елена Климова

Конспект занятия "Перелетные птицы. Звуки С,Ш" предназначен для детей старшей группы, посещающих логопункт ДОУ с диагнозом ФФН. Данный конспект занятия содержит элементы логоритмики: самомассаж лица, сопряженная артикуляционная гимнастика, движения, сопряженные со стихотворным текстом, пальчиковая гимнастика. В результате взаимодействия координированных движений общей и мелкой моторики с речью у детей формируются фонематические процессы, развивается чувство ритма, улучшается артикуляция звуков речи.


 

Тема: Перелётные птицы. Звуки С ,Ш.

Цель. Развивать фонематические процессы: продолжать формировать речедвигательные дифференцировки звуков (С); (Ш), умение различать правильное и неправильное произношение звуков (С –Ш) в чужой и собственной речи; развивать умение определять наличие (отсутствие) заданного звука (С) в слове, место звука в слове (начало, середина, конец). Активизировать словарь существительных по теме «Перелётные птицы». Закреплять умение делить слова на слоги. Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом, вырабатывать чёткие, координированные движения общей и мелкой моторики во взаимосвязи с речью, чувство ритма.


Демонстрационный материал: Костюм Почтальона Печкина, посылка, карточки с изображением перелётных птиц, письмо Незнайки.

Раздаточный материал: карточки - схемы слова (на каждого ребёнка), фишки синего цвета (на каждого ребёнка).

Аудиозапись: Звуки природы.


Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети заходят в группу. Приходит Почтальон Печкин и приносит посылку.

П.П: Здравствуйте, ребята. Это я, Почтальон Печкин. Принёс вам посылку. Только я вам её не отдам, потому что сегодня в журнале про здоровье я прочитал, что очень полезно делать себе массаж лица. А как его делать не написали. Поэтому у меня плохое настроение и лицо недовольное.

Л: Вы, Печкин, не расстраивайтесь. Мы с ребятами Вам поможем и покажем, как делать массаж лица.

 

2. Самомассаж лица.

Если тает снег и лёд, (поглаживать лоб от середины к верхней части ушей)

Ручеёк журчит, поёт (поглаживать щёки от середины подбородка к мочкам ушей)

Птицы прилетают с юга (постукивать кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей)

И давно затихла вьюга (постукивать кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей)

Мишке стало не до сна (массаж крыльев носа)

Значит к нам пришла весна (постукивать пальцами по крыльям носа)

Вдох носом – на выдохе –А-.

Печкин благодарит детей, отдаёт им посылку, уходит.

 

3. Дифференциация звуков (С –Ш).

Логопед и дети открывают посылку от Незнайки. Читают письмо и исправляют «неправильные» звуки в словах.

Л: Ребята, слушайте внимательно. Незнайка всегда допускает ошибкию Если услышите , что слово звучит неправильно, исправьте ошибку.

"Здравствуйте, ребята.

Как ваСи дела? У меня хороСо. НаШтупает веШна. Шкоро перелётные птицы прилетят. поШылаю вам их фотографии . До Швидания. Незнайка."

 

Л: Ребята, назовите звуки, которые путал Незнайка. (С, Ш),

Логопед и дети дают сравнительную характеристику звуков (С), (Ш) и их артикуляции.

Звук (С) – согласный, глухой. Губы в улыбке, язычок упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная.

Звук (Ш) – согласный, глухой. Губы вытянуты вперёд, язычок за верхними зубами. Воздушная струя тёплая.

 

4. Артикуляционное упражнение, сопряжённое с движениями рук:

С – ладони расходятся в разные стороны;

Ш – ладони приближаются в форме бублика.

 

5. «Перелётные птицы» - активизация словаря по теме.

Логопед и дети достают из посылки картинки – фотографии перелётных птиц, называют их, прикрепляя к доске. ( грач, аист, скворец, ласточка, кукушка, соловей).

 

6. Упражнение «Прошагай слова по слогам».

Дети вместе с логопедом определяют количество слогов в словах, «прошагав» каждое слово по слогам.

Грач – 1, а – ист - 2, скво – рец -2, лас – то – чка 3, ку – ку – шка 3, со – ло – вей 3.

 

7. Динамическая пауза.

Логопед спрашивает: В какие места возвращаются птицы с юга?

Ответы детей:( в город, на поля, на луга, в лес).

 

Логопед предлагает всем отправиться в лес. Дети идут в колонне, повторяют за логопедом движения, сопряжённые со стихотворным текстом.


Вверх ладошки – хлоп, хлоп,

По коленкам – шлёп, шлёп,

По плечам себя похлопай,

По бокам себя пошлёпай,

Раз хлопок – перед собой,

Два хлопок – за спиной,

Раз, два, три (хлопки)

Вот мы в лес пришли.

 

Дети встают в круг, логопед предлагает послушать звуки леса. Звучит аудиозапись-Звуки природы «Утренние птицы». Логопед и дети обговаривают: чьи голоса они услышали в лесу?


Лесная зарядка.

Мы сегодня в лес пришли (ходьба на месте)

Как красиво – посмотри. (поворот вокруг себя).

Встретили косого зайку (ладони приставить к голове)

Убежал от нас зазнайка. (бег на месте).

Белку встретили – малышку, (приседание)

Белка грызла в лапках шишку (изобразить ладонями шишку).

Дятел тукал:тук – тук – тук (три хлопка)

Раздавался громкий звук (наклоны головы в стороны).

Слышны птичьи голоса: (описать руками круг)

А – А – А, А – А – А.

Значит, в лес пришла весна. (три хлопка).

 

Дети возвращаются в детский сад, садятся за столы.

 

9. Пальчиковая гимнастика «Птичка».

Птичка петала, (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила, (сделать замок)

Птичка пёрышки помыла. (вращение замком)

Птичка клювом повела (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела, (соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела. (скрещенные ладони делают взмахи).

 

10. Работа со схемой.

Логопед предлагает детям отобрать картинки с изображением птиц, в названиях которых есть звук (С) и определить его место в слове (начало, середина, конец).


11. Подведение итогов. 

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.