Мое новое обращение к молодым педагогам.

12 ноября 2011 в 09:18 - Ногина Светлана Витальевна

Продолжаю общаться с вами, мои молодые коллеги. Почему коллеги, надеюсь, те приемы, которые были описаны в трех первых статьях, вами применяются и приносят свои плоды.

Сегодня хочу поговорить о ситуациях, которые случаются, наверное, с каждым педагогом и рассказать, как я выходила из всех этих проблем, ну и, конечно, немного практических приемов.

Обычно под конец учебного года, дети устают от столь долгого общения с вами и сверстниками, поэтому перестают воспринимать многие приемы, которые раньше спасали вас и тут начинается: крики, толкание, шум и т.д. Что делать, если приемы не помогают. Предлагаю отпустить ситуацию. Да, да отпустить, правда, не совсем.

Когда со мной такое случилось, я просто предложила ребятам вести, так как они хотят, и раз они меня не слышать, я «затыкаю уши ваткой» и тоже перестаю их слышать. Конечно, сама продолжаю за всем следить – безопасность это мои обязанности. Картина предстает не очень радужная. Вроде начав играть, получаются ссоры, соответственно крик, деление игрушек и игр. Но я терплю. Когда дети начинают подходить и жаловаться, я показываю на уши и демонстрирую молча, что не слышу и не вижу. Проходит минут 15, и я беру самую красочную, НОВУЮ книгу и начинаю шепотом ее читать. Сначала подходит один ребенок, я так же шепотом предлагаю ему сесть и послушать, потом другой, третий и вся группа уже сидит и слушает. Я закрываю книгу и начинаю обсуждать, что с нами в группе случилось, так ли хорошо, когда воспитатель молчит и не слышит. Поверьте мне, если все это прошло на эмоциональном тоне и ребята почувствовали и прочувствовали ситуацию, то она не повториться. И заметьте - я не кричала и не критиковала.

А вот  другой момент. Предлагаете детям убрать игрушки и прибраться в игровой,  а они вас не слышат. Что делать? Тогда ставишь стульчики по середине группы в одну полоску, сажаешь всех на стульчики и сама начинаешь прибирать игрушки. Да, да сама. Но не просто так, а обсуждая каждую валяющуюся вещь, примерно так: «Очень красиво и приятно вам смотреть, как я ваш воспитатель подбираю за вами вещи. А еще хуже всего, что вы заставляете меня нагибаться и поднимать игрушки, а у меня спина болит». Ну и так 20 минут точно. Да дети будут вскакивать, пытаясь вам помочь, но вы должны выдержать паузу: «Спасибо, конечно, но уже поздно я сама уберу» и продолжаете «ворчать». Ваша задача подвести их к осознанию ситуации и принятию общего решения. У меня был такой итог. Дети пошептались и все хором сказали: «Извините нас, Светлана Витальевна». Ну, тут, конечно, я останавливаюсь и говорю: «Молодцы, что все вместе подумали и поняли, что как мне тяжело и обидно, что я вас учу прибирать, а вы меня не слышите, предлагаю закончить приборку вместе». Кстати, еще очень хороший прием, чтобы дети убирали игрушки – это на скорость и количество «Кто больше на место положит вещей», вы как жюри ведете подсчет.

Вообще меня спасали соревновательные моменты. У меня в раздевалку были вырезаны две картинки «розовый зайчик» и «синяя машина», для того, чтобы поощрять самый лучший шкафчик. Но прежде я проводила мастер класс, как красиво и аккуратно складывать вещи в шкаф и каждый день оценивала шкафчики. Но всегда предупреждала: «Иду проверять одежду в шкафах». И у кого все в порядке лучшей девочке весила «розового зайца», а мальчику «синюю машину». Картинки в течение года можно менять. Можно назначать дежурных, которые будут проверять одежду в шкафах.

Тоже происходило и с приемом пищи. В течение дня или недели столы соревновались между собой, а я выставляла на доску круги, разного цвета. Но соревновались мы не на скорость, а на самый аккуратный и правильный стол. То есть, чтобы тарелки были сложены в стопочку, чашки и блюдца унесены на поднос и все дети воспользовались салфеткой, только ни в коем случае не заставляйте выносить салфетки детей в туалет, все на поднос и на отдельное блюдце. Можно воспользоваться пирамидками разного цвета – «Чья пирамидка быстрее соберется»

Никак не могла приучить детей при подготовке ко сну правильно складывать одежду перед сном. Помогли мне игрушки. Я сообщила детям, что во время тихого часа у того, чей стул будет самым аккуратным, появится игрушка и этот ребенок может ей играть весь вечер. Потом уже приходилось запасаться несколькими заманчивыми игрушками. Я даже разрешала тем, кто быстрее всех заснул на следующий день спать с любой выбранной самим ребенком игрушкой. Попробуйте и вы узнаете, как это стимулирует детей. Можно предложить другой вариант, кто первый заснет, тот первый встанет.

Очень мои дети любили, когда я им пела в раздевалке песню «Кто у нас пригожий, кто у нас хороший. Катенька хорошая, Катенька пригожая». Пела имена тех детей, кто уже оделся. Потом все хором пели мне, какая я хорошая и пригожая.

Закончу свою статью еще одной ситуацией и приемом. Однажды я увидела, как Женечка бьет себя по голове и говорит «Я плохой, я дурак». Меня это обеспокоило. Дома все было в порядке, узнать это мне помог разговор с родителями ребенка. Стала наблюдать. Оказалось так его называет Паша. Пришлось начать прием. Хочу сказать, дети очень любят, когда мы рассказываем им о себе, какими мы были детьми. Вспомнила это и решила сыграть на этом. Посадила всех детей и начала: «Хочу поделиться с вами историей, которая произошла со мной, когда я ходила в детский сад и меня называли Светочка …..» и описала всю ситуацию, которая происходила между Женей Пашей и детьми, конечно, заменила имена, но характеристики и Жени, и Паши описала точно. В то время я знала, что Женя очень хотел стать моряком, как папа, этим я тоже воспользовалась. Закончила я свою историю так: «Да все обижали Колю (Женю), но потом мы поговорили и решили Коле помочь, стали следить за ним, помогать ему: одеваться, рисовать (то есть описываете действия, которые должны сделать дети) и вы знаете, он вырос и стал моряком». Не поверите, но такой заботы я никогда не видела. Все без исключения стали оберегать Женю, помогать, заботиться, говорить, что можно, что нельзя. И опять заметьте без криков и упреков.

Я всегда старалась улаживать конфликты таким образом. Когда ко мне подходили ребята, и начинали друг на друга жаловаться, я всегда останавливала и говорила: «Я бы хотела узнать, что ты сделал, а не он. Начни с фразы я …..» И вы знаете, девчонки, конфликтов не стало меньше, но оценивать дети научились поступки не других, а свои и свое участие и действия в конфликтных ситуациях. Наверно поэтому один мой воспитанник Миша, своему младшему брату сказал, когда тот стал своей маме рассказывать, что я на него ругалась: «Кто тебя ругал, Светлана Витальевна? Она не ругала, а учила, а ты значит, сам был виноват. Светлана Витальевна строгая, но справедливая». Вот мне и дали оценку, ради этого стоит работать и все учения прошли не зря.

Ну, все дорогие мои, до новой статьи.

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.