Понять каждого

27 ноября 2011 в 23:57 - Татьяна Петрова

В настоящее время ни для кого не является секретом тот факт, что ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленького человека, повышают уровень его тревожности. Состояние психической нестабильности передается детям и порождает у них лавину эмоциональных проблем. Все чаще и чаще можно наблюдать, когда ребенок волнуется не только перед выступлением на празднике, но и при ответе на занятиях. Любое задание у таких детей вызывает излишнее беспокойство. Они легко расстраиваются, часто до слез. Во время выполнения заданий скованы, напряжены, не уверенны в своих силах, в себе, бояться столкнуться с какими – либо трудностями. Конечно, каждому ребенку присущи  определенные страхи. И это нормально, ведь ребенок маленький, слабый, а окружающий его мир таит в себе опасности. Однако, если страхов очень много, или он разрастается до слишком больших размеров, то можно говорить о проявлении тревожности в его характере. Я хорошо понимаю, что целенаправленное систематическое психологическое развитие необходимо каждому ребенку.


По моим наблюдениям, год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Им трудно выразить свои чувства, эмоции. А если и делают это, то в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми, дети становятся обидчивыми, раздражительными, лишаются естественного для своего возраста состояния радости. Такое  состояние оказывает негативное влияние на когнетивную, эмоциональную и поведенческую сферы жизнедеятельности ребенка. Поэтому, я считаю, что проблема исследования эмоциональной сферы детей особенно актуальна в наши дни.


Выявив особенности эмоционального состояния  дошкольников и потребности его развития, я определила для себя тему, над которой работаю последние три года. Она звучит следующим образом: "Использование нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в процессе формирования положительного психоэмоционального состояния дошкольника".


В обычной жизни человеку приходится сталкиваться с проблемами, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Научить дошкольников на основе собственных переживаний, наблюдений делать элементарные выводы, выдвигать предположения, возможно лишь в том случае, если перед ними будут возникать проблемные ситуации, которые позволяют вовлечь их в содержательную и активную работу. Поэтому мотивация, имеет важную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Я нахожу адекватные способы включения всех детей в разнообразные формы работы. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение с моей стороны, поэтому стараюсь к каждому найти индивидуальный подход. В одном случае это может быть образный текст, игровая ситуация или упражнение, в другом случае – общение со сказочным персонажем. Это дает возможность поддерживать у детей постоянный и устойчивый интерес.


Для эффективного использования времени детей на занятиях и в свободной деятельности использую следующие инновационные и традиционные формы работы: тренинги, беседы, этюды, упражнения, психогимнастику, игры-имитации, сказкотерапию, мызыкотерапию, словесные игры, ролевые, настольные, игры с песком и водой, изотерапию. На каждом занятии выделяю время для того,чтобы дети могли говорить о себе, своих ощущениях, высказывать собственное мнение, слушать других.


Стремясь достичь определенных результатов в своей работе, стараюсь овладеть не только мастерством убеждения, воспитания, передачи знаний, но и мастерством владения педагогической техникой. Мне необходимо иметь представление и о своем эмоциональном уровне. Ибо мое поведение, моя эмоциональная реакция является образцом для подражания детьми. Правильно выбранный тон, стиль общения, способность управлять вниманием детей, чувство ритма-все это является составляющими понятия «педагогическая техника». Именно этим определяется психологическая атмосфера в группе. Поощряя детскую инициативу, чутко относясь к жалобам детей, поддерживая эмоциональный комфорт в группе становлюсь спокойной я и сами дети.

Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении детьми знаниями, умениями и навыками, но в становлении базовых свойств личности: самооценки и  образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок.


На основании этого, во время проведения работы по данной теме я уделяю большое внимание развитию у детей умений, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения:

- умение кооперироваться в подгруппы переменного состава;

- умению сотрудничать, внимательно относиться к сверстникам во время игр, занятий, упражнений, уважать их мнение, помогать друг другу, заботиться, сопереживать и , наконец радоваться успехам своих товарищей.


Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических

Для решения поставленной задачи постоянно держу родителей в курсе событий, создаю возможность для ознакомления с работой по эмоциональному развитию детей на родительских собраниях, консультациях, вечерах вопросов и ответов. Новой формой наглядной информации  являются «Шпаргалки для родителей»: « Если ребенок испытывает страхи»,  «Стеснительные и замкнутые» и т.д., организовываю специальные экспозиции и выставки детских работ на темы: «Моя семья», «Рисуем радость», «Мой любимый сказочный герой», «Любимый воспитатель».

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.