Получи документы

Коррекция слоговой структуры слова в работе с детьми с ОНР.

24 августа 2011 в 08:49 - Мария Черенкова

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА, КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

 

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье.

 

Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во время не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Следует отметить тот факт, что нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.

Огромное значение для правильного воспроизведения слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова подвержены искажению чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.

 

Исследования, в научно-методической литературе по данной проблеме, представлены недостаточными, а порой и противоречивыми рекомендациями, несмотря на их актуальность.

Исходя из опыта работы с детьми, имеющими ОНР, невольно приходишь к тому, что данная проблема является крайне важной, требующая решения на самых разных стадиях её выявления. Ведь овладение правильной, чистой речью играет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка, а преодоление нарушений и совершенствование слоговой структуры слова является одним из факторов для овладения грамотой, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.

Поэтому одним из основных направлений своей работы, считаю коррекцию слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Искажение слогового состава слова призваны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи.

 

В этом случае речь ребёнка имеет выраженные отклонения, которые могут проявляться следующим образом:

1.Нарушение количества слогов:

-сокращение (пропуск) слога: «тенок» - телёнок, «поток» - потолок

- опускание слогообразующей гласной: «патина» - путина, «пинино» пианино;

- увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: бубалики» - бублики, «пелимени» - пельмени;

2.Нарушение последовательности слогов слове:

-перестановка слогов: «понялы» - поляны, «митуны» - минуты;

перестановка звуков соседних слогов: «летефоны» - телефоны, «довопады» - водопады;

3.Искажение структуры отдельного слога:

-сокращение стечений согласных: «тол» - стол, «нук» - внук;

- вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон, «канант» - канат и т.п.

 

Для того чтобы помощь детям с нарушением слоговой структуры слова была максимально эффективной необходимы ранняя диагностика и соответствующая работа по коррекции выявленных нарушений.

В основу такой работы мной был положен принцип системного подхода при воздействии на все компоненты речевой системы и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

 

Одним из важнейших факторов в работе имеет индивидуальный подход к детям, который призван учитывать возможности, а также характер искажений и нарушений слоговой структуры.

Так как классификация А.К.Марковой составлена по принципу наращивания и усложнения слогов, то в коррекционной работе по преодолению нарушений, следует обратить внимание на то, что только тщательное и последовательное обрабатывание каждого типа слоговой структуры. Даже если ребёнок не делает в нём ошибок, позволит благополучно и результативно преодолеть все нарушения.

 

В коррекционной работе по данной проблеме использую такие методы и приёмы как:

  • объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава;
  • медленное, послоговое проговаривание слова;
  • пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;
  • многократное повторение в ходе отработки.

 

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и развитие всех компонентов речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Это и подтолкнуло меня подобрать и систематизировать такой практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и параллельно с этим развивать все компоненты речевой системы, привлекая родителей к активному участию в коррекционной работе.

 

Подобранные задания помогут справиться с недостаточной сформированностью грамматических категорий, например таких как:

-употребление существительных единственного и множественного числа родительного падежа («Чего (кого) не стало?);

-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ( «Назови ласково»);

- согласование числительных с существительными («Назови 2 (5) таких же предмета»);

- образование притяжательных прилагательных («Скажи, чья (чьи) это?», «Назови, чьи предметы?» и т.п.);

- употребление существительных единственного и множественного числа творительного и предложного падежа («За чем мы пойдём в магазин?», «О ком спросим у работника зоопарка?» и т.п.);

- употребление глаголов 1 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени («Скажи, что ты делаешь?», «Покажи и скажи, что ты будешь делать?» и т.п.);

-образование относительных прилагательных («Назови какой») и т.п.;


А также развивать связную речь, например, учиться правильно строить предложения из двух и более слов при ответе:

Логопед: Что это?

Ребёнок: Это духи.

Логопед:  Чьи духи?

Ребёнок: Мои духи.

Логопед:  Где пятно?

Ребёнок: Пятно на пальто.

Логопед:  Чего у тебя нет?

Ребёнок: У меня нет букетика.

Логопед:  За кем мы будем наблюдать?

Ребёнок: Мы будем наблюдать за хомяками.

 

Опираясь на пособие Четверушкиной Н.С., где представлен словарный материал по первым 7 типам слоговой структуры слова, я изготовила дидактический материал с интересными заданиями и игровыми упражнениями на все 14 типов слоговой структуры слова, объединив 11 и 12 типы в один.

Разработанный дидактический материал предназначен для работы с детьми, как логопеда, так и родителей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

 

Дидактический материал содержит специальные практические задания на развитие мелкой моторики, сенсорики, зрительного и слухового внимания, логического мышления, в процессе обучения которых детям даётся возможность самостоятельно решать логические задачи по тому или иному типу слоговой структуры слова.

 

Например, в игровом упражнении «Отгадай что это?», ребёнку необходимо по определённым существенным признакам узнать тот или иной предмет:

Логопед: Круглый, масляный, румяный - это что? Ребёнок: Блин.

Логопед: Крепкий, острый, птичий - это что? Ребёнок:  Клюв и т.п.

 

Наряду с этим дети выполняют задания, где умело, применяют свои сенсорные умения и навыки, стимулирующие работу нервных окончаний, например, параллельно с обрабатыванием грамматических категорий и решением логических задач детям предлагается закрашивать предметы, подобрав нужный цвет.

 

В своих разработках большое внимание уделила иллюстративному материалу, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объём запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

 

Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.

Основной задачей своих разработок считаю оказание практической помощи логопедам, воспитателям и родителям (при выполнении домашних заданий с детьми) в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

 

Данный материал приносит положительные результаты в работе. Наши воспитанники:

-овладевают умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава;

-у детей развивается фонематическое восприятие;

-преодолеваются лексико-грамматические трудности;

-совершенствуется зрительное и слуховое внимание;

-нормализуется речевое и физиологическое дыхание;

-активизируется и обогащается словарный запас;

-развивается грамотная речь, мышление, память

-формируется важнейшие качества личности, такие как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, ответственность.

У детей появляется уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет им в общении со сверстниками взрослыми.

 



Литература.

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – С.-П., Детство-Пресс, 2001, - 46с.
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. – М., Книголюб, 2005, - 95с.
  3. Епифанова О.В. Логопедия. – В., Учитель – АСТ, 2004, - 95С.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1990, - 239с.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. – М., Творческий центр, 2007, - 93с.
  6. Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет, М., Творческий Центр, 2005, - 109с.
  7. Ткаченко Т.А. Развития фонематического восприятия, М., Гном и Д, 2005. - 32с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991, - 125с.
  9. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. – М., Гном и Д,2001, - 92с.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД