Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликации

25 ноября 2011 в 10:20 - Ольга Силантьева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 140» г. Перми

Бахарева Людмила Николаевна Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 140» 2011г

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликации


Содержание.

Введение.

Теоретические основы развития познавательной активности в процессе выполнения аппликации.

Организация работы по развитию познавательной активности детей в процессе выполнения аппликации из природного материала.

Создание условий для аппликативной деятельности дошкольников.

Отбор форм и методов работы с детьми по аппликативной деятельности из природного материала.

Взаимодействие с семьей по вопросам развития творческих способностей детей.

Заключение.

Библиография.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.


Введение.

Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. От готовности человека к активной творческой деятельности зависят развитие и настроение современного общества. Возникает объективная необходимость формирования у подрастающего поколения нового типа мышления, активного, творческого стиля деятельности. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период. «Ребенок, осваивающий окружающий  мир, -  это  ребенок,  который  стремится  действовать  в  этом  мире» (Л. Леонтьев).


Интеллектуальное, эмоционально-нравственное, художественное состояние ребенка в процессе его практической деятельности проявляется в поступках, но оптимальное развитие ребенка возможно только при целенаправленном, систематическом и соответствующем возрастным особенностям обучении и воспитании (Выготский С.Л., Запорожец А.В., Пдъяков Н.Н. и др.), умелом руководстве различными видами деятельности детей, в том числе и продуктивными (Комарова Т.С.,Мухина В.С., Парамонова Л.А.).


Особое место в этом процессе отводиться изобразительной деятельности и изобразительному искусству, которые являются одной из форм активного, эмоционально-нравственного познания окружающей действительности, его творческого характера. Специфика художественной деятельности заключается в наглядно-образном и творческом преобразовании действительности посредством изобразительно-выразительных средств, благодаря чему она является эффективным средством воспитания культуры чувств, познавательной активности, развития творческого потенциала подрастающего поколения.


Цель моей работы: развивать познавательную активность в процессе аппликации из природного материала. Реализацию цели продумала через решение конкретных задач:

- создавать условия для развития  познавательных способностей детей в аппликативной деятельности.

- заинтересовать новыми способами аппликативной деятельности;

- стимулировать индивидуальную манеру выполнения аппликаций.


Теоретические  основы развития  познавательной активности в процессе выполнения аппликации из природного материала.

Дошкольный возраст – наиболее сенситивный период усвоения художественного опыта, накопленного человечеством (Комарова Т.С., Мухина Т.С., Саккулина Н.П. и др.). Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста рассматривается психологами и педагогами как сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая характеризуется творческой реализацией замысла (Ветлугина Н.А., Игнатьев Е.М., Комарова Т.С. и др.).


Аппликация выступает для детей специфической формой художественного познания и способствует постепенному усвоению и пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, стимулирующих познавательную потребность, любопытство перерастают в определенных условиях в любознательность, постепенно формирующиеся познавательные интересы, а затем и в потребность к систематическому активному усвоению и самостоятельному использованию знаний, умений, навыков.


Аппликация – вид изобразительного искусства, художественная техника, основанная не вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Это наиболее простой и поэтому доступный способ выполнения художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В результате появляется возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но в создании изображений на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности дошкольников.


Познавательная активность у детей дошкольного возраста в аппликации рассматривается, как усвоение доступного художественного опыта и инициативное, самостоятельное и творческое (на уровне возрастных возможностей и особенностей) использование его в собственной аппликативной деятельности. Своеобразие познавательной активности ребенка определяется тем, что она формируется в тесной связи с продуктивной деятельностью, с развитием навыков ручного труда.


При определении познавательной активности и выразительности в аппликации исходными данными были общие методологические положения о сущности художественного образа в изобразительном искусстве и специфике его формирования у детей дошкольного возраста. В своих работах дошкольники не только отображают окружающую действительность, но и дают ей эмоционально-личностную оценку.

Наиболее характерными особенностями аппликации являются:

- стилизованность, т.е. упрощенное изображение, основанное на передаче существенных признаков, отвлечение от второстепенных свойств, детализации;

- декоративность образа, характеризующая стилизованностью изображения, конструктивность композиции, декоративность колорита, техничность аппликационных элементов на фон.


Декоративность колорита – это выражение внутренней закономерности (сущности) украшения предмета, переданные локальным цветовым пятном, гармоничным или контрастным чередованием цвета. Конструктивность композиции – определенное расположение на плоскости частей и силуэтов в совокупности признаков симметрии, ритма, установление соответствия композиционного и смыслового решений. Техничность приклеивания аппликационных деталей – качественное и разнообразное владение способами наклеивания элементов изображения на плоскость.

Источником познавательной активности становятся противоречия, возникшие между усвоенными знаниями, умениями и необходимостью трансформировать их в художественную деятельность. Преодоление ребенком этого противоречия под  руководством взрослого приводит к ломке сложившегося стереотипа действий, к нетрадиционности мышления, побуждает ребенка трансформировать и реконструировать ранее устойчивые знания, способы действий, обуславливает проявление самостоятельности и творческого отношения к выполнению задания.


Изучение психолого-педагогической литературы, анализ детских работ по аппликации дали возможность выявить три уровня проявления познавательной активности детей в аппликации. Первый (высокий) уровень – устойчивый интерес к аппликации, высокая степень овладения аппликативными умениями, целостность, завершенность изображения, выделение главного; передача существенных признаков, самостоятельность и проявление творчества при выполнении работы; использование колорита, как одного из основных выразительных средств. Дети обнаруживают элементы новизны в трактовке образа, композиции. Второй уровень (средний) характеризуется достаточным овладением аппликативными умениями, однако наблюдается незначительное искажение формы, нарушение пропорций, подражание при подборе цвета; копирование способов выполнения работы. Дошкольники, отнесенные к данной группе, обращаются за советом и помощью к детям и взрослым. Их деятельность носит репродуктивно-творческий характер. Третий (низкий) уровень характеризуется недостаточной сформированностью аппликативных навыков и умений. При изображении формы ребенок часто искажает ее, нарушает пропорции, копирует способы создания изображения; работу доводит до конца только при помощи взрослого, нуждается в постоянной помощи и контроле. Аппликационная деятельность носит репродуктивный характер.


Анализ опыта работы, диагностика уровня знаний детей показали, что типичными недостатками в воспитании познавательной активности дошкольников в аппликации, являются недооценка роли подготовительной работы к занятиям по аппликации; крайне редки использование различных видов аппликационных работ вне занятий и беседы о них; аппликация не включается в содержание самостоятельной творческой деятельности, не создаются поисково-творческие ситуации, вся работа по выполнению аппликации носит подражательно-репродуктивный характер. Крайне мало используются эффективные приемы стимулирования и воспитания познавательной активности в аппликации.


Учитывая возрастные особенности детей среднего возраста: достаточно развитые координированные движения руки и глаза, способность всматриваться в предмет, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, образность изображений, способность к передаче несложных композиций, интерес к новым изобразительным материалам, техникам мы пришли к выводу, что начинать развивать творческие аппликационные способности необходимо именно в этом возрасте. Чтобы в полной мере добиться у детей творческого подхода к аппликации нужно воспитывать познавательную активность, а детей 4-5 лет недаром называют «почемучками». Ими все сильнее овладевает познавательная потребность, они все более настойчиво стремятся получить ответ на свои «что?» «где?» «как?» «почему?». Частично эта потребность удовлетворяется в общении с окружающим (прежде всего со взрослыми), но у ребенка есть и другая возможность утолить хотя бы на определенное время свою жажду познания практическим путем, в процессе манипулирования, предметной деятельности, занимаясь экспериментированием. В процессе познавательно-практической деятельности «почемучки» исследуют окружающую среду. Природа является лучшим учителем. Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и окружающему миру. В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность.


Аппликация из природного материала, на наш взгляд – это эффективный прием стимулирования и воспитания познавательной активности дошкольников, поэтому именно аппликацией из природного материала мы и решили заинтересовать детей. Главное это создать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявляли сами дети.


Организация работы по развитию познавательной активности детей в процессе аппликации из природного материала.

3.1.Создание условий для аппликативной деятельности.

В настоящее время существует множество методических рекомендаций, при помощи которых можно в полной мере осуществить решение задач по развитию творческих способностей, познавательной активности в процессе выполнения аппликации из природного материала. Для реализации этих задач необходимы определенные условия.


