Использованию русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине

24 декабря 2011 в 19:48 - Елена Перепечаева
article2123.jpg

1. В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества,включая утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки и т.д. В качестве основных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений,сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость,уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, т.е. развитие межэтнических отношений. Формирование культуры мира и межличностных отношений.

Универсальным  механизма включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации,  являются педагогические технологии, при работе со сказкой.

Этим обусловлена актуальность исследования сказки. 

Как объект научного анализа она давно привлекает к себе внимание и лингвистов, и психологов, и философов, и антропологов, и этнографов и многих исследователей, каждый из которых находитсвой специфический срез исследования. Подобная специфичность сказки объясняетсяее общечеловеческой универсальностью, когда сюжеты, композиция и герои сказки становятся узнаваемыми для всех времен и народов.

Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией.  Они  уходят в глубь истории.

Сказка является  отражением человеческой культуры.

У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством  влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям,верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т.п.). 

Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает  детей к культуре  своего народа.


2. Познавательное значение русской народной сказки

  • Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.
  • Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
  • Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного. для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
  • В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза,калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением,  т.е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.
  • Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум.


 3. Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм. как средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему:

  • заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль  семьи в сохранении и передаче традиций;
  • познакомить с понятием дом - как  частью культуры,  местом основных жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья, а также как образца деревянного зодчества на примере иллюстраций к сказкам, мультфильмов, экранизаций, медиаобразовательных игр.
  • познакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством,орудиями производства; показать роль природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;
  • приобщая детей  к русской народной сказке и национальному фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;
  • освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка присказками пословицами,поговорками, загадками и т.д. из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных праздников;
  • познакомить со старинными предметами быта.
  • Познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения.


3.Основной формой и способом реализации этих задач являются:


  • Чтение сказок.
  • Рассказывание сказок.
  • Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам
  • Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой»
  • Дидактические и медиаобразовательные игры.
  • создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»( картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и медиаобразовательными играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).
  • Создание и пополнение «Короба сказок»
  • Проведение досугов  народных праздников.
  • Драматизация сказок.
  • игровые занятия;
  • комплексные занятия;
  • самостоятельная игровая деятельность детей;
  • самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • посещение кукольного и драматического театра.
  • Занятия в кружке «Мастерская Ляп Лепыча» (изготовление поделок из соленого теста идругих пластических материалов  по сюжетам сказок)
  • Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков, конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация выставки книг «Бабушкины сказки» (тематическая подборка разных изданий и года выпуска одной сказки).


4.Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую:

  • элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры -экспериментирования с предметами и материалами;
  • моделирование сказочных сюжетов;
  • творческие задания;
  • пластические игры и упражнения;
  • элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности,формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям.с помощью которых осуществляется творчество.


используемая литература: 

  1. Грекова Л.В. «Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» // Образовательные технологии XXI века /Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С. 196-199.
  2. Журнал"Дошкольное воспитание", №5, 2005 / «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» Зимина И. К.
  3. Коточигова Е.С;  Травина Т.С. «  Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками» /Ярославль/
  4. И. Кольцова. « Анализируя сказку»  / материализ Интернета, страничка «Воспитание сказкой»/
  5. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой» / Москва АСТ,2000/
  6. Л.А.Григорович, М.А.Ковардакова, « Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
  7. Р.Ю.Белоусова  «Педагогические условия ипрограмма использования сказок в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
  8. В.Пропп  "Исторические корни волшебной сказки".
Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.