Папки-передвижки

Использование физкультурных занятий для коррекции страхов у детей дошкольного возраста

11 ноября 2011 в 08:22 - светлана горюнова

Использование физкультурных занятий для коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Горюнова С.А. старший воспитатель  ГБДОУ  д/с № 32

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья. Определяемого всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым понятием для воспитателей и психологов будет психическое здоровье, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей.

Те или иные сдвиги в психическом здоровье могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, органических нарушений (изменений) головного мозга. Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым можно, в ряде случаев, предположить исходный характер нарушений. Скажем, неврозы часто выражаются беспокойством, страхами, неуверенностью, раздражительностью и обидчивостью, неустойчивым, легко меняющимся настроением. Подобные отклонения встречаются непостоянно – в основном там, где обстановка наиболее травмирующие действует на ребенка.

Безусловно, что только непосредственный контакт с ребенком, ознакомление с историей его рождения и жизни, встреча с родителями позволяют составить целостное представление о его нервно-психическом состоянии. Сама постановка диагноза – прерогатива врача, однако он нередко ставит его слишком поздно, когда уже требуется весьма продолжительное лечение. А между тем нервно ослабленным детям, не имеющим грубых нарушений, и тем более детям с неврозами – можно помочь на самом раннем этапе, используя психологические, а не медицинские меры воздействия. В этом могут помочь как психологи, родители, так и педагоги детских садов. ( Предупреждение отклонений в поведении ребенка Захаров А.И. СПб.: СОЮЗ , 2000. – 224 с. 3-е изд., испр. Серия: Психология ребенка.


Любой воспитатель скажет, что некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, не идут к врачу, отказываются играть в подвижные игры, вздрагивают от неожиданного звука и т.д. Во всех этих случаях речь идет о страхе. Природа их разнообразна. Страхи бывают возрастные, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития, и невротические страхи.

Какую же помощь могут оказать детям руководители физического воспитания, используя направление своей работы? Оказывается, немалую.

На первое место выступает - стиль общения с детьми, о котором сейчас не редко говорят. Сделать можно многое, если не оставаться равнодушным и не быть слепым проводником административно-командного стиля обращения с детьми. В детском учреждении не должно быть атмосферы казенного, холодного дома, бездумности, формализма и авторитарности. Радует то, что в настоящее время таких учреждений становится значительно меньше, чем в прошлые годы.

Вновь приходящие в детский сад дети, порой идут в спортивный зал с неохотой, опаской. Не следует с первого дня делать это насильно. У них и так много проблем в период адаптации, много нового, неизвестного. Для начала пусть ребенок привыкнет к новой обстановке группы, новым людям. Руководители физического воспитания, зная о таких детях, могут сами зайти в группу и попытаться установить контакт с ними. Для начала пообщаться со всеми детьми и попытаться, не навязчиво, познакомиться и с новеньким, обратив внимание на что-то привлекательное (внешний вид, одежду, игрушку и прочее). Пройдя первую ступень, можно познакомить малыша с залом. Но, если же опять встречаются « преграды», не следует проявлять нетерпение. Пускай ребенок посидит и посмотрит, чем в зале занимаются дети. Все по-разному включаются в детскую деятельность. Одному достаточно несколько минут, а другому потребуется не один день. Но, без сомнения, наступит тот момент, когда новичок сам встанет и войдет в игру. Безусловно, здесь не маловажную роль сыграет обстановка в зале: психологический комфорт и создание разнообразной развивающей среды, которая будет учитывать все двигательные потребности ребенка.

Для начала не нужно бурно реагировать на первые попытки ребенка, чтобы не спугнуть его. Но всегда держать его в поле зрения, определять его настроение, заинтересованность. Ну, а в конце совместной деятельности с детьми данной группы, обязательно похвалить его. Приветствовать каждый новый шаг таких детей, поощряя, поддерживая, не скупясь на похвалу.

Настя очень боялась гимнастической лестницы, выше третьей планки не поднималась. Педагог не настаивал на преодолении этого препятствия, которого ребенок так боялся, а старалась всячески подбодрить девочку. Для выполнения заданий руководитель физического воспитания использовал игровые методы, разнообразные сюжеты, интегрированные задания. И, когда Настя делала один новый шаг, педагог активно поддерживал маленькую победу ребенка, привлекая внимание сверстников. С каждым разом девочка поднималась выше. К концу учебного года девочка очень изменилась, она стала более уверенной в себе. Страх перед гимнастической лестницей – это была не единственная проблема, а одна из многих.

Безусловно, огромное значение имеет контакт с родителями. Традиционно используя в учреждении совместные физкультурные занятия детей и родителей по технологии Поповой М.Н. «Навстречу друг другу», можно решить многие проблемы, получить ответ на интересующие вопросы, разобраться в причинах детских страхов, предложить родителям некоторые советы и рекомендации. Педагог активно входит в контакт с родителями, а последние - со своими детьми. И, что особо важно, родители, при грамотном построении занятия, постоянно входят в тактильно - мышечный контакт с малышами.

На одно из таких занятий приходит с Настей папа, они отлично помогают друг другу преодолевать различные препятствия. И, уже на следующий день, были видны значительные изменения в лучшую сторону. Настю было не узнать. Конечно, не все проблемы были решены сразу, но результат был поразительным

Ну, а как же еще можно заниматься коррекцией детских страхов на физкультурных занятиях?

Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей. Действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. Дети и сами в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, лазают по деревьям, играют в прятки. Часто родители, да и воспитатели, заменяют подвижную игру интеллектуальными занятиями. Ребенок не может выразить себя эмоционально. Следует восполнить этот недостаток игры.

1. Игры с мячом: футбол, регби, внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови», «бросай», «поймай» и т.д., а также подбрасывание воздушных шариков, игра в кегли.

2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки, пробегание под «парашютом».

3. Борьба – соревнование, метание мяча друг в друга (при этом нужно увертываться от мяча), увертывание при пробегании между одновременно раскачивающимися подвесными мячами, «Ловишки с мячом», «Перестрелка».

4. Перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и т.д.

5. Прохождение по пенькам, стульям, находящимися на некотором расстоянии друг от друга, бумам.

Все эти несложные игры развивают быстроту реакции, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоциональное торможение и скованность. Воспитатель незаметно помогает слабым, которые, как и остальные участники игры, заслуживают одобрения и похвалы. В большей степени уменьшить страх и неуверенность в себе помогают игры: «Пятнашки», «Прятки», «Жмурки», «Кто первый», «Быстрые ответы».

Часто, страхи детей связаны со сказочными персонажами: змей Горыныч, баба-яга, серый волк и др. Используя сюжетные занятия, можно разыграть разнообразные ситуации. Проводить такие мероприятия необходимо со знанием дела, в тесно контакте с психологом, с воспитателями группы. Проигрывание этюдов на выражение страхов не занимает много времени и также могут использоваться на физкультуре. Различные игры, такие как «Туннель», «Капитан», где дети находятся в замкнутом пространстве, также способствуют решению данной проблемы. Интегрированные физкультурные занятия с включением игр на борьбу со страхом, также могут иметь место: дети рисуют то, чего боятся, а затем рвут на мелкие кусочки и все убирают в мешочек «для плохого настроения», крепко завязывают и выбрасывают. И другие варианты подобных игр возможно использовать в работе руководителей физического воспитания с дошкольниками.

Проблема страхов, тревожного состояния детей очень велика, имеет разные корни, требует решения. Но подходить к ней нужно осторожно. Только те педагоги, которые творчески решают возникшие проблемы, учитывая индивидуальность каждого ребенка и неиспользованные резервы психического роста, помогут облегчить состояние детей. Основы психического здоровья закладываются в детстве – это одно из наиболее ценных приобретений.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД