Особенности общения ребенка с окружающим в предметно-игровойдеятельности.

12 ноября 2011 в 09:07 - Малафеева Татьяна

Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога – помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению, и главное, сформировать ценностные к ним отношение. Исследования (В.И.Логинова, Г.Н.Бавыкина, Л.А.Мишарина) показывают: главным условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является системный характер представление о предмете. Важно раскрыть сущность предмета – его назначение, зависимость конструкции, строения и материала, из которого сделан предмет, от его назначения. Комплекс этих признаков помогает ребенку научиться различать и называть сходные предметы, например: кресло и стул, халат и платье. Системный характер представлений о предметном мире способствует освоению детьми и родовых понятий: мебель, посуда, транспорт, продукты и др.

Программа Васильевой предлагает путь вхождения ребенка в предметный мир согласовывать с этапами дошкольного  детства. Реализуя эту идею, воспитатель использует повседневные житейские ситуации и конструирует специальные образовательные ситуации  для знакомства младших дошкольников с предметами, (видовые понятия для знакомства младших дошкольников с предметами, () житейские ситуации и конструирует специальные образовательный ситуации), их назначением, способами пользования. Наиболее эффективны проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж (у обезьянки оторвалась пуговка – ее нужно пришить; вместе с ней дети рассматривают и обсуждают содержимое «волшебной шкатулочки», где лежат швейные инструменты).

Игровой персонаж дает возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной деятельности, побуждать к ведению диалога, осознанию разумного способа поведения в предметном мире.

Для знакомства с предметным миром целесообразен и специальный дидактический материал, моделирующий предметы посуды, одежды, мебели, у которых нет той или иной части или которые сделаны из неподходящего материала и потому не пригодны для использования по назначению (у чашки отбита ручка, а иголка сделана из бумаги и пр.). Дети эмоционально объясняют их и помогают игровому персонажу, например, купить в магазине нужный ему предмет.

Интегрируя игровую и познавательную деятельность, педагог создает проблемные ситуации для знакомства младших дошкольников с материалами. Так, развивая сюжет ролевой игры,  он предлагает слепить пирожки доля угощения кукол. Дети находят в игрушечном холодильнике тесто – сухие комочки глины. Попытка вылепить пирожки позволяет им осознать, что у них не получается и почему: «Тесто плохое. Как камень. Не лепится!»

Программа для младших дошкольников предполагает знакомство с видовыми понятиями на основе выделения существенных признаков. В этих целях используется система дидактических игр на классификацию («Оденем куклу на прогулку, гости пришли, магазин и др.»), где дети оперируют с наборами предметов и картинок, включающих предметы оного вида, различающиеся по несущественным признакам, и близких видов.

Так, в одном из вариантов игры «Магазин» на полках с посудой стоят стаканы, чашки, чайник и кофейник. Дети по очереди исполняют роль продавца, а педагог озвучивает игровых персонажей, например: «Мне нужны новые кофейные чашки», «Покажите, пожалуйста, вон тот красный чайничек. Как – нет?! А что же стоит на верхней полочке? Кофейник?!»

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.