Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста

30 октября 2011 в 18:35 - Наталия Шерстюк

Я работаю в логопедической группе, которую посещают дети с общим недоразвитием речи. ОНР связано не только с нарушением произносительной стороны речи, но и с обеднённостью лексики, нарушением грамматического строя речи, недостатком интонационных средств её оформления. Распространённость этих нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют уделять этим проблемам особое внимание. Если над ликвидацией нарушений произносительной стороны речи работает логопед, то воспитатель занимается закреплением, автоматизацией. Для этого существуют разнообразные дидактические игры, приёмы, упражнения и задания, позволяющие улучшить процесс логопедической работы в этом направлении.

Над обеднённостью лексики детей с ОНР мы работаем ежедневно. В процессе изучения лексических тем идёт расширение и активизация словаря детей, развитие связной речи.

Формированию и развитию грамматического строя речи способствует множество дидактических игр. Например, д/и «Какой, какая, какое, какие» учит детей: согласованию прилагательных с существительными; употреблению в речи качественных и притяжательных прилагательных. Цель д/и «Один и много»: совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные единственного и множественного числа; учить детей согласованию числительных с существительными. Д/и «Большой - маленький» учит детей образовывать уменьшительные прилагательные; закрепляет способность детей произвольно изменять силу голоса (говорить громко - большой, говорить тихо-маленький.)

Работа над недостатком интонационных средств оформления речи ведётся при помощи игр на развитие речевого дыхания. Это игры на развитие речевого выдоха, когда ребёнку предлагается сделать вдох, а на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять». Игры на развитие силы голоса. Упражнение «Ветер»: Осенью дует сильный ветер. Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завыванию ветра.

В головном мозге центры, отвечающие за развитие речи и координацию пальцев рук, расположены рядом, поэтому для успешного формирования правильной речи детей необходимо также развивать зрительно-моторную координацию (обводка, штриховка, выкладывание из палочек по образцу, копирование по клеткам); мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, работа с тканью, природным и бросовым материалом, конструирование, лепка); а также процессы мышления (что лишнее? скажи наоборот); внимания (нахождение сходств и отличий, систематизация по признаку); памяти (что изменилось? выкладывание из палочек по памяти); восприятия (дифференциация по заданному признаку).

Работа над развитием речи ребёнка - это многогранный и сложноорганизованный процесс. Задача воспитателя и логопеда - поддерживать взаимосвязь, что будет способствовать закреплению у детей навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса.

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.