Лучший педагог года

Занятие «Путешествие в прошлое куклы» в средней группе

16 сентября 2011 в 20:35 - Елена Штыкова

Занятие «Путешествие в прошлое куклы»

в средней группе 

Программное содержание:

-познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом и элементами изготовления.

-вызвать радость при рассматривании народных игрушек и чтении произведений малых фольклорных форм.

-воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров

-воспитывать бережное отношение игрушкам

-активизировать речь детей, побуждать употреблять слова характеризующие качество предметов (дерево- деревянный, солома- соломенная, глина – глиняная, тряпичная.

 Предварительная работа:

1. рассматривание альбома «В мастерской художника»

2. рассматривание книги «Матрёшка»

3. украшение матрёшки к празднику «День Матери»

4. знакомство с глиняной Тверской игрушкой и поделками из глины

5. чтение художественной литературы: «Соломенный бычок», «Новая кукла» Воронковой, «чтение стихов о куклах» Г. Ладонщиков, С. Капутниян, В. Берестов.

Материал: домики, деревянная кукла, глиняная кукла, соломенная кукла, куклы из пластмассы


Конспект  занятия:

Дети заходят в зал (под музыку) и встают полукругом.

Вос-ль:- Наш красивый зал опять, очень рад гостей встречать. (дети здороваются с гостями)

Вос-ль: -А теперь сюрприз ребята!

В сказку приглашаю вас

Не стесняйтесь, проходите

И на стульчик садитесь.

(дети садятся на стульчики)

Вос-ль:

Сказка уж давно пришла

Очень деток ждёт она.

Где ты, сказка, покажись

Нам, ребяткам, отзовись!

(появляется Петрушка, вос- ль исполняет рол Петрушки)

Петр-а:

-Здравствуйте ребятишки

Озорники и шалунишки

Мой красивый колпачок,

Сдвинут лихо на бочок,

Я забавная игрушка.

А зовут меня ….(Петрушка)

Петр-ка:

-А знаете откуда я к вам пришёл?

-Нет?

-Из волшебной страны «Кукляндии» Там так много разных кукол! Есть даже такие, которыми дети играли очень давно. А вы знаете какими куклами играли раньше?

-Нет?

Вос-ль:

-Петрушка, может быть ты нам расскажешь историю куклы?

Птр-ка:

- Я с удовольствием не только расскажу, о и покажу, а Елена Николаевна мне в этом поможет.

Вос-ль: -Для этого мы должны отправиться в путешествие на поезде.

-Поехали!

(Дети на стульчиках воспроизводят звуки «чух-чух-чух» изменяя темп)

Вос-ль:

-Вот мы и приехали «ш-ш-ш»

Петр-ка:

Друзья в страну кукляндию

Я открываю дверь

И папы побывали в ней

И мамы все , поверь

И бабушки и дедушки

Дадут тебе ответ

Что лучше чем кукляндии

Страны на свете нет!

 

Вс-ль:  Петрушка а можно я расскажу о истории куклы?

Петр-ка:  Да , конечно! А посижу послушаю.

Вос-ль:

-Сказка в гости уж пришла

Сказка ждёт вас детвора.

Вос-ль: 1 действие

-У леса на опушке

Стояли три избушки

-кто же здесь живёт?

-тук-тук-тук!

-Никто не отзывается.

Вос-ль: Давным -давно , когда ещё не было ни пластмассы, ни резины, ни красок, дети играли деревянной куклой.

-Вот какой! (вос- ль показывает полено)

-Ой, что это?

(ответы детей)

Вос-ль:

-Это полено! (полено)

-Повяжет девочка платок, наденет юбку, и кукла модница готова отправиться в гости или на ярмарку

(показ действий)

Вос-ль:

-А как ещё можно играть куклой?

Дети:

-кормить, гулять, укладывать, спать.

Вос-ль:

-Давайте расскажем потешку, и кукла уснёт.

Ребёнок рассказывает потешку

-Баю-баю, баю-бай.

Ты собачка не лай.

Белобока не скули

Нашу Таню не буди.

Тёмна ноченька не спится

Наша Танечка боится

Ты собачка, не лай.

Нашу Таню не пугай!

(кукла уснула)

Вос-ль:

-У леса на опушке,

стоит ещё избушка.

Давайте постучимся.

Тук-тук-тук, кто выходи к нам на стук.

(в домике различные игрушки из дерева, вос-ль их выставляет произнося стихи)

-Я медведь хозяин строгий

Зимой я сплю в своей берлоге

Летом по лес гуляю

Свои владенья охраняю.

 

-А я журавль.

Прилетел я к вам весной

С юга жаркого домой

Зиму там пережидал

По отчизне тосковал.

 

-«Ёж»

Деток по лесу ежиха

ищет и вздыхает лихо

разбежались все ежата

и попрятались куда-то.

 

-«заяц»

Скачет зайчик по опушке

Держит ушки на макушке

Если встретит злого волка

Сразу спрячется под ёлку

 

-«Маша и медведь»

Как-то раз в одном лесу

Ясным летним днём

По тропинке шёл медведь

Короб был при нём

В той коробки пироги

и котлеты с кашей

А ещё меж пирогами

Там девчонка Маша!

 

«Девица»

Любят в праздник и рядиться

Наши русские девицы

Ожерелья, бусы, серьги

Ленты в косах о земли.

 

-«Девица с коромыслом»

-Пошла млада за водой

За водою ключевой

За водой ключевой

Коромысел золотой.

 

Вос-ль: из чего сделаны эти игрушки

Дети: из дерева.

Вос-ль: Как их можно назвать?

Дети: деревянные игрушки.

Вос-ль: Правильно, молодцы, повторите!

Вос-ль:

-Не раскрашена игрушка

Хоть скромна но хороша

В этом маленьком бруске

Чудо-мастера душа.

 

Вос-ль:  На «потеху» детям, мастера вырезали из липового полена. Куклы, игрушки- скульптуры. Игрушки сделанные мастерами называли « потешными»,

Люди даже потешку придумали.

-та-ра-рушки

та-ра-рушки

это русские игрушки,

очень славные

да забавные.

 

-Тарарушки же потому что было в старину такое слово «тарарай». Так называли «сказочников» «шутников».

Вос-ль: (стучится в 3ий домик)

-кто-кто в теремочке живёт?

-кто-кто в невысоком живёт?

-Матрёшки:

Это мы красавицы матрёшки

Разноцветные одёжки!

Вос-ль:

А у нас дети про матрёшек стихи знают.

Вероника:

-Погляди скорее,

щёчки – розовеют,

Пёстренький платочек,

Платьице в цветочек .

Пухленькие крошки

Русские матрёшки.

Ваня:

Чуть лишь испугаются

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Вос-ль:

-эта игрушка с сюрпризом!...

Посмотрите-ка ребятки

Чем матрёшечка богата.

У матрёшки невелички,

Есть весёлые сестрички!

-В каждой матрёшке красавицы, спрятана сестричка поменьше

-А какие они яркие да нарядные!

-Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?

Вос-ль:

Много лет назад в России из далёкой страны Японии привезли купцы деревянную фигурку добродушного, лысого старичка. Изображала эта кукла мудреца- «Фурукуму»

Фурукума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок вложенных одна в другую.(показ фото)

Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные деревянные девчонки, которые вкладывались одна в другую.По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски, в сарафаны. Фартучки и платочки. Этих кукол называли Матренами , а ласково Матрёшками.

-Матрёшка любимый всеми российский сувенир. Душа и образ России.

Сувенир-это подарок на память.

Матрёшки:

Мы матрёшки , мы сестрички.

Мы толстушки невелички

Как пойдём плясать и петь,

Вам за нами не успеть!

 

Вос-ль:

-А вот и успели. Выходите дети на танец с платочками.

(физ. минутка танец с платочками)

Четвёртый домик!

Динь- дон, динь –дон!

Кто построил новый дом?

Ставеньки резные

Окна расписные.

Тук-тук- тук

- В этом домике живут весёлые игрушки

Забавные смешные -игрушки расписные.

(поочерёдно выставить игрушки)

1

Наши ручки крендельком

Щёки будто яблоко

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

2

А мы куклы знатные

Ладные да складные

Мы повсюду славимся

мы и вам понравимся.

 

Вос-ль: Дети из чего сделаны эти игрушки?

Дети: из глины

Вос-ль: Значит они какие?

Дети: глиняные

Вос-ль: повторите(индивид. ответы)

Вос-ль: хороши деревянные игрушки, но задумались взрослые

Чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные. забавны фигурки, обожгли их в печке ,раскрасили угольком, а потом вскоре придумали краски и раскрашивали глиняных кукол красками Так появились глиняные куклы. Эти куклы , игрушки сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения.

Вос-ль:

Славится Россия чудо -мастерами

Древо и глину в сказку превращали

Красками и кистью красоту творили

Своему искусству молодых учили

Вос-ль: Куклы эти не очень обычные и называются они –русские народные!

( индивидуальная работа - повторение)

Домик5

Вос-ль:

-На горе мы видим дом

Много зелени кругом.

Вот деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

К дому тихо подойду

И тихонько постучу

«тук-тук- тук»

кто идёт к нам на стук?...

Вос-ль достаёт снопик соломы

-Золотистая солома

Без сомненья всем знакома

Словно сказочные феи

поколдуем мы над нею

(показ действий)

Соберём в пучок

И повяжем поясок

Ленточку шелковую,

Розовую новую.

Вот из всех стараний наших

Получилась кукла Маша.

Вос-ль:- Дети кукла сделанная из соломы, как будет называться?

Дети: Соломенная кукла.

Вос-ль: Солому из которой делали кукол сначала и собирали, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной. Блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали.

-Дети, а с соломенной куклой интересно играть?

- Интересно, но она не прочная и легко ломается.

Домик 6

Во-ль:

-Терем-терем- теремок

Он затейлив и высок

В нём окошки слюдяные

Все наличники резные

А на крышах петушки

Золотые гребешки.

Тук-тук-тук, кто выходит к нам на стук?

Вос-ль:

Прошло много лет и человек придумал другую куклу- тряпичную

-Дети, почему она так называется?

Дети: ответы детей, повторение.

Вос-ль: обобщат

(тряпичная из лоскутков ткани, тряпочек)

Вос-ль: Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать это значит переплетать нитки, в результате получается -ткань. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол.

-Тряпичных кукол берегли. Вырастает девочка, становится мамой и куклы свой дочке передаёт.

Вос-ль: Конечно , как бы ни хороша была тряпичная кукла, всё же с настоящей современной куклой её не сравнить .

-Какая девочка не смотрела заворожёно у прилавка магазина на пластмассовую или резиновую (словно живую) красавицу, на куклу с мигающими глазками, чудесными локонами, одетую в пышный шёлковый или кружевной наряд.

- Полина и Данил расскажут из чего же сделаны современные игрушки.

Игрушки:

1.Из чего у нас игрушки

Куклы, мишки и хлопушки

Из искусственного меха ,

Ткани и резины,

Из пластмассы и металла

Дерева глины.

 

2 .Из таланта и терпенья

Из народного уменья

Ни пекари сапожники

А мастера художники

Игрушки создавали

Лепили рисовали

Яркие, нарядные

Игрушкам очень рады мы.

 

Вос-ль: Дети помните, игрушки очень любят вас, и хотят спросить: « Как нужно обращаться с игрушками?»

Дети: (ответы детей) бережно, нежно, аккуратно…

Вос-ль: Петрушка, вот и закончилась моя сказка о истории куклы

Петрушка:

-Вы скажите мне друзья ,

понравилась вам сказка?

Дети: Да!

Петрушка:

Со сказкой жалко нам прощаться

Но не будем унывать

Сказку будем в гости ждать!

-Страна кукляндия дарит вам матрёшку с сюрпризом (конфеты).

Вос-ль: садитесь в поезд и поехали в группу пить чай.

Дети:

-чух-чух –чух; ту-ту-у-у-у (звукоподражание)

-паровоз, паровоз, новенький блестящий

он вагончики повёз, будто настоящий……..

( под слова песни дети идут в группу)

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД