МААМ-картинки

Развитие творческой активности учащихся через создание на занятии ситуации успеха

28 апреля 2011 в 13:55 - Ирина Никешина

Развитие  творческой активности учащихся через создание на занятии ситуации успеха

«… Начатки творческой силы существуют  почти у всех… надо лишь создать для проявления ее подходящие условия».

С.Т.Шацкий.

 

Возможность получения дополнительного образования в свободное время в соответствии с желаниями воспитанников рассматривается мною как условие для активного поиска своего варианта раскрытия творческого потенциала и как среда для профессионального самоопределения, социализации личности и организации содержательного досуга.

 

Что такое творческая активность и можно ли ее развить через создание на занятии ситуации успеха?

Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. ( Толковый словарь Ожегова).

Творческая активность учащегося в моем понимании - это сформированное качество, выражающее интенсивность её деятельности по созданию нового продукта или совершенствованию существующего.

 

Основные компоненты творческой активности учащихся:

  • потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
  • преобразующее отношение к изучаемым предметам,объектам;
  • готовность к преобразующей деятельности;
  • эвристический потенциал;
  • сама преобразующая деятельность.

 

Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний,  фонда умственных приемов, операций: операции мышления (анализирующее наблюдение,  сравнивание, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана); общие способы учебной работы (умение слушать,  наблюдать,  планировать, контролировать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.

 

Действия по развитию творческой активности учащихся.

 

1. Мотивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности. Экскурсии в музей, выставки работ.

Формирование желания заниматься понравившимся видом деятельности.

 

2. Педагогическая диагностика начального уровня знаний и умений ребенка. Анкеты, игра, тесты, викторины, упражнения на креативность, на владение рабочими инструментами, беседа с детьми о культуре своего региона.

Снятие страха перед предстоящей деятельностью, освобождение от зажатости, вхождение ребенка в мир народной культуры.

 

3. Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса. Демонстрация ребенку готовых изделий - образцов, их использование в быту.

Выстраивание перспективы деятельности ребенка, корректировка учебной программы с учетом разновозрастного (10-15 лет) и разноуровнего состава детей.

 

4. Определение содержания учебно-воспитательного процесса. Составление технологических карт изготовления изделий совместно с ребенком. Инструктаж с опорой на культурные достижения народа.

Создание ребенку ситуации успеха.

 

5. Постановка воспитательных задач. Педагогическая инструментовка деятельности (авансирование, поощрение).

Самоопределение ребенка и педагога в предстоящей деятельности.

 

6. Планирование конкретной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Составление плана работы объединения, выбор форм.

Осознание ребенком себя как члена большой мастерской. Определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности.

 

7. Выбор воспитательных форм и методов. Скрытая помощь ребенку педагогом и детьми- «коллегами по цеху», одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали «изюминка» в каждой работе детей.

Укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживания и сочувствовать другому.

 

8. Организация и проведение учебно-воспитательных занятий. Педагогическая оценка деятельности ребенка: интонация, пластика, мимика, совет, намек, условное требование в игровой форме. Постоянное усложнение и повышение требовательности в ходе совместной деятельности. Перенос внимания ребенка на социально значимый результат.

Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания ребенка. Укрепление веры в успешное завершение дела, нацеливание ребенка на желание творить Развитие творческой активности, искать новое, создавать необычные творческие работы, самовыражаться в них, использовать новые изобразительные материалы и техники. Развитие коммуникативных и организаторских способностей ребенка.

 

9. Организация и проведение общего дела. Ярмарка народных умельцев, Город мастеров, выставки открытые занятия. Программы для двух и более объединений…

Самоопределение ребенка в выборе роли в общем деле, (генератор идей, мастер, активный участник, активный зритель, демонстратор…) в целях наивысшей самореализации в достижении успеха.

 

10.Анализ и оценка результатов воспитательной деятельности. Подведение итогов с детьми, анкетирование, тестирование, выдача сертификатов и наград, фотографирование авторов лучших работ, благодарственные письма родителям.

Закрепление позитивных качеств ребенка, нацеленность на дальнейшее занятие полюбившемся делом, обучение других.

 

11. Коррекция воспитательного процесса. Анализ педагогом собственной деятельности, корректировка учебных программ.

Рост профессионального мастерства педагога.

 

 

Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

 

Технологические операции создания ситуаций успеха.

 

1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

 

2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится...»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте о…»

 

4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

 

5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы…»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

 

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

 

Из личного опыта.

Мои занятия изначально предполагают личностно - деятельный подход. Личностно - деятельный подход в обучении связан с рассмотрением процесса декоративно- прикладного творчества с позиций категории деятельности, субъективно значимой для воспитанников. В центре образовательного процесса находится сам воспитанник - его потребности, мотивы, (направленности), цели, индивидуальность. В процессе продуктивной деятельности его позиция меняется от прилежного исполнителя к активному творцу, отслеживающему свои интеллектуальные и практические действия, в том числе пробные и ошибочные при решении различных учебных задач.

 

Считаю, что ведущими мотивами в становлении направленности к творческой деятельности является поисково-творческий интерес и понимание как высшей ценности (значимости). Для формирования этого я применяю известные методы обучения и воспитания: беседу, рассказ, объяснение, упражнение, учебные дискуссии, метод примера и. т.д. Занятия провожу в различных формах: занятие-путешествие, занятие-сказка, творческая мастерская, экскурсия и другие.

 

Обучая ребят изготовлению различных поделок из природного материала, знакомлю с различными техниками: «Аппликация», «Гобелен», «Терра», «Точечная техника».

 

Работая в технике «Аппликация», знакомлю с видами аппликаций, историей ее возникновения. Выстраиваю свое занятие в форме занятия- путешествия во времени. Предлагаю ребятам представить себя в роли пассажиров удивительного поезда, мчащегося во времени. Раздается свисток и под звуки стука колес поезда, на столе поочередно появляются названия станций: «Станция 2500 лет назад», «Станция Одежда», «Станция Интерьер», «Станция Флористика». На каждой станции знакомлю ребят с аппликацией в разное время. В итоге предлагаю, изготовить аппликацию по выбору: из ткани, бумаги, кожи. Дети сами выбирают, с каким материалом они будут работать, что им ближе. Ребята получают возможность свободного творчества, выражения индивидуальности.

 

Очень часто провожу занятия в форме занятия - сказки. Это одна из интересных форм занятия, которая помогает развивать творческую активность ученика. Так, например, занятие: «Изготовление картин, панно с элементами народной культуры». Определив цель: «Продолжить изготавливать объемные и полуобъемные композиции из природного материала, познакомить с русскими народными сказками», предлагаю выбрать самую любимую с детства русскую народную сказку. И когда сказка выбрана, подвожу детей к мысли : а хорошо бы инсценировать эту сказку. Ребята надевают костюмы полюбившихся им сказочных персонажей, и имеют возможность прожить жизнь этого сказочного героя. Так появилась целая серия детских картин по сказке «Колобок». В ней раскрылись не только прикладные и актерские умения, но в то же время ребята смогли прикоснуться к культуре своего народа.


Обучение в деятельности - это необходимое условие в развитии творческой активности, когда ребенок сам определяет, что ему делать и как, а педагог только помогает выбрать правильный путь решения поставленных перед ним задач.

 

Это помогает вырабатывать в ребенке художественный вкус, свое видение действительности, свой стиль, манеры изготовления картин. Самое главное - научить ребенка видеть мир в красоте и неповторимости и переносить свой нестандартный взгляд на свои работы. Строю свою работу ориентируясь на интересы каждого ребенка, стараюсь разбудить в них желание быть самобытным.

 

Особое внимание уделяю одаренным детям. На данном этапе у меня большой объем индивидуальной работы с каждым. Стараюсь уйти от «уравниловки»- к строго индивидуальному или индивидуально-групповому подходу.  Вот, например, моя ученица Крылова Марина – настоящий мастер своего дела. Ей достаточно небольшого рисунка 3 х 6 см. найденного в детском журнале «Веселые уроки» для того, чтобы из него  получился настоящий шедевр.

Из небольшого рисунка она разработала эскиз, набросок, обработала его на компьютере, подобрала природные материалы, технику выполнения. Я не навязываю своего мнения, а прислушиваюсь к интересам детей, стараюсь поддержать мало-мальски проявление творческого начала.

Так в процессе занятия в творческих мастерских появились новые техники изготовления картин: это техники «Гобелен» и «Точечная техника».

Эти техники появились благодаря детям. Они подошли к решению задач «со своей колокольни». Эти техники еще молодые, но уверяю вас, результат не заставит себя долго ждать. Изготовление картин в «Точечной технике» дает   широкий спектр применения природного материала, цветовой гаммы.

 

Учащиеся на протяжении нескольких лет выполняют индивидуальные заказы по изготовлению картин и панно для конкретных помещений, они, практически, работают на заказ. Можно задать любую цветовую гамму, и они изготовят картину или панно, которое впишется в интерьер и будет неотъемлемой частью прихожей, столовой, кухни, зала или детской комнаты.

 

Добиться этого мне помогают занятия, на которых использую элементы дизайнерского интерьера. Ребятам на таких занятиях очень нравится чувствовать себя настоящими профи. Задается определенная тема, и в течение одного занятия под музыку дети создают эскизы, из которых получаются настоящие шедевры.

 

Хочется поделиться творческой находкой, которая тоже помогает детям активизироваться. Творческое объединение «Флористика» которым я руковожу регулярно участвует во всевозможных выставках. Недавно в Красноярском краеведческом музее проходила выставка детских работ декоративно- прикладного направления. Мною была предложена следующая система оценки детских работ. Всем посетителям при входе на выставку давалось по пять клейких жетончиков, и предлагалось сделать выбор наиболее понравившихся работ. При подведении итогов все участники выставки получили объективную оценку своим работам.

 

Самым успешным учащимся помогаю организовать персональные выставки и провести мастер - класс. На протяжении последних трех лет были организованы четыре персональные выставки, учащихся на которых ребята делились своим мастерством.

 

Воспитанники объединения активные участники районных, городских, и региональных выставок. Все творческие достижения ребят систематизируются.

 

Развитию познавательного интереса, помогают внеучебные занятия: «Девица - краса - длинная коса», «День мультипликации»…

Важно, чтобы занятия порождали воодушевление и творческую активность учеников.

Создание ситуации успеха помогает ученику поверить в свои силы. Главное, уловить в детских глазах искорку интереса и понимания, творчества и разжечь её до яркой звезды.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД