Лучший педагог года

Занятие по ИЗО «Весёлая ярмарка» в старшей группе

19 июня 2011 в 16:45 - Ирина Канакова
article773.jpg

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с филимоновскими сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями. Учить замечать, какими художественными средствами в сюжетной лепке передаётся связь между фигурками.

Продолжать учить рисовать узоры в сочетании с разнообразными мелкими элементами: точки, палочки, штрихи, овалы, треугольники. Использовать разнообразные приёмы рисования – роспись гусиным пером.

Учить выразительно читать наизусть стихи, передавая интонацией свои чувства и впечатления; осмысливать значение пословиц, составлять небольшие описательные рассказы об игрушках. Развивать логическое мышление и творческое воображение детей. Воспитывать эмоциональное восприятие произведений народных мастеров; поделок, созданных руками других детей; учить передавать свои впечатления;

обогащать словарь детей : свистульки, брусочек, олешек, утушки, ярмарка, филимоновские, разноцветные, расписные, глиняные, пёстрые, убаюкивающие, доброе сердце, добры молодцы, красны девицы, народная игрушка;

активизировать использование в речи специальной терминологии: роспись, штрихи и т. д.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, учить слушать воспитателя, других детей и не перебивать их. Продолжать формирование навыков коллективной работы ( умение договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь)

 

Предварительная работа:

  • Экскурсия в музей на выставку народного декоративно - прикладного искусства.
  • Рассматривание альбома с образцами росписи «Филимоновские свистульки».
  • Чтение художественной литературы о народных умельцах.
  • Заучивание стихотворений, пословиц, частушек, загадок, хороводов.
  • Рассматривание образцов глины: белая, красная, чёрная и т. д.
  • Индивидуальная работа с детьми по составлению описательных рассказов о народной игрушке по схеме.
  • Использование дидактических игр «Продолжи узор», «Разноцветные орнаменты», «Филимоновские цветы».
  • Лепка игрушек из глины.

 

Материал:

Гусиные перья, гуашевые краски, клеёнчатые салфетки, дощечки, готовые глиняные поделки: курица – свистулька, олешек, барашек, сельская красавица, петушок. Книга художника Нехотиновой «Ярмарка». Образцы филимоновской росписи. Расписные игрушки – свистульки. Шкатулка с разрезными картинками – росписями. Кукла Петрушка. Рушник, плетёные корзинки, расписные платки – для оформления. Русские народные костюмы.

Фонограмма песни «Ярмарка» .


 

 

Ход занятия:

Дети в русских народных костюмах под музыку входят в зал, оформленный под «Ярмарку». Рассматривают иллюстрации тульской деревни Филимоново, работы, выполненные филимоновскими мастерами – расписные игрушки – свистульки.

Воспитатель: С давних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России – матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки – свистульки. Игрушки делают из глины, а глину добывают в оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная: белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и чёрная. Лепят из неё барышень и солдатиков, птиц и коней, козликов и прочих зверюшек. Это очень большая и трудоёмкая работа.

- Расскажите, пожалуйста, пословицы и поговорки о труде, которые вы знаете?

Дети:

1. «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт»

2. «Глаза боятся, а руки делают»

3. «Труд кормит, а лень портит»

4. «Маленькое дело лучше большого безделья»

5. «Терпение и труд всё перетрут»

6. «Красна птица пением, а человек умением»

 

Воспитатель: Все игрушки забавные, высокие, весёлые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются. Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть. Подойдите ближе, возьмите свистульки, рассмотрите со всех сторон. Скажите, где находится свисток?

Дети: В хвосте животных или птиц.

Воспитатель: Правильно, а теперь сами попробуйте посвистеть и послушать, какой получается свист?

Дети: Громкий, весёлый, звонкий.

 

Воспитатель: Ой, честной народ , подходи, не зевай, послушай добрых молодцев и красных девиц, которые приготовили стихи – загадки о том материале, который необходим для создания народных игрушек:

1. В земле скрывается

В руках преображается

Огнём закаляется

В посуду превращается

Глина

 

2. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки

Только кисточку возьмёшь

Где была пустота – там глядишь красота.

Краски

 

Воспитатель: Вот из такой глины, о которой нам рассказал добрый молодец, мы лепили игрушки. Лепили с добрым сердцем и тёплыми руками. А сейчас поиграем в игру «Чудо – мастера». Есть у меня чудесная расписная шкатулочка, а в ней разноцветные конвертики с разрезными картинками. Подумайте, с кем бы вы хотели составлять филимоновский узор. А если вы уже определились, то берите конверты и проходите за столы (подгруппы по 4 человека). Посмотрим, какие узоры получились у наших чудо – мастеров.

Воспитатель обходит все группы, уточняет название узоров.

 

Воспитатель: В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным.

Читает стихотворение Виктора Василенко «Мои игрушки», обходит детей и раздаёт вылепленные заранее игрушки.

 

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной :

Их рога на ель похожи,

Цвет их жёлтый, голубой,

Тёмно – красный и зелёный!

Стройный козлик и олень.

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

На столе моём охотно

Отыскали уголок,

За моей следят работой,

Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие!

Глаз нельзя от них отвесть.

Удивительно живые –

Не попросят лишь поесть.

 

Воспитатель: Используя художественное слово, расскажите, как вы лепили игрушки? И какими они должны стать?

Дети: Выходят из-за столов, исполняют частушки на слова Л. Гулыга под музыкальное сопровождение

1. Привезли мы глину

С дальнего бугра

Ну – ка, за работу.

Чудо – мастера!

 

2. Я слеплю лошадку,

Я её поглажу.

И седельце с бахромой.

 

3. Друг за другом выплывают На спине прилажу.

Утушек – свистулек стаи,

А за ними в свой черёд

Кукол пёстрый хоровод.

 

4. Распишу я утушку

Разными цветами.

Свищет моя утушка

 

5. Модница – нарядница, Разными ладами.

Вы куда идёте?

С зонтиком и сумочкой

Глиняная тётя!

Дети возвращаются за столы, воспитатель поочерёдно показывает работы детей, обращает внимание на художественные особенности, на выразительность образов, обобщает высказывания детей.

 

Воспитатель: В своих работах вы изобразили разные события: как люди трудятся, веселятся, продают товар на ярмарке, ездят на конях. Плавают на лодках. Изобразили также смешные игрушки: мальчика верхом на свинье, медведя, убаюкивающего младенца.

Мы эти игрушки будем расписывать красками. Украшать их цветными полосками, кругами, ёлочками, пятнышками, треугольниками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. А перед росписью игрушек мы проведём игру «Составь узор». Итак, красны девицы и добры молодцы, кто из вас , из таких чудо – мастеров, сумеет на фланелеграфе из набора геометрических фигур составить филимоновский узор?

Рассматривается несколько вариантов

 

Необычные узоры у вас получились и разные элементы росписи использованы. А ведь каждый элемент имеет своё обозначение. Припомните,

что в филимоновской росписи обозначает круг?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Что обозначает треугольник?

Дети: Землю.

Воспитатель: Что обозначают ёлочки и ростки?

Дети: Это символы растительности и жизни.

Воспитатель: Все эти узоры напоминают о связях человека и природы.

Звучит отрывок из песни «Ярмарка»

 

Воспитатель: Ярмарка, ярмарка, а что такое ярмарка?

Дети.

Воспитатель: Мы украсим ярмарку нашими игрушками, но для начала необходимо их расписать. Что такое, пока мы веселились, у нас пропали кисточки. Чем же мы будем расписывать наши игрушки?

Проводится игра «Пропали кисточки» - ТРИЗ – решение проблемной ситуации.

 

Дети: Палочкой, стекой, гусиным пером …

Воспитатель: Расписывать игрушки будем гусиным пёрышком, а краски возьмём яркие, летние, солнечные: жёлтые, красные, малиновые, зелёные.

Дети самостоятельно расписывают игрушки, в ходе работы проводится физкультминутка.

 

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Затем пальчики сожмём,

Снова рисовать начнём.

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнём –

Снова рисовать начнём.

По окончании работы воспитатель обсуждает с детьми получившиеся композиции. Предлагает оставить на столе до полного высыхания

 

 

Воспитатель: Наша ярмарка получилась яркой, пёстрой, разноцветной, весёлой, приглашаю всех добрых молодцев и красных девиц полюбоваться расписными игрушками, которые получились интересными, смешными, чудесными, забавными, создающими радостное настроение, так как соединили труд и умение всех детей.

В следующий раз можно пригласить на ярмарку друзей, родителей, детей другой группы и рассказать, как создавались наши игрушки – свистульки.

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД