Занятие по математике. Цифра 3

16 октября 2011 в 15:03 - Aлевтина Жихарева

Жихарева Алевтина Николаевна, воспитатель высшей категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад №11 "Капелька" города Протвино Московской области 2007

 

 

 

 

 

 

Занятие по математике в старшей группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Цифра 3.

Цель:

1. Познакомить с образованием и составом числа 3.

2. Закрепить представление о сложении.

З. Закрепить умение сравнивать предметы по свойствам.

4. Закрепить представление о линиях ( прямая, кривая, отрезок, луч).

5. Продолжить работу по составлению простейших рассказов-задач.

 

Материалы к занятию:

-демонстрационный - 3 медведя, 3 стула, 3 кровати, картинка для игры “Третий лишний”, 2 верёвочки, салфетки двух цветов, карточки с цифрами 1,2,3, карточка с цифрой 3 из наждачной бумаги.

-раздаточный - по 3 чашки, карточки: с цифрами 1,2,3, с цифрой 3 из наждачной бумаги, со знаками +, =, модели " мешков" для примеров на сложение, картинки: рыба, малина, бочонок мёда.

 


Конспект занятия

Введение в игровую ситуацию.

 

Дети, сегодня нас с вами приглашают в гости наши старые друзья. Кто? Вы сможете это узнать, отгадав загадку: "Возле леса, на опушке, трое их живут в избушке. Там 3 стула и 3 кружки, З кровати, 3 подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?" (3 медведя).

Давайте подойдём к ним.

- Здравствуйте, 3 медведя.

- Каких предметов было в этой сказке по 3? (3 стула, 3 кружки, 3 кровати, 3 подушки.)

-Что можно сказать о количестве кроватей и медведей? (Их поровну, медведей столько же, сколько кроватей).

 

Мишки проснулись, сели за стол, хотели попить чай – нет чашек.

 

 

 

Знакомство с цифрой 3. Образование числа 3.

 

-Сейчас мы с вами сядем за столы и приготовим медведям чай.

 

Миша, подойди к фланелеграфу, остальные работают за столами. Отсчитайте 3 чашки и обозначьте это количество предметов цифрой.

Каждое число имеет свой значок на письме, т. е. цифру.

-На что похожа цифра 3? (...).

"Тройка третий из значков, состоит из двух крючков".

- Третий из значков, - какие это знаки? (1, 2, 3).

Положите картинку с чашкой посередине стола. Возьмите большую карточку с цифрой З. Закройте глазки. Проведите пальчиком по поверхности цифры. Откройте глазки.

Напишите цифру 3 в воздухе 

- ладонью,

- сложив три пальчика клювиком,

- двумя руками одновременно,

-носом.

Положите цифру 3 сверху на чашки.

 

 

- Сколько стульчиков в доме у мишек?  Какого они цвета? (зелёные и красные ).  Сколько зелёных стульчиков? (2).  Сколько красных стульчиков? (1).  Как мы нашли число 3?  (2+ 1=3)

-Танечка подойдёт к фланелеграфу, остальные работают за столами.

Запишем это выражение: 2+1=3

 

- А если мы к 1 красному стульчику прибавим 2 зелёных стульчика, сумма изменится? (...).

Давайте проверим: 1+2=3

Алиса подойдёт к фланелеграфу, остальные работают за столами.

Запишем это выражение: 1+2=З

 

Из каких двух чисел состоит число 3?

3 – это 2 и 1.

3 –это 1 и 2.

 

 

Закрепление представлений о числе и цифре 3.

 

- Наши мишки попили чай. Чтобы они могли вытереть лапки, им нужны салфетки.

- Даня, какую салфеточку ты предложишь медвежонку? (белые)

- А медведю и медведице положи салфетки другого цвета и одинаковые (. . . ). Садись.

- Какие салфетки на столе у мишек? (розовые и жёлтые).

- Сколько (розовых) салфеток? (1)

- Сколько (жёлтых) салфеток? (2)

- Сколько всего салфеток? (З)

- Как мы получили число 3?

1+2=3

Даша, подойдёт к фланелеграфу, остальные работают за столами.

Запишем, как мы нашли З: 1+2=З

 

Испачкал медвежонок свою салфетку. Надо заменить её на чистую. (Убираю её со стола).

Сколько салфеток на столе? (2)

- Сколько салфеток я добавила? (1)

- Сколько всего салфеток стало? (3).

- Как мы получили число 3: 2+1=З.

 

Карина подойдёт к фланелеграфу, остальные работают за столами.

 

Запишем как мы нашли число 3: 2+1=3.

 

Из каких двух чисел состоит число 3?

3 – это 1 и 2

3 – это 2 и l.

 

Цифры и знаки положили на поднос.

 

 

Наш Мишутка очень любит играть. Сейчас мы с вами подойдём к столу. Миша просит вас взять по З кубика одного цвета и положить их в ряд перед собой. Теперь возьмите столько же таких же кубиков. Как показать, что их "столько же"? ( Сосчитать, положить по 2, построить башенки).

 

(Если двое детей взяли кубики одного цвета, значит, они не смогут выполнить второе задание). Проблема. Надо её решить самостоятельно. Кто-то может отдать свои кубики, себе взять другого цвета; можно попросить недостающие кубики).

 

- Постройте 3 башенки, одинаковые по высоте.

- Сколько кубиков в каждой башенке? (по 2)

- А теперь сделайте так, чтобы все башенки были разной высоты.

( переложить кубик с одной башенки на другую).

 

- Постройте башенки по порядку: от самой низкой башенки к самой высокой: слева - направо.

- Сколько кубиков в самой низкой башенке? (1). Поставьте перед ней цифру.

- Сколько кубиков в башенке чуть повыше? (2). Поставьте цифру.

- Сколько кубиков в самой высокой башенке? (3) Поставьте цифру.

 

- Назовите цифры по порядку, поднимаясь по лесенке и спускаясь вниз.( Дети "шагают пальчи- ками вверх и вниз, называя числа от 1 до 3 и от 3 до 1).

 

 

Физкультминутка.

3 медведя шли домой, (дети шагают на месте, вперевалочку)

Папа был большой - большой (поднять руки над головой, потянуться вверх)

Мама с ним пониже ростом ( руки на уровне груди)

А сынок - малютка просто ( присесть)

Очень маленький он был ( присев, качаться по-медвежьи )

С погремушками ходил ( встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)

 

Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь ( имитировать игру с погремушками )

 

 

Шли медведи домой и вдруг видят - 2 тропинки.  Это какая линия? (кривая)  Это какая линия? (прямая ) Завяжу с одной стороны узелок. Как мы назовём часть прямой линии с одним концом? (луч) Завяжу с другой стороны узелок. Как мы называем часть прямой линии с двумя концами? (отрезок)

 

Дети, а куда идут медведи?

Мама - медведица говорит: " Мы идём в медвежью школу. Мой Мишутка пока ничего не знает. А ему пора учиться. Дети, берите Мишутку с собой.

 

Сели за столы.

 

Возьмите листочки. Что здесь нарисовано? (прямые, отрезки, лучи )

Обведите прямые - синим фломастером, отрезки – зелёным фломастером, лучи - жёлтым фломастером. Проверили друг у друга. Положили листочки посередине стола, фломастеры поставили в баночки.

 

 

Закрепление смысла сложения, понимание взаимосвязи между целым и частью.

 

Чтобы медведям крепко спать зимой, нужно хорошо питаться. Давайте мы угостим медведей.

- В 1-й маленький "мешок " мы положим рыбу и малину, во 2 - мёд. Сложим эти две части.

-Какой нужен знак, если мы складываем? (плюс, знак сложения). Что получим в сумме, когда сложим обе части? (рыба, малина, мёд).  Назовите по картинке 1-ю часть?  Назовите по картинке 2-ю часть?  Назовите целое. Изменится ли целое, если поменять местами части?

Давайте проверим.

-Поменяйте части местами. Что теперь у нас в 1-м "мешке". Во 2-м - "мешке"? Какая получилась сумма? Что вы заметили? Получилось то же самое.Если части меняются местами, сумма - целое не изменяется. Давайте скажем это все вместе.

"Мешки" с картиночками положили на поднос.

 

 

Закрепление представлений о свойствах предметов.

 

У меня для вас есть ещё одна интересная игра - "Четвёртый лишний". Рассмотрите картинки. Как назвать их одним словом? (листья).

Как вы думаете, какая картинка лишняя? Почему?

 

 

Учить составлять простейшие рассказы - задачи ( без анализа и без использования терминологии)

К нашему медвежонку пришли в гости друзья.

 

-Придумайте историю про наших друзей.

 

Давайте запишем равенство: 1+2=3

 

 

Итог:

-Где мы с вами сегодня были?

-Вам понравилось в гостях у медведей?

-Чем мыс вами занимались?

Что было трудно?

С какой новой цифрой вы познакомились?

Мне сейчас медведица шепнула: " За то, что мы угощали их чаем, рыбой, малиной и мёдом, они тоже хотят вас угостить – конфетами”.

 

Уходя из гостей, что мы с вами должны сказать? (поблагодарить и cказать: “До свидания”).

 

 

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.