Успех обучения дошкольников во многом зависит от правильного выбора содержания детских работ, методики, последовательности обучения, учета возрастных особенностей. Знакомство детей 4-5 лет с приемами выполнения аппликации начинали в летний период во время прогулок, где обращали внимание на красоту окружающей природы, разнообразие формы, величины, цветовой гаммы. С целью воспитания интереса у детей к аппликации из природного материала, украшали совместно с детьми букетами из осенних листьев интерьер детского сада, использовали дидактические игры с засушенными листьями, инсценирование песни «дует, дует ветер» что позволило получить первый опыт по использованию природного материала.


Выполнять аппликацию из засушенных листьев детям среднего возраста намного сложнее, чем из бумаги. Это связано не только с их хрупкостью, но и отсутствием четкой цветовой окраски. Поэтому изначально перед детьми ставили простейшие задачи: найди нужный листок среди других, произвольно разложи  листья на полоске бумаги, приклей листок и другие (приложение).

Возрастные особенности детей 4-5 лет требуют обязательного использования наглядности в виде красочных образцов, схем, создание игровых ситуаций, поэтому мы наполнили предметно-развивающую среду новыми дидактическими и развивающими играми: «Чьи детки?», «Вот какие грибы», «Какое время года?» и другие, подготовили красочные поэтапные образцы, дидактические игрушки (приложение). В группе появился сказочный волшебный замок, где живет Лесовичок. Подобрали иллюстрации, которые в полной мере отразили красоту природы. Все это разместили в центре изодеятельности  так, чтобы было доступно для пользования в свободной самостоятельной деятельности.


Для целенаправленного руководства аппликативной деятельностью из природного материала разработан перспективный план, в котором определены задачи каждого занятия, отражена интеграция с другими видами деятельности игровой, познавательной, художественной, речевой (приложение 1). Такой подход к планированию позволяет видеть перспективу работы с детьми.


Таким образом, созданные необходимые условия стимулируют детей к аппликативной деятельности из природного материала, побуждают их к творчеству, использованию доступных средств выразительности. Все это находит отражение в свободной самостоятельной деятельности дошкольников.


Отбор форм и методов работы с детьми в аппликативной деятельности из природного материала.

Методика организации работы дошкольников с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности, а качество работ зависит от грамотного методического руководства со стороны педагога.


Работа с дошкольниками по изготовлению поделок из природного материала может быть организована в виде подгрупповой или индивидуальной работы в вечерние часы, в теплый период года во время прогулки. Наиболее оправдано обучать детей выполнению аппликации из засушенных растений примерно в такой последовательности:

- создание декоративных композиций на полоске, квадрате или круге из целых, не разрезанных листьев;

- изображение предметов из одного или нескольких целых листочков с дорисовкой мелких деталей гуашью или фломастерами;

- изображение предметов из деталей, часть которых получены приемом разрезания листочка по прямой линии.

По мере овладения приемами аппликации из засушенных листьев и изображения с их помощью различных предметов дети переходят к созданию сюжетных композиций.


Для лучшего усвоения детьми приемов обработки природного материала, а также удобства педагога в подготовке к занятиям, работу с природным материалом решили проводить блоками по три занятия, чередуя их с дидактическими упражнениями, целевыми прогулками. Все занятия объединены общим сценарием «В мастерской Лесовичка», так как игровая мотивация очень важна для детей этого возраста. На первых занятиях каждого блока дети знакомились с разнообразием природного материала. В процессе проведения целевых прогулок, экскурсий, наблюдений, учили детей замечать неповторимую красоту природы. Наблюдая из окна групповой комнаты за кленом, старались вызвать у детей чувство радости при появлении нарядного осеннего убора, желание собирать красивые осенние листья, рассматривать, любоваться их нарядной окраской, сравнивать по величине, цвету. Во время прогулок обращали внимания детей, на что похож тот или иной листик, предлагали составить из собранных листьев красивые узоры. Воспитывая желание самим делать поделки, предлагали рассматривать образцы, приготовленные воспитателем и детьми старшего возраста. Интерес к работе у детей всегда поддерживает художественное слово. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью  и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений побуждают детскую фантазию. Поэтому на протяжении всей работы присутствуют специально отобранные художественные произведения.


Особое внимание в работе с детьми уделяли игровой мотивации. В гостях у детей стал появляться сказочный персонаж, который живет в волшебном лесу в большом замке (приложение). Этот сказочный герой и «учит» детей как засушивать листья, красиво размещать их на тонированной бумаге. В его мастерской они находили различные природные материалы, рассматривали вместе с педагогом, определяли форму, цвет. Прежде чем вниманию детей предоставлялся образец поделки, предлагалось пофантазировать, составить что-то самим. Рассматривая, в очередной раз листочки и составляя из них какую-либо поделку, детям пришла идея дорисовать красками свою работу. Метод «тычка», освоенный в младшем возрасте, пригодился для дорисовывания пушистой травки, елочки и т. д.


Для создания заинтересованного отношения к работе детям предлагалось задание с элементами игровой мотивации, в которой игровые и учебные задания совпадали. Например, в дидактическом упражнении дети учились разрезать лист по прямой, а на занятии «Прятки» составляли  из них поделку.


Значительное место в педагогическом процессе было отведено упражнению детей в технике аппликации, широко использовались поисково-творческие задания:

- собери красивые осенние листочки. Рассмотри их, обведи пальчиком по контуру. Подумай и скажи, на что похож каждый листок;

- расскажи, в какие цвета раскрасила осень листья. Найди одинаковые по цвету; найди листочки, окрашенные не одни цветом, а несколькими;

- выложи из собранных листочков что захочешь: узор, картинку, какие-то предметы;

- положи листик на бумагу, обведи его по контуру карандашом, чтобы на бумаге остался рисунок листочка. Дорисуй и раскрась листок, чтобы получилась картинка с изображением предмета, птицы или животного и др.


Знакомство детей с последовательностью и способами изображения в аппликации из засушенных листьев сопровождалось словесными инструкциями о правилах пользования и обработки природного материала. Своеобразной формой обучения детей явились дидактические игры и упражнения: «Лото», «Угадай-ка», «Детки на ветке» и др. Очень нравиться детям рассматривать готовые работы, выполненные сверстниками,- каждый хочет научиться делать такие же поделки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое, поэтому в группе всегда пользуются успехом выставки детских работ.


Таким образом, использование разнообразных методов и приемов помогают осуществлять аппликативную деятельность из природного материала. Самое главное в такой творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он чувствует, что его способности востребуются, находки используются, он нужен коллективу.


Взаимодействие с семьей по вопросам аппликации из природного материала.

Велика роль семьи в развитии познавательной активности у детей. Дети доверчивы к взрослым, их души открыты окружающему миру. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать «вторую жизнь». Для родителей был проведен цикл консультаций «Природа и фантазия», в которых постарались раскрыть не только значение красоты природы для воспитания детей, но и дать практические советы по сбору сухих листьев, природного материала и его использование. У ребенка, который видит, как трудятся его родители, другие взрослые, возникает желание тоже сделать что-то полезное для других, доставить людям радость своим трудом, поэтому выставки совместных поделок детей и родителей стали традиционными в нашей группе. Члены семей воспитанников помогают в сборе природного материала, участвуют в проведении экскурсий.

И так, взаимодействие с семьей имеет большое значение в развитии познавательной активности детей.


Заключение

Наблюдение за деятельностью детей в процессе выполнения работы по аппликации и анализ детских работ показали, что изменился уровень познавательной активности. Большинство детей проявляли устойчивый, живой интерес к аппликации. Они инициативно предлагали и использовали в процессе продуктивной деятельности рациональные способы работы. Осмысленность, самостоятельность и проявление творчества при выполнении работы – вот показатель знаний многих детей. Проведенная диагностика показала рост уровня знаний детей (приложение 2).


Таким образом, при правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом оказывает огромное влияние на повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, способствует всестороннему развитию личности воспитанников.


Библиография

Э.К. Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала»

И.В.Новикова «аппликация из природного материала»

Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»

Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

У.М.Сидорова «Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР»

«Листок на ладони» Библиотека программы «Детство» под. ред. Л.М.Маневцовой

«Проблемы изучения и развития личности дошкольника» Сборник Пермь.

Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина «Программа эстетического воспитания дошкольников»

Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей / под.ред Т.С. Комаровой.


Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.