Живое слово во вселенной звуков

4 апреля 2011 в 00:08 - марина денисова

Живое слово во вселенной звуков

Развитие познавательной и речевой активности через экспериментирование.

 Конкурс конспектов


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • Учить отвечать на вопросы полной развернутой фразой. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге, активизировать их речевые возможности.
  • В процессе исследовательской деятельности уточнить и расширить знания детей о звуках, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой), местоположение в словах (начало, середина, конец).
  • Способствовать развитию связной, грамматически правильной речи, слухового восприятия, речевого слуха, совершенствование у дошкольников фонетических знаний и умений, обучение навыку звукового анализа слов.
  • Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения, двигательные навыки и тонкие движения пальцев рук, координацию речи с движением.
  • Использовать в речи разные виды предложений (простые распространенные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения).
  • Продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания, делиться полученными знаниями с другими людьми в процессе получения новой информации, умение радоваться успеху товарищей.
  • Построение графической буквенной модели. Развивать мелкую моторику, точность движений, фантазию, стремление творчески подходить к решению задачи, мышление, память.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, доброжелательность, аккуратность, старательность в работе.
     

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

исследование, фонема, звук, буква.
 

МЕТОДЫ ФОРМЫ РАБОТЫ:

исследование, информационно-коммуникативный метод,эксперимент, наблюдение, использование пиктограмм, рассуждение, анализ, синтез,

деловая игра.

УЧАСТНИКИ:

дети старшего дошкольного возраста.

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Рассматривание графических изображений букв алфавита.
  • Совместное изготовление родителями и детьми элементов «Эта волшебная буква».
  • Изучение словарей, энциклопедий и художественной детской литературы, содержащих информацию о звуках и буквах.
  • Сделать из пластилина элементы букв.
  • Интегрированные познавательные занятия: «Звуки и буквы», «Откуда взялись слова», «Что такое речь».
  • Беседы: «Слушаем и слышим», «Строение речевого аппарата и работа органов речи».
  • Выполнение домашнего задания: подборка материала по теме «Что такое звук?»
  • Рассматривание альбома по развитию речи "Говорим правильно" В.С.Володина
  • Подарок-медаль «Умницы и умники»
  • Оформление газеты «Дошколёнок»
  • Игры:
    * «Музыкальные стаканчики».
    * Деловая игра «Специальный корреспондент».
    * «Превращение».
    * «Ниткопись»
    *«Тропинки». Составление букв из частей.
    * Сюжетно-ролевая игра «Школа», «Библиотека».
     

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  • бейджики с именами детей,
  • листы бархатной бумаги с шерстяными цветными ниточками, 
  • алфавит или магнитная азбука,
  • загадки, шарады,
  • фломастеры или гелиевые ручки, 
  • блокноты для фиксации информации и карандаши,
  • микрофоны, диктофоны, фотоаппараты, 
  • листы для проверки знаний, 
  • стаканы стеклянные и чайные ложечки по количеству детей,
  • ватман для газеты,
  • карточки с символическим изображением методов исследования: 
    «Связаться со специалистами».                                                                                                                                                                                                                      «Посмотреть по телевизору».
     «Получить информацию у компьютера»                                                                                                                                                                                                  «Понаблюдать»  
     «Спросить у другого человека».                                                                                                                                                                                                                     «Провести эксперимент»
     «Посмотреть в книгах»                                                                                                                                                                                                                                      «Подумать самостоятельно»  
     

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Дети сидят полукругом на ковре.

Воспитатель: Живое звучащее слово, хорошая речь украшает человека и часто помогает ему в жизни. Правильное произношение, хорошая дикция,

красивый голос превращают речь в искусство.

Мои юные друзья! А не хотите ли вы заняться развитием своей речи. Смею вас заверить, это очень важно для каждого человека. (Да, очень хотим).

На этом пути нам предстоит сделать немало удивительных открытий. Готовы ли вы немедленно приступить к ним?

- А что вы взяли с собой? (блокноты, карандаши).

Сегодня мы с вами являемся специальными корреспондентами газеты «Дошколёнок». Мы должны подготовить материал о вселенной звуков.

Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методы исследования. Собирая материал, вы заносите в свои

блокнотики все полученные новые сведения, чтобы потом, посмотрев на свои записи, вы могли написать статью. Мы с вами проводили уже много

исследований.

Итак, мои маленькие специальные корреспонденты, что мы можем сделать и какими способами мы можем узнать что-то новое о звуках?

Дети:

  • Подумать самостоятельно
  • Посмотреть в книгах
  • Спросить у другого человека
  • Понаблюдать
  • Провести эксперимент
  • Связаться со специалистами
  • Получить информацию компьютера.
  • Посмотреть по телевизору.
     

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

 1. Подумать самостоятельно (Что такое вселенная звуков?)

Оглянитесь вокруг и прислушайтесь…

Удивительный мир звуков окружает нас. Проснувшись утром, что мы слышим? (тиканье часов, плеск воды в ванной, шум закипающего чайника в кухне.

Выходя из дома, мы слышим звуки улицы: щебетанье птиц, шум деревьев, шуршание шин по асфальту, стук каблучков, разговоры прохожих.)

Почти все звуки в природе называются шумом – шум прибоя, шум леса, дождя, воды. Людям нравится их слушать, т.к. такие шумы нас успокаивают или

радуют, навевают приятные воспоминания.

Однако в природе существуют и другие малоприятные звуки – шипение, треск, гром нас пугают, гудение, стук, лязг, грохот – раздражают. Слыша такой

шум, у нас портится настроение, болит голова.

Звуки называют шумом, если они звучат беспорядочно, нестройно, являются неритмическими и немелодичными.

Это целая Вселенная звуков. Мы живём в ней, порой, не придавая этому значения, не вслушиваясь в шум улицы и звуки человеческой речи.

- Так что же такое звук? (то, что мы слышим). Дети зарисовывают новые полученные знания в свои блокнотики.
 

- Интересно, как получается звук? Почему комар пищит, муха жужжит, люди умеют говорить, а птицы нет? (ответы детей).

 2. Понаблюдать.

- Давайте попробуем разобраться в том, что такое звуки. Приходилось ли вам бросать в воду камешки? (При падении камешка не поверхности воды

образуются круглые волны. Круги увеличиваются, волны быстро расходятся в разные стороны и незаметно исчезают. Сейчас мы с вами понаблюдаем

это явление, и вы легко сможете представить себе звуковые волны.)

- Звуки – это такие же волны, только воздушные и поэтому невидимые; это колебания воздуха, которые человек воспринимает слухом. Для

улавливания звуковых волн у человека имеются специальные приспособления – уши.

Зарисовывают

 3. Провести эксперимент. Как образуются звуки.

- Давайте проведём эксперимент, опыт и узнаем, как образуются звуки.

Поставить на стол стаканчик и ударить по нему чайной ложечкой. Слышите? Чайная ложечка лишь коснулась стенки стакана, и он сразу отозвался

звонко и коротко. Почему возникает этот звук? (оказывается, когда ложечка ударяется по стеклу, оно вздрагивает и начинает дрожать, колеблется

воздух вокруг стакана). Т.о. появляются воздушные звуковые волны (такие же, как круги на воде). Стоит лишь возникнуть колебаниям, и мы тут же

услышим звук (ударить ещё раз ложечкой по стеклу стакана - дзинь). Дрожание стекла абсолютно незаметно для глаз, неправда ли? И колебание

воздуха вокруг стакана такое же мелкое и частое. Поэтому мы слышим звук «тоненький, высокий и короткий (дзинь, дзинь, дзинь).

От чего зависят звуки.

Продолжим эксперимент. Нальём в стакан воду и снова ударим по ней ложечкой. Прислушайтесь, как изменился звук (он стал не такой звонкий и

короткий). Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос будем продолжать эксперимент. Возьмите чайные ложечки, постучите по разным предметам и послушайте, как они

звучат.

Дети отмечают, что у всех предметов голоса разные, т.к. свойства и характер звука зависит от многих причин. На звук влияет и величина, и

форма, и материал из которого он сделан.

Вывод: характер звука зависит от частоты колебания воздушной волны. Чем чаще колебания, тем звук выше, «тоньше», чем реже колебания, тем звук

ниже.

Чем сильнее звуковая волна, тем громче получается звук, чем слабее волна – тем он тише (пример с гитарой, колоколом).

Как и круги на воде, звуковые волны расходятся в стороны и постепенно затихают, исчезают. На расстоянии мы их почти не слышим.

Игра «Музыкальные стаканчики».

Несколько стеклянных стаканчиков с разным количеством воды в них, один пустой и карандаш. Постучать аккуратно карандашом по стаканчикам.

Обратить внимание на разницу в звучании. Можно сыграть на стаканчиках знакомую мелодию.

 Воспитатель: Речь и язык в истории человечества сформировались постепенно и далеко не сразу. Первобытные люди с помощью своего голоса

научились подавать друг другу определённые звуковые сигналы. Вы, наверное, наблюдали за домашними животными, птицами и вспомните, как они

общаются друг с другом или с нами. Кошка – мяукает, когда зовёт нас или просит что-нибудь вкусненькое; мурлычет, когда ей что-то нравиться;

фыркает или шипит, когда что-то не нравится.

Вывод: животные не умеют произносить членораздельные звуки, поэтому в случае необходимости они подают нам или друг другу определённые

звуковые сигналы. Таким образом, они передают свои чувства, ощущения или желания (радость угрозу, ласку, боль, просьбу или требование и др.)

Зарисовывают.

  4.Посмотреть в книгах и энциклопедиях.

Я предлагаю вам обратиться к книге «Открой в себе гения» Бугаева З.Н.

Первобытные люди по началу мало, чем отличались от животных и не умели произносить членораздельные звуки и выражали свои чувства и

ощущения с помощью звуковых сигналов – криком, урчанием, рычанием, фырканьем и т.п. много тысяч лет понадобилось человеку осознать, что он

отличается от животных. Постепенно люди обнаружили, что они обладают удивительной способностью – повторять звуки, имитировать голоса

животных, птиц или друг друга.

Со временем люди научились отличать звуки по характеру по тону по продолжительности и силе. Они научились произносить их вместе и по

отдельности, членораздельно.

Человек в процессе эволюции, т.е. развития всё больше познавал окружающий мир. Он научился мыслить и искал способы выражения своих мыслей.

Теперь у него всё чаще возникала потребность в общении, чтобы передать свои знания и умения, поделиться открытиями, впечатлениями и

чувствами.

Вывод: благодаря работе своего уникального речевого аппарата люди со временем научились произносить членораздельные звуки. Затем стали

объединять их в разные комбинации, из которых позднее сконструировали слоги и слова.

Зарисовывают

 5. Связаться со специалистами (Телефон).

Сейчас мы с вами позвоним специалисту – Поповой Марине Львовне – учителю начальных классов школы №6.

«Здравствуйте, Марина Львовна. К вам обратились за помощью воспитанники детского сада №8 «Василёк». Мы проводим исследование по

теме «Вселенная звуков». Что бы вы могли нам об этом рассказать?

Специалист:

Я расскажу про звуки речи. В фонетике звуки называют фонемами и слова составляются из фонем. Само слово фонема происходит от греческого

слова фон, значит звук, голос.

В образовании звуков речи участвуют и шумы и тоны. Шумы – это звуки, возникающие в результате беспорядочного колебания воздушных волн. Тоны –

это музыкальные звуки. Они образуются в результате ритмических колебаний воздуха.

Звуки различаются между собой по месту и способу их образования. Человек обладает уникальным речевым аппаратом, благодаря искусной работе

которого ему удаётся произносить разнообразные звуки.

Звуки различают слова по смыслу. Они создают внешнюю «звуковую оболочку» слов и помогают нам отличать слова друг от друга. Почему мы не

путаем слова стул и стол? Потому, что у них разная звуковая оболочка, хотя разница заключается всего лишь в одном звуке.

Воспитатель: Спасибо вам за интересную информацию. Вы нам очень помогли. До свидания».

Воспитатель делает вывод: все, что сказала Марина Львовна, мы видим вот на этой схеме.

Сравним слова роль, моль, боль, соль. Все они имеют разный смысл. Почему изменился смысл этих слов, от чего это зависит? (поменялась буква).

Вывод: звуковые оболочки слов различаются между собой количеством звуков, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Зарисовывают

 6. Получить информацию компьютера.

Звуки речи – маленькая частичка «живого» слова, элементы, из которых оно состоит. Мы строим пирамидки и домики из кубиков. Подобно кубикам,

мы складываем из звуков речи пирамидки – слова.

Вывод: звук – это наименьшая неделимая единица нашей речи. Звуков в речи очень много. Их разнообразие объясняется различием в звучании и

способе образования.

Воспитатель: Речь – это огромная галактика. Она состоит из бесконечного количества звуков речи. Сосчитать количество звуков речи практически

невозможно, поскольку все люди произносят их по-разному. Одни произносят звуки тихо, другие - громко, третьи - быстро, а четвёртые – медленно.

Кто-то говорит тоненьким голосом, а кто-то – низким басом. А кое у кого есть дефекты речи, поэтому звуки искажаются. Даже один и тот же человек в

разных обстоятельствах произносит одинаковые звуки по-разному и у звуков появляется множество оттенков. Как и в любом цвете имеется основной

цветовой тон и его оттенки, в речи из множества звуковых оттенков выделяются фонемы – звуки-смыслоразличители 

ФИЗМИНУТКА:  «Загадки из сундучка».

Загадки в сундучке называются шарады, т.е. игры со словами, основанные на способности звуков различать звуковые оболочки слов.

Загадки, в которых нужно отгадать слово и образовать от него новое слово с помощью исключения или прибавления одной буквы.

В ранце я всегда лежал,

Как-то букву потерял…

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли. (Пенал - пена)
 

                           Пойди-ка в сад и погляди:

                           Она цветёт, благоухает.

                           Лишь Г приставишь впереди

                           Она над нами громыхает. (Роза - гроза).

Загадки, в которых новое слово получается с помощью замены одной буквы на другую:
 

Со звуком (п) оно в дороге

Бережёт животным ноги.

Звук (п) на (Р) сменяется –

И в нём бельё стирается. (Копыто - корыто)

7.  Спросить у другого человека.    

Деловая игра – интервью «Специальный корреспондент».

Дети подходят с микрофонами к гостям:

- Скажите, пожалуйста, какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)

- А вы не подскажите, как произносятся гласные звуки? (только с помощью голоса)

- Скажите, пожалуйста, как образуются согласные звуки? (образуются с помощью голоса и шума)

- А вы не подскажите, какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими, твердыми и ли мягкими)

- Скажите, пожалуйста, как произносятся глухие согласные? (с помощью шума)

- А вы не подскажите, как произносятся звонкие согласные? (с помощью голоса и шума)

Записали нужную информацию.

 Воспитатель:

Послушайте, как звучат звуки (произнести несколько звуков). Какие-то доли секунды и звука нет, он исчезает, растворяется в пространстве и во

времени. Ещё в древности люди стали задумываться над тем как бы «остановить» летящие звуки, как сохранить звучащую речь. На протяжении

долгого времени самые разные народы в разных уголках земли искали способ записать звуки. И придумали для звуков специальные письменные

значки – буквы.

Благодаря этому величайшему изобретению на земле появилась письменность. Много путешествовали буквы по свету, прежде чем попасть в наши

русские буквари. Подробнее мы с вами узнаем об этом на следующем занятии-исследовании «Как появилась письменность».

Вывод: буквы – это значки, с помощью которых обозначают звуки на письме.

А пока давайте познакомимся с русским алфавитом. Им называют много букв расположенных в определённом порядке. Оно произошло от названия

первых букв греческого алфавита – Альфа и Бета (в новогреческом Вита). Азбука – обозначает то же, что и алфавит. Оно происходит от первых букв

старославянского языка – Аз и Буки.

Рассмотреть алфавит. Обратить внимание: в алфавите каждая буква имеет своё место и название. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В алфавите 33

буквы – фигурки, которые обозначают как бы застывший звук. 10 гласных букв обозначают гласные звуки. Есть два знака – мягкий и твёрдый. Они

звуков не обозначают, но без них нам на письме никак не обойтись. 21 согласная буква.

Воспитатель: сейчас мы присядем за рабочие столы, на которых у вас лежат элементы букв.

 Игра «Превращение».

Выполните задание с элементами букв. Попробуйте приёмом присоединения собрать букву.

Задание: Карточки с образцами букв, верёвочки или проволочки.

А теперь попробуйте пофантазировать с ниточками самостоятельно и сделать свою букву. Дети на бархатной бумаге ниточками разных цветов

выкладывают буквы.

 Воспитатель:

Так как собранной информации нам достаточно для написания статьи мы своё исследование приостановим, но если вы хотите узнать ещё подробнее

о звуках и буквах, то можно эту информацию почерпнуть из телевизионных передач дома в «Теле Няне», «АБВГДейке». Но сразу оговоримся, что

телевизор смотрим не более получаса.

Обобщение информации.

Сейчас мы попробуем обобщить всю информацию, все собранные сведения, в одно целое, то есть нашу статью.

Дети приклеивают свои листочки на приготовленную газету «Дошкольник» с названием статьи «Вселенная звуков».

Воспитатель: Посмотрите на свои зарисовки, записи и расскажите, что мы узнали о звуках нового, интересного, что сможем рассказать другим по

результатам проведённого исследования.

Вывод:

Звуки – это колебания воздуха, которые человек воспринимает слухом.

Характер звука зависит от частоты колебаний воздушной волны. Чем чаще колебания, тем звук выше, «тоньше», чем реже колебания, тем звук ниже.

Чем сильнее звуковая волна, тем громче получается звук, чем слабее волна – тем он тише.

Благодаря работе своего уникального речевого аппарата люди со временем научились произносить членораздельные звуки.

Звук – это наименьшая неделимая единица нашей речи. В образовании звуков речи участвуют и шумы и тоны.

Звуки различаются между собой по месту и способу их образования в ротовой полости. Звуки различают слова по смыслу. Чередование гласных,

звонких и глухих согласных, а также мягких звуков, которые для слуха особенно приятны, создают напевность русской речи.

Гласные звуки можно спеть. Произнося гласные звуки, голос легко и свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преград.

Согласные звуки образуются, когда струя выдыхаемого воздуха встречает на своём пути препятствие, которое создают для неё органы артикуляции –

язык, губы или зубы.

Буквы – это значки, с помощью которых обозначают звуки на письме. Звуки мы слышим, а буквы пишем.
 

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ.

Молодцы! Мы с вами проделали огромную работу, которая сравнима по своей значимости и сложности с работой настоящих учёных и выполнили

поставленную задачу, собрали материал для статьи.

Не забудьте рассказать своим сёстрам, братьям, родителям всё, что вы узнали сегодня. Эти подарки-медальки «Умницы и умники» будут вам

напоминать о вашей проделанной кропотливой работе.

 

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.